"Вароруд": Почему религиозные миссионеры рвутся в Таджикистан? 01:23 30.01.2005
РЕЛИГИОЗНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ: "ЗА" И "ПРОТИВ" Почему религиозные миссионеры рвутся в Таджикистан?
Тилав РАСУЛ-ЗАДЕ
Таджикистан после тысячелетнего лишения государственности вновь приобрел независимость и как бы зацепился за оборванный со времен деградации крупной империи Саманидов конец исторической генерации. В этот важный исторический момент важно не забывать пусть даже простую истину, внушаемую нам идеологами: "завоевать независимость - сложное дело, а ее сохранение еще сложнее".
Достижение суверенитета и независимости в Таджикистане было сопряжено, как известно, с междоусобными и межклановыми катаклизмами. Крупные и сильные кланы посягали на маленькие и слабые, привлекая и мобилизуя криминальные авторитеты против своего народа. Был период, когда все государственные рычаги управления были парализованы. Страна вползала в экономический и идеологический кризис.
Буквально с приобретением независимости и объявлением страны "демократическим, правовым, светским, социальным и единым государством" в республику стали прорываться представители религиозных миссионерских конфессий. Они, пользуясь выданным шансом на использование плюрализма мнений и убеждений, быстро и оперативно зарегистрировали свои уставы и программы в министерствах и ведомствах, местных структурах власти РТ. Обширно и целенаправленно начали реализовывать свои ближайшие и перспективные планы, перетягивая на свою сторону все большие слои и категории населения.
Ни для кого не секрет, что абсолютное большинство населения Таджикистана, за исключением тех, кто воспитан в духе атеизма и национального нигилизма, исповедует ислам. Доля русских и вообще русскоязычного населения в Таджикистане после его иммиграции в начале 90-х годов снизилась к 2000 году до 3% от общей численности населения республики. Есть города и районы, где русскоязычных можно пересчитать по пальцам. Тем не менее, ислам в условиях Таджикистана лишний раз доказывает терпимость этой гуманной религии к другим религиозным учениям. И законы республики создают для представителей всех религий и религиозных конфессий равные права на деятельность.
"Религиозный плюрализм в Таджикистане явление обычное и имеет под собой законодательную базу" - говорит Хамза Пулатов, председатель комитета по делам религии при хукумате города Худжанда. Согласно статье 26 Основного закона (Конституции) РТ "каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов". В статье 8 Конституции РТ подчеркивается: "В Таджикистане общественная жизнь развивается на основе политического и идеологического плюрализма .Идеология ни одной партии, общественного или религиозного объединения, движения или группы не может быть признана как государственная. Общественные объединения и политические партии созданы в рамках Конституции и законов РТ. Религиозные организации отделены от государства и не могут вмешиваться в государственные дела". Все это соответствует принципам, заложенным во Всеобщей декларации прав человека, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН под № 217 от 19.12.1948 года, Международному пакту о гражданских и политических правах, ратифицированному РТ в 1998 году, законам РТ "О общественных объединениях", "О религии и религиозных организациях", другим законодательным актам Таджикистана". О том, что в Таджикистане действительно созданы условия для свободы вероисповедания, свидетельствует рост числа мечетей, свободная деятельность других религий и конфессий. По словам Хамзы Пулатова, сейчас только в городе Худжанде зарегистрировано 41 пятикратная мечеть и действует 8 немусульманских религиозных организаций. Это "Возрождение", церковь "Святой Марии Магдалины", церковь "Божья любовь", община евангельских христиан-баптистов, церковь "Сонмин- Сунбогим", Община "Бахаи", община "Надежда", община "Адвентисты 7-го дня". Почти все эти организации, за исключением церкви "Святой Марии Магдалины", которая имеет вековую историю, появились после 90-х годов, точнее после приобретения Таджикистаном независимости. Если какая-то из этих организаций существовала во времена Советского Союза, то только подпольно. Теперь они не только открыто объявили о своем существовании, но и официально зарегистрированы. Все было бы хорошо, если бы не проводилась целенаправленная пропаганда идей другой религии среди людей с целью их отторжения от исповедуемой ими доселе религии. При этом обращение в другую религию людей порой достигается путем их подкупа. В сети миссионеров попадают чаще всего люди, оставшиеся без средств на существование.
"Я сам родом из Армении говорит пастор церкви "Божья любовь" города Худжанда Артур Мусаэлян. - У себя на родине учился в школе с математическим уклоном, потом в Москве в автодорожном институте, но через некоторое время решил посвятить себя религии. Как-то мне пророк Иисус прислал откровение и сказал: "Езжай в Таджикистан". И я приехал в этот солнечный край призывать людей к богослужению. Собрали средства. На них приватизировали здание, которое переоборудовали в церковь. Сейчас к нам приходят сотни людей молиться. Это и молодое, и старое поколения. Нуждающихся мы по мере возможности кормим, обуваем, одеваем".
Справедливости ради нужно сказать, что обращение человека в другую религию нередко происходит по доброй воле, что можно расценить как действенность проводимой миссионерами пропагандистской работы. Хоть и говорит Артур Мусаелян о том, что церковь существует исключительно за счет пожертвований, есть сомнение в том, что вряд ли ее можно содержать за счет незначительных пожертвований незначительного числа прихожан. Возможно, существуют другие финансовые источники, о чем миссионеры предпочитают не распространяться.
"У нас есть мера пожертвования - десятина или, как говорят местные, дахяк. Это значит, что ежемесячно мы одну десятую часть своего дохода жертвуем для содержания церкви, - говорит Салим Шарипов, прихожанин церкви. - Помимо того, у нас есть и такое понятие, как так называемая "Хадя" ("Подарок"). Мы приносим одежду и обувь, другие не нужные нам вещи, которые могут пригодится другим. Самое главное для нас - проявление милосердия, забота друг о друге, уважение и любовь к человеку и Богу".
Использование чисто персидских и арабских понятий представителями другой неисламской религии говорит о том, что среди прихожан немало представителей народов Центральной Азии - таджиков, узбеков и кыргызов. Казалось, что ничего плохого и противозаконного в этом нет. Каждый волен выбирать религию. Ведь и народы, исповедующие сегодня христианство и буддизм, сегодня все чаще обращаются в ислам. Но не учитывается один фактор: вероятность возникновения на этой почве религиозного конфликта. Мусульмане всегда относились с пониманием к чувствам тех народов, которые исторически имели неисламское убеждение и проповедовали другую религию, но они могут не воспринять тенденцию обращения мусульман в другую религию. Тем более, что некоторые религиозные конфессии ведут целенаправленную религиозную пропаганду с целью отторжения местного населения от ислама.
"Когда я первый раз пришел в церковь "Сонмин - Сунбогим", расположенную в городе Чкаловске, - говорит журналист Алишер Махатов, - меня шокировал прием новых посетителей. Пастор перед началом молитвы открыто задал вопрос: "Есть ли среди вас новые посетители? Если есть, пожалуйста, пройдите вперед!" Ничего плохого в том, что к нам проявили уважение, нет. Весь вопрос в том, что я с другом были приняты в новые члены конфессии, хотя в церковь я попал чисто из чувства любопытства. Наше внимание сразу было обращено на то, что обращение в буддизм могло бы дать относительное материальное благополучие. Правда, взамен отказа от ислама денег не дают, но создают условия, которых, возможно, лишен конкретный человек в силу низкого уровня жизни в Таджикистане. Сегодня немало таких людей, которые из-за материальных соображений готовы отказаться от собственной религии, которую исповедовало не одно поколение их предков".
По мнению Хамзы Пулатова, причину отвращения от ислама не следует видеть только в материальном факторе. "Мусульмане Таджикистана пережили и не такие трудности, - говорит деятель ислама. - Вспомните период Великой Отечественной войны, трудные послевоенные годы или кризис 60-х годов, когда вся республика, как и другие регионы страны, перенесла страшный голод. Люди мерзли от холода, пухли от голода, но не отворачивались от собственной веры. Это при той жесткой антирелигиозной пропаганде. На территории Центральной Азии трудно было найти примеров отрешения от ислама. То, что ислам является самой молодой, прогрессивной и последней религией, посланной человечеству Великим Аллахом через пророка Мухаммеда, этим было сказано все. Причина в том, что миссионеры ловко пользуются образовавшимся идеологическим и духовным вакуумом. При этом несовершенство собственной идеологии зачастую они заполняют вниманием и заботой, которые должен был бы проявлять ислам. Весь вопрос в том, что мы начали забывать о важнейших заветах нашей религии и порой не проявляем внимание и заботу в отношении обездоленных, обиженных, нуждающихся. Это за нас делают другие".
Представители новых религиозных конфессий, имеющие в своих рядах высококвалифицированных юристов, психологов, социологов, теологов готовы всегда прийти на помощь к любому обратившемуся. Это внимание не может не подкупать людей.
"Меня внезапно постигла беда, - говорит прихожанка местной церкви, женщина средних лет, также представитель коренного населения Н.Г. - Погиб в автокатастрофе старший сын. Он уже был кормилец семьи. Я никак не могла смириться с потерей любимого сына. Тешить меня было некому. Младший сын, принявший к тому времени христианство, привел меня в церковь "Божья любовь". Я здесь нашла и покой, и утешение. Для меня здесь нашлись слова утешения".
К сожалению, для женщины с ее вторым сыном, попавших в состоянии глубокой депрессии и в затруднительное в финансовом отношении положение, не нашлось слов утешения, которые могли бы быть произнесены так называемыми десятками проповедников и проповедниц, которые то и дело не перестают блистать собственными знаниями Корана.
"Я только вышел из мечети "Шайх Маслахатдин" после пятничной молитвы, - продолжает разговор на воспитательную тему Хамза Пулатов. - Имам-хатиб , то есть главный проповедник мечети, в течение 20-25 минутной проповеди восемь раз упоминал об огнях ада. Какое должно быть чувство у людей, когда говорят только о карающих мерах за неблаговерные поступки? Где слова о силе добра, любви, уважения, о том, что в жизни, помимо всего, есть радость, надежды, вера в будущее, счастье? Не сложится ли у людей мнение, что наша религия жестокая, деспотичная и готовая только карать людей? Не следует ли больше говорить о том, что ислам - это гуманная, демократичная и побуждающая только к благим поступкам религия? А ведь сила ислама именно в убеждении, основанном на правильности сотворения добрых дел и поступков".
Как считает Хамза Пулатов, однобокое изучение и толкование Корана, которым злоупотребляет большинство представителей просвещенного духовенства, не только не содействует популяризации учения, но и ослабляет позиции ислама. К сожалению, сегодня большинство так называемых религиозных наставников не могут стать образцом подражания для молодого поколения, которое хоть и обучается Корану, но чаще всего нарушает по примеру своих учителей заветы ислама. Часто причиной подобной ситуации становится оторванность обучения от реальной жизни.
"Я удивляюсь тому, почему до сих пор в учебные программы общеобразовательных школ не включено изучение Корана,- говорит житель Аштского района Марахим Абдуманнофов. Ведь ничего плохого нет в том, чтобы наши дети наряду с изучением светских наук изучали свою религию. - Ведь Коран - тоже литература, выдающееся творческое наследие, доставшееся от Аллаха устами нашего пророка Мухаммеда. Это великая духовная ценность, указывающая нам правильный путь в жизни. Уверен, что его предметное изучение могло бы положить конец тем однобоким толкованиям, которые порой применяются для введения в заблуждение людей, во имя защиты интересов религиозной знати. В том, что сегодня именем ислама совершаются неблаговидные поступки и даже преступления наподобие террористических актов, может происходить оттого, что до сих пор не удается полностью легализовать обучение Корану. К тому же этим пробелом пользуются представители других религий".
"Имеющуюся тенденцию принятия других религий отдельными представителями местного городского населения не следует отрицать, и вместе с тем нельзя оставлять без внимания. Если мы действительно печемся о собственном народе, культуре, духовных ценностях, мы должны своим поведением показать другим, что наша религия самая прогрессивная и самая гуманная, - говорит заместитель председателя Совета улемов Согдийской области Ходжи Муслихитдин Мукаррамов. - Мы живем в условиях демократии, и лишь силой своего слова должны упрочить веру мусульман. Разумеется, чтобы от нас не отворачивались люди, мы обязаны строить свои поступки в силу заветов ислама. Человек волен сам выбирать, какую религию ему исповедовать. Но если ему навязывают волю, как это происходит на примере деятельности ряда религиозных конфессий, то и государство не должно оставлять без внимания подобные факты".
"В последнее время в мире идет целенаправленная травля против ислама, что не может не вызывать недовольство мусульман в мире, - говорит председатель комитета по делам религии и религиозных организаций при правительстве РТ в Согдийской области Одилхон Алиев. - Ситуация осложняется тем, что многие террористические и экстремистские организации прикрываются именем ислама. Однако, вместе с тем, как бы из поля зрения выпадают многие религиозные секты и течения, которые, пользуясь положением, укрепляют свои позиции. Никто не дает гарантий, что завтра именно эти секты и течения могут стать источником террора и насилия. Потому их действия тоже должны быть под контролем. Однако все должно быть в соответствии с законом".
Примерно такого же мнения придерживается председатель коллегии адвокатов Согдийской области Мохира Усмонова: "Вероисповедание - сугубо личное дело. Наша Конституция и многие законодательные акты гарантируют свободу выбора в вероисповедании. Здесь самое главное не допускать религиозного фанатизма и экстремизма и вовремя пресекать их проявление, в противном случае мы можем прозевать и стать виновниками возникновения нового общественного конфликта. А последствия конфликта на почве религиозной вражды могут быть непредсказуемыми".
газета "Вароруд" №4(142), от 26 января 2005г.
|