И.Адырбеков (аким Кызылординской области) - Лишнюю воду Сырдарьи мы пустим в Караузяк, Жанадарью... 10:33 21.01.2005
Сырдарья: между половодьем и засухой
Касым ИМАНБЕРДИЕВ
Половодье в низовьях Сырдарьи аукается во всем Центрально-Азиатском регионе. Правда, каждое из четырех трансграничных государств воспринимает и реагирует на него с учетом личной безопасности или экономических расчетов. Казахстану выпала самая трудная доля - бороться с последствиями. Все закономерно - у природы свои законы. И не считаться с ними - значит играть с огнем, пусть и у воды. Речь об этом, в частности, шла в материале "Сырдарья ждет Архимеда" ("ЭК" за 15 января т.г.).
Ситуацию, сложившуюся в регионе, корреспондент "Экспресса К" попросил прокомментировать акима Кызылординской области Икрама АДЫРБЕКОВА.
- Икрам Адырбекович, многие республиканские СМИ пишут, что в сегодняшней ситуации повинны власти региона. Критика прозвучала и на совместном заседании межведомственной рабочей группы и Министерства по чрезвычайным ситуациям. Каково ваше мнение на этот счет?
- Ситуация говорит сама за себя. Однако она сложилась не сегодня, хотя сделано немало по ее предупреждению. Бесспорно одно: учитывая уроки прошлого сезона, необходимо не только принять превентивные меры, но и сделать стратегические выводы, адекватные ситуации. Время и обстоятельства требуют выработать новую концепцию распределения и использования воды Сырдарьи с учетом политических, экономических, климатических и иных реалий.
По мнению многих ученых и экспертов, повышение воды в Сырдарьинском бассейне началось еще в начале 90-х годов прошлого века и, похоже, приближается к своему максимуму, который может сохраняться до 30 и более лет. В низовья Сырдарьи последние годы поступает до 18 кубокилометров воды. Заметим, что при Советском Союзе попуск в 7 кубокилометров уже считался катастрофическим. Следовательно, нам предстоит не только сопоставлять данные, прогнозировать климатические изменения и экономические интересы трансграничных государств, но и думать над тем, как и на чем должна базироваться новая концепция.
На мой взгляд, первое и главное условие - стабилизация попуска воды в низовьях Сырдарьи на основе долгосрочных и взаимовыгодных договоренностей с государствами Центральной Азии. Ясность нужна не только зимой, когда вода направляется главным образом в Арал, но и летом, когда в ней нуждаются посевы сельхозкультур.
Во-вторых, после достижения определенного взаимопонимания нужно приступить к выработке собственной концепции использования воды с учетом экономических перспектив региона и нужд Арала. В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на статус и функции реки. Как известно, в советские времена при освоении левобережного массива Сырдарью полностью перепрофилировали в грандиозный канал. Так, на правом берегу были построены защитные дамбы протяженностью 400 километров, на левом - 120. Расчет велся на попуск воды в объеме до 450 кубометров в секунду.
Сегодня попуск доходит иногда до 1000 кубометров. В прошлом году было укреплено 122 километра дамб, которые предохраняют от затопления областной центр и другие населенные пункты. Для сравнения: протяженность реки по области по одному берегу составляет 1271 километр. Чтобы полностью укрепить Сырдарью дамбами, никаких денег не хватит. Да в этом и нет смысла. Он в другом - в надежной защите населенных пунктов. Там же, где вода не представляет опасности, а напротив, обернется благом, ее нужно пускать на орошение пастбищ, лугов и заполнение озер. Кстати, в регионе когда-то насчитывалось более 300 озер, сегодня же нет и 100. Такие примеры нарушения экологического баланса, вымирания флоры и фауны можно приводить до бесконечности. Поэтому считаю жизненно необходимым вернуть реке ее исконные природные функции.
- А как в вашу точку зрения вписываются реализуемый проект "Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Арала" и второй проект, который пока в чертежах и расчетах?
- Скажу больше, существует еще один проект - восстановление лугов и пастбищ стоимостью 5 млн долларов. Таким образом, с одной стороны, мы препятствуем природным процессам, с другой - собираемся создавать их искусственно. Полагаю, что в этом мало логики.
Здесь уместно сказать о Караузяке - рукаве Сырдарьи, куда уходило до трех кубокилометров воды. В его пойме некогда были прекрасные пастбища, рыбные и охотничьи угодья. Немаловажно то, что через 185 километров Караузяк вновь впадал в Сырдарью, поэтому о пустом расходовании воды не было и речи. А таких оазисов вдоль Сырдарьи несколько. На их восстановление нужно до 2-2,5 млрд кубометров воды, которую сегодня мы не знаем куда девать. Кстати, восстановление старых русел - Новошиелийский и Жанадарья - снизит нагрузку воды на Кызылординский гидроузел на 300 кубометров в секунду.
Что касается проекта "Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Арала", то он успешно реализуется. Сооружен гидроузел Айтек, завершается строительство Кокаральской перемычки, возводятся гидроузел Аклак, другие объекты. Хотя реализация проекта завершится в 2006 году, он уже сегодня приносит огромную пользу. Так, сегодня в Арал пропускают на несколько миллиардов кубометров воды больше, чем раньше. Однако в данном проекте попуск воды рассчитан на 450 кубометров, причем, когда будет укреплено 100 километров дамб и выпрямлено русло реки на протяжении 7 километров. Поэтому при реализации проектов по Аралу и Сырдарье следует учитывать новые водохозяйственные обстоятельства.
Речь идет прежде всего о том, что Сырдарья в зависимости от сезонов года имеет далеко не тождественный характер. Между тем именно предсказуемость реки является основой спокойной и плодотворной работы. Все зимние хлопоты на Сырдарье сводятся к тому, куда направить лишние 300 кубометров воды в секунду. О восстановлении старых русел я уже говорил. Теперь о попуске воды в Арал. Русло реки, особенно рядом с населенными пунктами, сужено, так как там установлено 8 понтонных мостов. Транспортные сообщения между селами по разным берегам никак прерывать нельзя. Следовательно, в низовьях реки необходимо построить, как минимум, 2-3 современных моста. И таких строительных и гидротехнических мер предстоит принять немало.
Полагаю, что нынешняя критическая ситуация требует адекватных подходов к решению проблемы. Нам не остается ничего другого, как искать золотую середину между половодьем и засухой.
№12 за 21.01.2005
|