Генерал А.Ильясов - Казахстан готов охранять границу с Китаем "в шахматном порядке" 11:52 07.01.2005
Граница в порядке. Шахматном
Мы привыкли воспринимать охрану границы еще по старым, советским канонам. То есть это густо расположенные заставы, посты, комендатуры. Что-то уже изменилось. Что-то только подлежит переосмыслению. Начальник регионального управления "Шыгыс" ПС КНБ РК генерал-майор Абдырзак Ильясов поделился с читателями "Литера" основными направлениями, по которым ведется реформирование организации службы на самом устоявшемся, классическом направлении охраны границы.
– В прошлые годы Казахстан имел всего около полутора тысяч километров охраняемой границы, сейчас эта цифра почти в десять раз больше. Посчитайте, если хотя бы через каждые сто верст выставить по заставе, сколько их нужно будет всего? Где взять такие средства? Правда, сейчас в этом нет необходимости. У нас существуют реально непроходимые участки. Поэтому было бы расточительным работать по старинке, тем более что существуют и другие способы. Можно, например, использовать ресурсы местных властей, в том числе и взаимодействующих с нами МВД, КНБ. Я думаю, что в перспективе даже на китайском участке мы будем искать новые формы и методы охраны границы. Если взаимодействие с соседями станет развиваться в сегодняшнем ключе, то, возможно, когда-нибудь зайдет разговор о совместной охране государственной границы. То есть не будет смысла параллельно выставлять посты с нашей и сопредельной стороны. Быть может, это будет организовано в шахматном порядке. Уже на протяжении нескольких лет китайская сторона занимается техническим оснащением границы. Если на отдельных направлениях будут построены эффективные системы обнаружения, то, я считаю, не будет необходимости в наращивании наших усилий на этих же участках. Там, скорее всего, можно будет ограничиться малочисленными постами.
– В связи с выполнением программы комплектования армии контрактниками встает целый ряд вопросов. Первый из них – размещение. Там, где подразделение стоит в селах, все более или менее ясно. Здесь квартиру или дом можно или купить, или снять. А если поблизости нет никакого жилья?
– Тогда есть два варианта – либо строить квартиры, либо охранять границу вахтовым методом. В Казахстане, я думаю, накоплен уже богатый опыт организации работы подобным образом. Вахтами работают таможенники, сотрудники МВД – на отдельных участках охранные структуры уже давно перешли к данному способу организации труда.
– А сколько у нас застав, полностью укомплектованных контрактниками?
– На киргизском участке все заставы – без солдат срочной службы. На китайском направлении уже в каждом отряде есть по нескольку подобных подразделений. У нас идет поэтапный перевод на службу по контракту. В чунджинском пограничном отряде, например, уже почти на 100% переведена на профессиональную основу комендантская рота. В ближайшее время также будут укомплектованы и рота связи, ремонтная рота. В других отрядах уже укомплектованы заставы боевых машин.
– Это лучше оправдывается или пока о результатах говорить рано?
– Прежде всего подготовка военно-служащих по контракту менее дорогая, чем обычных солдат. Срочника нужно привезти-отвезти – это деньги. За очередным набором приходится посылать офицера, то есть отрывать специалиста от исполнения служебных обязанностей – тоже деньги. Мы не привыкли еще такие моменты считать, но это все расходы. Потом прибывшего новобранца нужно учить, кормить, обеспечивать банно-прачечным довольствием. А контрактник – это человек, который пришел добровольно и заранее знает, что кормиться-стираться будет сам. Учиться военной профессии он будет, конечно, за счет пограничной службы, но качественно и надолго. В противном случае с ним просто расторгнут контракт.
– То есть теперь отпадает необходимость в содержании огромного штата служб обеспечения? Покушает дома, подстрижется в парикмахерской, постирается сам?
– Положительная сторона не только в этом. Контрактник все-таки взрослый человек, который сам за себя уже отвечает. Пограничники-профессионалы, кроме прочего – чаще всего из местных. Плюсы здесь следующие: эта категория относится к службе гораздо ответственнее, нежели те же "срочники", держится за нее – для них это работа, которая кормит себя и близких. Ведь в приграничье зачастую другой работы просто не существует. "Контрактника" не нужно уговаривать служить честно и достойно. Кроме того, парни отлично знают местность. Им не нужна адаптация. В курсе обычаев и традиций, сложившихся в регионе. И еще, что немаловажно, – их служебная деятельность проходит на глазах односельчан, перед которыми не хочется выглядеть некрасиво. Я перечислил положительные моменты от нововведения.
– И это еще не все?
– Без учета реалий последние лет 15-20 велась подготовка в учебных центрах. Чего скрывать, новобранец после шестимесячной учебы далеко не является подлинным положительным лидером в своем подразделении. Он еще не имеет опыта, не приобрел даже тех элементарных знаний, коими обладают его подчиненные старшего призыва, которыми новоиспеченному отделенному предстоит командовать. Так быть не должно. Хорошо, что сейчас сержант-контрактник уже как-то отличается от "срочника". По крайней мере, он имеет вес.
– Но приходится слышать и нарекания в адрес самих офицеров…
– По крайней мере, в нашем региональном управлении мы добились того, что "сверхбыстрый" карьерный рост офицеров постепенно уходит в прошлое. Начальник заставы уже не работает на своей должности менее двух лет. Это своеобразный прорыв, так как появляется преемственность. Я думаю, еще года два-три, все устоится, и мы будем получать тех офицеров, которыми раньше всегда выгодно отличались пограничные войска. Каждый должен будет проходить через все ступени. И тогда молодой человек, пришедший служить на заставу, в начальнике (капитане, майоре) увидит зрелого офицера. А тот в свою очередь в подчиненном увидит того, о ком нужно проявлять постоянную заботу. Но пока еще бывает, что командир и рядовой пограничник почти ровесники, и, может быть, это иногда дает не те результаты, которые мы хотим.
Беседовал Игорь НЕВОЛИН, фото Андрея МАГАЯ, Алматы
6.01.2005
|