Скупают все. Китайцы приобрели "культовый" бастион европейской цивилизации – французский парфюм 06:21 17.01.2005
Китайский блицкриг на Запад
Юрий КОВАЛЕНКО
Наращивая наступление на "западном фронте", Китай овладел одним из "культовых" бастионов европейской цивилизации – французским парфюмом. Фирма "Уотсон", входящая в состав гонконгского концерна "Хатчисон вампоа", принадлежащего 76-летнему миллиардеру Ли Ка-Шингу, приобрела за 900 миллионов евро крупнейшую на Старом континенте сеть парфюмерных бутиков - "Марионно". При этом китайцы, по мнению экспертов, предложили очень хорошую цену за французскую фирму, убытки которой только за первую половину минувшего года составили 78 миллионов евро. В результате вздохнули с облегчением глава и основатель "Марионно" Марсель Фридман, равно как и 9000 служащих 1235 магазинов, половина из которых находится за пределами Франции. Китайцы, видимо, спасли фирму от банкротства.
Это не первая сделка "Хатчисона вампоа" и его филиала "Уотсон", руководимого британцем Айеном Уэйдом, в Европе. Им уже принадлежат сети магазинов в Германии, Великобритании, Польше, Чехии, Венгрии и Латвии. Ли Ка-Шинг, который в свое время пользовался поддержкой Дэн Сяопина, играл связующую роль между Гонконгом и КНР. Сегодня его империя "весит" 74 миллиарда долларов и, среди прочего, является мировым лидером в сфере контейнерных перевозок.
На первых порах 72-летний Марсель Фридман, бывший активист ФКП, ставший миллиардером, сохранит за собой свой пост президента – генерального директора "Марионно", но руководящую команду ждет основательная перетасовка. Косметика и парфюм, ежегодная продажа которых в мире превышает 200 миллиардов евро, отныне попадают в сферу интересов китайского капитала, несмотря на то, что в самой Поднебесной употребление духов по-прежнему считается чем-то "мало приличным". Однако все больше и больше китайцев хотят жить по западным стандартам. Ли Ка-Шинг планирует развернуть кампанию в России, на Украине и в Белоруссии. "Мы заинтересованы в новых приобретениях, - заявляет Айен Уэйд, - и у нас на это есть деньги".
Мощный блицкриг китайского капитала вызывает смешанные чувства на Западе. С одной стороны, здесь приветствуют иностранные инвестиции, с другой – несколько озабочены масштабами безудержной экспансии. "Всему миру придется приспосабливаться к китайскому капитализму, - отмечает газета "Монд". – Если до сих пор Китай рассматривался в основном как гигантская мастерская мира, то в последнее время Пекин демонстрирует свое намерение играть ключевую роль во всех планетарных делах". По данным журнала "Форчун", среди 500 крупнейших компаний мира китайских пока всего 15, но пять лет назад их было в три раза меньше.
Наибольший интерес они проявляют к энергоносителям и природным ресурсам, к высокой технологии и к финансам. Только во Франции китайский концерн ТСЛ за два последних года прибрал к рукам производство телевизоров фирмой "Томсон" и мобильных телефонов компанией "Алкатель". Группа "Леново" в декабре 2004 года за 2 миллиарда долларов приобрела часть акций самой "Ай-Би-Эм". Другой концерн "Хайер", специализирующийся на производстве бытовой техники, располагает двумя десятками заводов заграницей, включая Соединенные Штаты. Со своей стороны, автомобильная компания "Шанхай Отомотив" приобретает корейскую "Ссанг Йонг Мотор", вместе с которой, возможно, наладит производство внедорожников в России. Одновременно она ведет переговоры о приобретении британского "Ровера", который испытывает серьезные финансовые проблемы. Не сидят сложа руки и китайские нефтяники. Корпорация "Чайна нэшнл ойл оффшор" изучает возможность приобретения заокеанской нефтяной группы "Юнокаль". Одновременно на передовую выходят крупнейшие банки Срединной империи. Китайцев интересуют все, включая продукты питания. В апреле минувшего года их фирма приобрела французское предприятие "Консервы Прованса", специализирующееся на помидорах.
Все эти операции пользуются поддержкой китайского правительства, которое всячески поощряет "интернационализацию" своих индустриальных гигантов. Располагая колоссальными валютными резервами, Пекин стремится любой ценой сохранить высокие темпы экономического роста и, в частности, избежать ревальвации юаня, которая явилась бы тормозом дальнейшего развития.
Если в недавнем прошлом китайцы делали ставку на кооперацию с Африкой, Латинской Америкой и Ближним Востоком, то теперь они переориентировались на Запад. Они не хотят больше выступать в роли субподрядчиков европейской промышленности и успешно осваивают западные методы управления и маркетинга. Этот китайский динамизм, подчеркивают специалисты, набирает обороты с каждым месяцем. В то время как экономика западных стран "окостеневает", а капитализм предпочитает почивать на лаврах ренты, констатирует, не скрывая своего восхищения, газета "Монд", китайские предприятия действуют смело, азартно, идут на риск. Словом, они полны решимости потеснить конкурентов и занять место в ударной группе мировых лидеров. И нет никаких сомнений в том, что им это рано или поздно удастся.
17.01.2005
|