Альтернативная экономика. В Киргизии создан штаб по борьбе с контрабандой 10:20 18.01.2005
Как покончить с контрабандой В республике создан штаб по борьбе с контрабандой.
Анара СОЛТОЕВА
Анализ, сделанный Управлением экономической безопасности СНБ республики показывает, что за счет контрабанды ГСМ, алкогольной продукции, табачных изделий казна недосчиталась за прошлый год около 1 миллиарда сомов налогов.
Решаема ли эта проблема и кто должен ею заниматься? К сожалению, власти пока осторожничают, дескать, в этом вопросе не стоит ждать прорыва, нужен тонкий подход.
Между тем контрабанда имеет устойчивую тенденцию к росту. Теневики открыто говорят о своих связях с таможенниками и фискалами. По оценкам Межведомственной рабочей комиссии, контрабанда ликеро–водочных изделий приблизилась к 35,3 процента от производства и 18,7 процента от потребления. Большая часть горячительных напитков изготавливается в подпольных мини–цехах. По словам одного из налоговиков, даже обещания вознаграждения за выявление этих цехов эффекта пока не дают. Самая большая доля самопала приходится на провинцию, здесь ее учетом практически никто не занимается.
165 миллионами сомов исчисляются потери госказны от контрабанды табачных изделий. Свои легальные объемы и прибыль теряет и табачная промышленность. О нешуточной угрозе контрабанды заговорило руководство крупнейшего в Кыргызстане табачного предприятия: "Контрабанда - это угроза инвестиции, роль государства - защита наших интересов". Анализ текущей ситуации, сделанный сотрудниками компании, поражает осведомленностью. Просто письменное руководство к действию для наших силовых структур. В нем есть все, начиная от названий рынков, куда поступает контрабандный товар, заканчивая указаниями точных маршрутов его доставки.
Весьма прибыльным делом стала контрабанда бензина и других горюче–смазочных материалов. Уровень "черного" оборота ГСМ, по официальной статистике, составляет 30 процентов от общего потребления. В крупных и густонаселенных районах, таких, как Бишкек, Чуйская область и южные регионы, этот показатель приближается к 40 процентам.
Все большее развитие получает так называемая серая контрабанда. Схема проста: нечистоплотные торговцы покупают ГСМ у официальных поставщиков со всеми легальными документами, затем, прикрываясь полученными счет–фактурами, завозят в страну без уплаты налогов и сборов в три–четыре раза больше товара, чем задекларировано. Вот и получается, что в год казна теряет 300 миллионов сомов от этих афер.
Это лишь верхушка айсберга, а сколько фактов осталось за кадром, остается догадываться. Гадать приходится и по поводу расплывчатых фраз "за контрабандистами стоят могущественные силы", а посему явление это чуть ли небессмертное. Может, поэтому за последние 3–4 года не осудили ни одного преступника. Их не пугают приговоры, да и размер штрафов, ибо выгода намного превосходит риск.
О путях очищения отечественного бизнеса от скверны воровства предприниматели и крупные инвесторы поставили в известность правительство, ждут конкретных действий. Они считают, что, помимо чисто экономических методов борьбы (снижение ставок акцизов и налогов), необходимо активнее применять и совокупное воздействие фискальных, экономических и административных мер. Самым уязвимым местом нелегалов является складское хозяйство, поэтому основной удар стоит направить именно на эти звенья. Кроме того, как известно, основные потоки контрабандных изделий попадают в страну автотранспортом, посему именно он должен быть под пристальным вниманием наших контрольных органов.
Предлагается осуществлять завоз ГСМ в республику только специализированным железнодорожным транспортом, иные средства исключить. Слив ГСМ на нефтебазы должен идти лишь с железнодорожных цистерн. Необходимо разработать и внедрить специальные бланки счет–фактуры, выдаваемые исключительно компаниям, осуществляющим реализацию подакцизных товаров, - винно–водочных изделий, ГСМ, табака. Кроме того, контроль и прозрачность таможенных постов и процедуры закупки акцизных марок помогут выявить подельников среди работников фискальных органов.
Также предприниматели предлагают часть надзорных функций передать бизнес–объединениям по отраслевому принципу. Логика здесь простая - контроль конкурентов друг за другом гораздо жестче, чем контроль коррумпированного чиновника. В этой схеме механизм взяточничества будет фактически исключен. Хотя бы в силу того, что размер любой взятки просто несопоставим с потерями.
Высказывались мнения перевести всех импортеров подакцизных налогов, прежде всего ГСМ и алкогольной продукции, в Комитет по доходам. Это позволило бы собрать в одном месте всю информацию о потребностях страны и общем количестве ввозимых в республику подакцизных товаров.
Таких предложений множество, вопрос: не будут ли они гласом вопиющего в пустыне? В данном случае опасения делового люда понятны, ибо, к сожалению, призывы бороться с контрабандой зачастую дальше слов не шли. По крайней мере, до нынешнего времени.
№8 за 17 января 2005
|