Г.Амиршоева - Таджикистан объявил войну народным целителям 00:05 21.01.2005
В Таджикистане народных целителей пытаются поставить в рамки закона Государство требует, чтобы все представители народной медицины обзавелись лицензиями и платили налоги. Стоимость лицензии определена в размере 10 минимальных зарплат - примерно 40 долларов. Отныне государство будет регулировать и цены на услуги врачевателей.
Гульнора АМИРШОЕВА из Душанбе, специально для IWPR
Тридцатилетняя жительница города Душанбе Зебо Холова за восемь лет семейной жизни так и не смогла забеременеть. Врачи поставили неутешительный диагноз - бесплодие. Муж Зебо, не дождавшись наследника, собирался расторгнуть брак, и тогда в конце 2003 года соседи посоветовали Зебо обратиться к целительнице, проживающей в их махалле.
В новогоднюю ночь на 2005 год она родила долгожданного сына. После долгих лет обследования и бесполезного лечения у разных врачей Зебо вылечилась у целительницы Гульбахор, но для самой целительницы наступают трудные времена.
Радостная весть о рождении первенца у своей пациентки для Гульбахор была омрачена новостью о вступлении в силу закона "О народной медицине". Государство требует, чтобы все представители народной медицины обзавелись лицензиями и платили налоги. Стоимость лицензии определена в размере 10 минимальных зарплат - примерно 40 долларов. Отныне государство будет регулировать и цены на услуги врачевателей. Если раньше пациенты платили кто сколько может (обычно 1-3 доллара), то теперь тарифы должны согласовываться с медицинскими и финансовыми органами и утверждаться прейскурантом.
В соответствии с новым законом, народными лекарями могут считаться только потомственные целители с элементарными медицинскими познаниями, прошедшие курс обучения и сдавшие экзамены в Республиканском центре восточной медицины или в Институте последипломной подготовки Минздрава. В настоящее время в стране всего 5 целителей, получивших лицензию; остальные работают нелегально.
"В моем возрасте обучаться азам народной медицины и бегать за всякими бумажками смешно. Наверное, придется отказывать людям в помощи или уехать в другой город, хотя их вознаграждение - мой единственный источник существования, да и прогонять нуждающихся во мне больных я не имею права", - сожалеет целительница Гульбахор.
Директор Республиканского центра восточной медицины Зебо Бахромова считает, что лицензирование поможет уберечь население от шарлатанов, выдающих себя за целителей. "В последние годы развелось огромное количество шарлатанов, выдающих себя за народных врачевателей. Сегодня выявлено около 300 таких "лекарей", но в действительности их намного больше", - говорит она.
Местные печатные издания пестрят частными объявлениями типа: "Гадаю, лечу космической энергией", "Сниму сглаз и порчу", "Вылечу от всех болезней при помощи кармы", "Ясновидение, народное лечение". "При помощи таких объявлений мы и выявляем шарлатанов и заставляем их прекратить свою деятельность", - признается замдиректора Центра восточной медицины Назира Ходжиева.
В Таджикистане почти в каждом районе и селении имеются свои знахари, гипнотизеры и экстрасенсы, не имеющие даже среднего образования. Учитывая, что услуги официальной медицины стоят дорого и недоступны многим жителям страны, шарлатаны получают прекрасную возможность, выдавая себя за квалифицированных целителей, обманывать население.
"Нередко люди, пострадавшие от "народных целителей", обращаются к официальной медицине, когда помочь им уже нельзя - слишком поздно", - говорит Ходжиева. 35-летняя жительница Гиссарского района Саодат больше года лечилась от бесплодия у одного лекаря-муллы. Она и не пыталась обращаться к врачам, доверяя только религии. Лекарь уверял больную, что сможет вылечить ее от бесплодия. В итоге после различных процедур и бесполезных молитв Саодат стало совсем плохо, и родственники повезли ее в городскую больницу. По дороге женщина умерла. Врачи, осмотрев ее, поставили диагноз - рак матки, отметив, что могли бы помочь больной, обратись она год назад.
Тракторист из Ленинского района близ Душанбе долгое время доказывал жителям своего кишлака, что гепатит можно вылечить овечьим жиром. Были и трагические случаи последствий его "открытия" - несколько летальных исходов. Представители Центра восточной медицины направили в районную прокуратуру письмо с требованием пресечь незаконную медицинскую деятельность тракториста-лекаря.
Целители в большинстве своем негативно восприняли новый закон, по их словам, лишающий их единственного источника дохода. Недавно к 30-летнему целителю Амиру наведались представители Центра восточной медицины, налоговых и правоохранительных органов. В приказном тоне они рекомендовали Амиру прекратить свою частную медицинскую деятельность, ссылаясь на то, что он не имеет лицензии и не платит налогов.
Контрибьютор IWPR встретилась с Амиром как раз в тот момент, когда у дверей его дома стояла длинная очередь желающих попасть на его сеансы. "Разве ангелы платят налоги?" - спросил он. Амир уверен, что дар целительства дан ему от Бога. "Почему я должен платить государству из своих скудных доходов, ведь не оно даровало мне способность врачевать, а другой профессии у меня нет?!" - возмущается Амир.
Амир, имя которого изменено в целях безопасности, получил дар пророчества и исцеления в 7-летнем возрасте, когда был поражен детским церебральным параличом. Врачи говорили, что он просидит в инвалидной коляске всю жизнь. Тогда родители Амира отвезли его в Самарканд к известной в то время целительнице. Она сказала родителям Амира, что у ребенка есть дар исцелять, и если он не начнет этого делать, его болезнь будет прогрессировать. С того времени Амир начал заниматься целительством, и его болезнь отступила. По его словам, болезни людей и способы лечения ему подсказывают ангелы.
Как рассказал IWPR Амир, в списке его пациентов - те же прокуроры, государственные чиновники и работники милиции, которые теперь пытаются заставить его прекратить свою деятельность.
"Если бы в нашей стране законы работали, как в цивилизованных странах, я бы согласился на такие условия, но это - фарс и вымогательство. Сами же законодатели и стражи порядка пользуются нашими услугами, - говорит Амир. - Если меня не оставят в покое, я уеду за границу, куда меня уже давно приглашают работать".
|