КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 26.01.2005
22:58  Два пикета в Ташкенте: правозащитный у Генпрокуратуры и... альтернативный, там же
21:27  "Оранжевая революция" в Узбекистане вполне возможна. Считают А.Орипов ("Эрк"), Н.Хидоятова ("Озод Дехконлар") и В.Иноятова ("Бирлик")
19:40  Фото дня: Демократические выборы в Ираке. Без комментария
18:31  В Казахстане будут собирать автомобили Skoda
17:00  Д.Косырев: Барабан Страдивари, сделанный в ЦРУ, или О глобализации "с незападным лицом"
16:09  Ильхам Алиев в Тебризе. Иран и Азербайджан подписали девять документов о сотрудничестве
15:17  "Гуанмин жибао": Почему США вновь подогревают ядерный вопрос Ирана

14:14  Слухи о китайских террористах, угрожающих США "грязной бомбой", оказалась ложными
11:25  А.Ниязов: Парламент Узбекистана приступает к работе
11:10  "Слово Кыргызстана" - Гастролеры "киргизской псевдореволюции". Дуремары нынче в цене
10:47  С.Маркедонов - Гуд бай, СНГ! Зачем Россия кормит и поит потенциальных "Тимошенок"
10:23  Сафар Бекжан - У входа на тот свет. Как я сидел в ТашТюрьме. Часть 4-я
08:36  Иранская ядерная программа близка к "точке невозвращения". Нагнетает истерию "Jerusalem Post"
08:03  Слетаются. В Киргизию прибивают 200 "независимых наблюдателей" только от ОБСЕ
07:46  Идут лавины... МЧС Киргизии закрыло автотрассу Ош-Бишкек
07:40  "Los Angeles Times" - Перемена пола в исламской стране. Опыт Ирана
07:39  "Розовые" голодранцы. Пока Саакашвили кривляется в ПАСЕ Бурджанадзе благодарит Россию за реструктуризацию грузинского госдолга
07:37  "Страна Ру" - Лидеры СНГ хотят заручиться поддержкой Кремля. Россия усиливает свое влияние на постсоветском пространстве
07:29  Gazeta.kz - Эскулаповы слезы. Почему буксует реформа здравоохранения Казахстана
07:20  Дело Фалькон и Миттеран-сын. Мандат Интерпола на арест афериста ("казахстанского" бизнесмена) А.Гайдамака остается в силе
07:05  К чему бы это? ЦИК Киргизии приписала все зарубежные "посольские" участки к бишкекскому №1 (бермет-акаевскому)
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Афганистан   | 
Сиддик Бармак - "В Афганистане смотрят советское кино". Начат российский прокат 1-го афганского кино "Усама"
06:58 26.01.2005

Сиддик Бармак
"В Афганистане смотрят советское кино"
МАРИЯ ДУБОВА, СЭМ КЛЕБАНОВ

Сегодня на экраны России выходит первый афганский фильм "Усама" о девочке, которую завербовали в армию бен Ладена. Режиссером картины, получившей целый букет международных премий (в числе которых награды в Каннах и голливудский "Золотой глобус"), стал бывший выпускник ВГИКа Сиддик Бармак. Накануне российской премьеры Сиддик Бармак ответил на вопросы "Новых Известий".

– Московский ВГИК вы окончили давно, но до сих пор неплохо говорите по-русски. Часто ли вспоминаете студенческие годы?

– Вспоминаю, ведь это золотые времена. У меня были прекрасные друзья-однокашники, великолепные педагоги. Я учился в мастерской Юрия Челюкина, он, к сожалению, был убит в 1985 году в Мозамбике. Потом наш курс взял под опеку Андрей Юренев. А преподавала нам такая чудесная семья киношников – Константин и Анатолий Кокорины. Были и другие прекрасные педагоги. Это все те люди, которым я бесконечно благодарен. Не будь их, вряд ли бы я здесь сидел и разговаривал с вами.

– Известно, что, вернувшись из Москвы, вы скрывались в Пакистане от афганских талибов.

– Да, по сути, только последние два с половиной года перед падением режима талибов. Это было связано прежде всего с тем, что мне было негде работать и фактически не на что существовать. Я даже предпринял попытку найти единомышленников или хотя бы временную работу на территории бывшего СССР – три месяца мыкался в Таджикистане. Естественно, безуспешно.

– Вы – первый режиссер в Афганистане, снявший художественную картину после падения режима талибов и отмены многолетнего тотального запрета на кинематограф. Ваш фильм как раз рассказывает о временах правления талибов в Афганистане – временах, когда женщина не могла даже выйти на улицу без сопровождения мужчины. Давно ли вы задумали этот проект?

Героиня режиссера Сиддика Бармака стрижется под мальчика, чтобы поступить в школу, но попадает в пункт подготовки боевиков.
– В те времена я жил в эмиграции в Пакистане и, конечно, только и мечтал снять какую-нибудь картину о том, что творилось на моей родине. Сначала задумал короткометражку. Мне на глаза попалась газетная статья, которая рассказывала о маленькой девочке из Кабула: она мечтала пойти в школу, но не могла даже выйти на улицу, потому что была девочкой. И тогда она совершила маленький подвиг: она остригла волосы, подбрила брови, подстригла ресницы и в таком виде отправилась "грызть гранит науки". Меня так потрясла эта история, что я решил снять об этой девочке маленькую картину. Но потом началась работа над сценарием, который обрастал все новыми и новыми маленькими историями. Некоторые вспоминал я сам, другие рассказывали мне друзья, приезжающие из Кабула. В конце концов, историй накопилось на полноценный полнометражный фильм, который я назвал "Усама".

– Почему, на ваш взгляд, стало в принципе возможно, что Афганистан вдруг как будто "провалился" на много веков назад? Ведь ваша родина на долгое время стала почти средневековой страной, в которой господствовал фашизм и самая жестокая дискриминация женщин, которую только и знала мировая история?

– Я считаю, что сам режим был частью большой политической игры, где мечтали выиграть нефтяные компании. Талибы же были в игре лишь пешками. Потом стало ясно, что и за нефтяными компаниями, а значит, за самими талибами и за спиной Усамы бен Ладена стоит кто-то другой, кто-то из внешнего мира – тот, кто был заинтересован, чтобы народ во всем мире думал, что в падении башен-близнецов виноват афганский народ. А я как раз в своем фильме хотел сказать: не судите о народе по поступку одного его представителя (причем недоказанному поступку!). Этот народ недостоин того, что вы о нем думаете, он достоин уважения, такого же, как любой другой народ – будь он в Америке, Израиле или России.

– А что происходит сейчас с афганским кино? Его ведь при талибах вообще не было?

– Конечно, ситуация, которая сложилась за эти годы в Афганистане, просто кошмарная! Большинство наших кинематографистов живут в других странах. Конечно, мы приглашаем их вернуться, но соглашаются немногие. Останавливает тот факт, что в разгромленной стране нет даже элементарных средств к существованию: дома разрушены, в них нет электричества, воды, газа – ничего! Но те, кто сейчас все-таки живет в Афганистане (и я в том числе), продолжают верить в возрождение нашего кинематографа. Мы собираемся возобновить работу в кино. И я, например, прошу своих друзей-афганцев, которые живут в других странах, если уж они не могут вернуться и работать здесь, то пусть хотя бы снимают кино об Афганистане, во имя Афганистана.

– Кинотеатры Кабула возобновили свою работу?

– В общем да. Сейчас активно работает семь кинотеатров. Но в основном у нас показывают индийское кино и, как ни странно, американское. Кстати, у нас "крутят" и российские картины – точнее, древнесоветские, из так называемых закромов нашей родины. Конечно, я надеюсь, что когда-нибудь наш народ увидит и афганское кино.

Справка "НИ"

Сиддик БАРМАК родился в Афганистане в 1962 году. В 1987 году окончил режиссерский факультет ВГИКа в Москве. Сделал несколько короткометражек и документальных картин в Афганистане. Был одним из советников Ахмада Шаха Масуда. В 1996 году Бармак был вынужден эмигрировать в Пакистан. Талибы уничтожили все его фильмы. После падения режима талибов Сиддика Бармака пригласили возглавить возрожденное афганское государственное киноагентство. Первый же полнометражный художественный фильм "Усама", который он снял в 2003 году, завоевал ряд престижных международных премий: приз за лучший игровой фильм и приз Ива Монтана "За лучшую женскую роль" на фестивале "Молодость-2003" в Киеве, награду публики (PSB Audience Award) и приз "Новые течения" (специальное упоминание) на фестивале в Пусане (Южная Корея, 2003), приз молодежного жюри "За лучший иностранный фильм" и приз AFCAE Award на 56-м Каннском кинофестивале-2003, американскую премию "Золотой глобус-2004" "за лучший иностранный фильм".

26.01.2005

Источник - Новые Известия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1106711880
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Рабочий график первого президента
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 сентября 2020 года №597
- Администрация президента Токаева: исторический очерк
- Мажилисмены об ответе на депзапрос: Генпрокуратура не выявила нарушений в нефтегазовой сфере
- Помощник Президента – Секретарь Совета Безопасности посетил сервисный антикоррупционный центр "Antıkor Ortalyǵy"
- Кадровые перестановки
- Более 16 тыс. иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность в Казахстане
- Генеральную систему преференций обсудили Министерство торговли Казахстана и Правительство США
- Какие новые развязки и улицы появятся в Алматы рассказали в полиции
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх