"ВБ" - Оппозиция "вчерашних". Отставные начальники рвутся к власти в Киргизии 11:12 06.01.2005
Организация отставных начальников Звездная болезнь отечественной оппозиции
Замир ИМАШЕВ
Перед каждыми выборами в Кыргызстане появляется множество альтернативных групп, стремящихся к власти. Натолкнуться на фамилию отставного чиновника в списке участников таких организаций - дело вполне обычное. Только в битве за парламентские мандаты будут участвовать несколько бывших членов кабинета министров. Теперь - от имени "оппозиции".
В списке госдеятелей, сменивших политический колор, значатся Курманбек Бакиев (бывший премьер–министр), Роза Отунбаева (бывший министр иностранных дел), Муратбек Иманалиев (еще один бывший - глава внешнеполитического ведомства), Мисир Аширкулов (экс–секретарь Совета безопасности), Ишенбай Абдуразаков (бывший госсекретарь) и еще много "вчерашних" людей госаппарата.
Только в Народном движении Кыргызстана (НДК), по подсчетам заместителя его председателя, ныне участвуют около двух десятков (!) крупных отставных чиновников. Лидеры НДК в лице Бакиева и его заместителя Ишенгуль Болжуровой (бывший министр образования) спешат развенчать мнение о том, что под его крышей собрались "обиженные" властью. Но пока получается плохо. "Народное" движение за глаза называют "организацией освобожденных начальников".
Так или иначе, но опыт управленческой работы сейчас с успехом используется ими по ту сторону политических баррикад. Отставные чиновники взяли на себя бразды правления не только в НДК. Не так давно в Кыргызстане появилось движение "Ата–Журт", в сопредседатели которого попала Роза Отунбаева. Еще одна новорожденная организация, выступающая в лагере оппозиции, - "Жаны Багыт" - координируется Муратбеком Иманалиевым. А бывший секретарь Совбеза значится в Гражданском союзе "За честные выборы". Получается, "бывшие" - везде на первых позициях... К чему привыкли до приставок "экс".
Можно предположить, что обратно во власть их выталкивают новообретенные соратники из убежденных оппозиционеров. Бывшие, по крайней мере, часто признаются, что оппозиции в стране как таковой нет. Не сложилась, дескать, из–за амбиций. Некоторые противники власти, как призналась в одном из интервью та же Болжурова, "почему–то решили, что они приватизировали это звание". Да и ее коллега по НДК Замира Сыдыкова признает, что находиться в оппозиции очень удобно, поскольку можно "быть народными любимчиками и эксплуатировать свой имидж, ничего при этом не делая".
Впрочем, дележ портфелей - не самая главная проблема. Оппозиции, как кажется, грозит вырождение, поскольку она практически не чувствует притока молодой крови. За власть в Кыргызстане борются представители поколения, взращенного еще советской системой госаппарата.
Однажды выпав из государственной обоймы и став в одночасье оппонентами правящей элиты, они вновь стремятся в нее попасть. Что ими движет на самом деле: обида, амбиции, конъюнктура? А может быть, все из вышеперечисленного в той или иной степени?
"Вечерний Бишкек" попытался задать этот и другие вопросы одному из "отставных" - Ишенгуль Болжуровой. Еще совсем недавно она считалась приближенной особой. И даже значилась инициатором театральной постановки по книге первой леди. Однако что заставило ее внезапно сменить позиции, так пока и осталось для нас тайной. Вместо ответов в редакцию поступил юридический документ - некое соглашение, которое предлагала заключить нашему изданию зампредседателя НДК. Ишенгуль Садыковна соглашалась выступить на наших страницах в качестве интервьюера на определенных условиях.
Пересказывать документ не имеет смысла. Но, как утверждают квалифицированные юристы, соглашение может вызвать у их коллег чисто профессиональный интерес. Отчасти потому, что ни с чем подобным ни редакция "Вечерки", ни, возможно, любой другой местный журналист не сталкивался. Подобные соглашения привычны не для Кыргызстана, не для государств СНГ, а для западных стран. И заключаются, как правило, между изданиями и звездами кино или эстрады... Причем документ Болжуровой, отмечают специалисты, составлен на высоком профессиональном "западном" уровне.
Однако политики - не модели и не теннисисты. Они принимают решения, непосредственно касающиеся всех нас. И потому строить вокруг себя стены, возводить для избирателей цензурные полосы препятствий - по меньшей мере недостойно. А говоря откровенно, такие попытки свидетельствуют о слабости политического мышления, неготовности отстаивать свои убеждения, предвыборной недальновидности...
Политики, по мнению исследователей, делятся на революционеров, контрреволюционеров и "оборотней". Первые и вторые, как принято полагать, борются за власть для того, чтобы что–то изменить. Последним же она нужна сама по себе. А уж при каком строе или режиме - без разницы. Кстати, отпрыски многих из них учатся за "бугром" и свое будущее вряд ли свяжут с Кыргызстаном. Читайте об этом в одном из ближайших номеров.
5 января 2005 года. №1
|