А.Файнберг - Узбекская махалля: традиции, основа государства и безопасности 01:18 27.01.2005
Узбекская махалля - традиции, основа государства и безопасности
Артур ФАЙНБЕРГ, Политолог,
Особенности строительства гражданского общества в Узбекистане неразрывно связаны с менталитетом и укладом жизни населения, его историческими и культурными корнями. Исторически сложилось так, что основной формой общественного устройства у оседлого населения Средней Азии была община. Только община помогала выжить группе населения, проживающей на одной территории в условиях местного климата и поливного земледелия. Неслучайно в Азии не было широко использования раба в качестве основного средства производства. Это отмечали даже непопулярные сегодня Маркс и Энгельс, которые выделили отдельный "азиатский" (общинный) способ производства. Уклад жизни узбекского народа неразрывно связан с махаллей (некой общиной). Нам, привычным индивидуализму европейцам, тяжело понять что такое махалля. Дать достойный эквивалент понятию "махалля" жителю западных стран практически невозможно, ибо его просто нет. Очень часто махалля становится неотъемлемой частью человеческого бытия от рождения до смерти. Общими словами можно сказать, что махалля это объединение людей, соединенных незримыми узами общности территории, на которой они проживают.
Махалля - уникальное явление узбекского этноса, соединяющее патриархальные особенности сельской жизни, когда все жители кишлака знают друг друга, с реалиями современного города. Это и своеобразная форма восточной демократии, которая дает человеку возможность вырабатывать методы взаимодействия с обществом и государством. Здесь зарождаются первые узы дружбы, которые потом проходят через всю жизнь. Здесь все вместе отмечают праздники, печалятся горестям и невзгодам. С понятием "махалля" неразрывно связано другое - "хашар". Когда люди, объединившись по зову сердца и соседского долга, строят дом, проводят свадьбу, провожают в последний путь... Принадлежность к махалле, как некой целостности, придает человеку силы, делает его более устойчивым в бурном море житейских проблем и забот.
Махалля является своего рода общественным инструментом воспитания молодежи, влияния на ее развитие, при этом не ущемляя прав личности. В махалле, где все на виду, тяжело срыть недоброе и преступное. Именно поэтому она играет важную роль в обеспечении безопасности всего общества. В настоящее время в западных странах остро стоит вопрос обеспечения безопасности общества, отмечаются такие факты, как пассивность населения к происходящему у соседа, считая, что "моя хата с краю", именно это становится причиной "успешных" проведении террактов.
Используя отсутствие бдительности и безразличия у населения в России удалось взорвать целые дома, провозить взрывчатку и оружие в мирные города, готовить и осуществлять терракты. Сегодня роль махалли в Узбекистане вновь возрастает, как одного из гарантов стабильности всего общества. Опыт махалли может быть востребован в других странах как мощный фактор борьбы с терроризмом, вы первую очередь именно в профилактической форме. Не случайно, многие зарубежные "правозащитные" и экстремистские организации критикуют создание махаллинской структуры, якобы, "ущемляющей личные права и свободы человека, порождающей "стукачество" и отсутствие свободы слова". Эта критика в первую очередь вызвана осознанием опасности для проведения ими своей работы по распространению исламского экстремизма и проведению террактов.
Опыт создания местного самоуправления как основы гражданского общества тернист и труден. Не все проходит гладко, однако сама идея махалли несет позитивный заряд и другим странам стоит обратить внимание на положительный опыт Узбекистана.
|