КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 03.02.2005
23:20  К ситуации на перевале Камчик. Информация МЧС Узбекистана
21:38  А.Акаев лично принял участие в молодежной патриотической акции "Я/Мен – Кыргызстан"
20:32  Украина: "команда Тимошенко" не видит перспектив у ЕЭП
19:40  Вооруженные силы Ирана бдительно следят за врагами
19:27  Переворот в Непале прошел успешно. Король Гьянендра решил дать последний бой маоистам
17:09  Таджикистан укрепит границу с Афганистаном гаишниками
13:48  Премьер-министр Грузии З.Жвания задохнулся газом. Павловский: в последнее время участились отравления...

10:44  А.Елисеев - Великая бюрократическая революция в СССР и пост-СССР. Партийная номенклатура и государственная бюрократия: кто кого?
09:55  На Украине запретили самую похабную программу российского ТВ "Окна"
08:23  Киргизский Ош хочет побрататься с Шанхаем
08:11  "Wall Street Journal" - Москва отнюдь не отказалась от обустройства своей периферии... СНГ
08:02  "Japan Times" - Путин поднимает ставки в Азии
07:58  Дж. Сорос - "Если наши фонды выдворяют, как в Узбекистане, мы работаем извне"
07:54  В.Божко (1-й зам. КНБ Казахстана) - "Количество людей в "Жамаат моджахеды ЦентрАзии было достаточно большим" (интервью)
07:53  С.Чупринин - Почему я отказался "переводить" поэта Туркменбаши и почему согласились Рейн и Шкляревский (попытка оправдания)
07:36  Н.Назаров - Как "приватизировать" Чингисхана. Этнические стереотипы и синдром "старшего брата"
07:29  Россияне будут искать природные богатства Киргизии новым уникальным методом - "визуализации тонких полей"
07:22  Е.Дьяконов - Демократия по-узбекски или Ислам Каримов – бал сатаны. Часть 6-я
07:08  "Le Monde" - "Неформальная экономика" угрожает ЦентрАзии
06:38  "Политком" - Последнее горийское предупреждение. Кто взоврал розовый рай М.Саакашвили?
06:31  Узбекистан: на пикетирующих хокимият дустликских фермеров напали "активисты-черносотенцы"
06:24  За 2004 год более 100 граждан Казахстан добровольно отправились служить в армию России
06:05  Умер известный узбекский поэт и писатель Мирмухсин
06:03  Т.Рахимова - Ташкент ловит маньяка, или Моя милиция меня бережет?
05:55  Спецслужбы Туркмении в борьбе с диссидентами-эмигрантами сотрудничают с... русскими нацистами
05:53  Кто ж ему даст... Туркменбаши опять попросился у Халк Маслахаты провести альтернативные президентские выборы
05:48  Пикет помог. Митинговавшим в Ташкенте дачникам из казахстанского приграничья удалось достучаться до властей
05:43  Украина торпедирует создание Совета безопасности СНГ
05:41  "Зловонные попахивания" цензуры... Контролировать Интернет будет... ООН
05:36  Бесценный. Казахстанский мажилисмен Абылкасымов заявил, что отныне будет давать интервью только за деньги
05:33  Акулизация капиталов. Казахстанский банк ТуранАлем покупает Межинвестбанк Армении
05:27  17:1 - Казахстанские хоккеисты на ЧМ растоптали сборную США
05:24  IWPR - "Дефицит демократии: причины". В Кыргызстане усиливается давление на оппозицию
05:16  "ВН" - Пока Ниязов не прозреет. Каспийского саммита не будет
03:38  "Къ" - Россия меняет шесть Су-30МКИ на 250 тыс тонн таиландских окорочков
00:47  "Бархатные революции" в СНГ - кто следующий?
00:33  Роза Отунбаева: В Киргизии не будет монархии. Интервью Би-би-си
00:02  О цензуре на британской конференции по проблемам изменения климата
Среда, 02.02.2005
21:10  Россия для Китая является "главным партнером стратегического взаимодействия"
19:40  Генконсульство КНР в Хабаровске предостерегает китайцев о безопасности
16:56  А.Таксанов: Готовь телегу зимой… В Хумсане прошел тренинг по экотуризму
14:10  В Стамбуле прошла конференция "Местное самоуправление в странах Тюркоязычного мира и ЕС"
13:54  Воплотил отеческую заботу. Ниязов подписал закон о запрете детского труда в Туркмении (текст)
13:43  Одил Рузалиев: Шансы Узбекистана на "Шелковую" революцию
10:30  А.Тузов - Когда Бишкек был Фрунзеградом? (страницы истории)
10:18  "Сакалдылар" ("бородачи") из Жанаоткеля. Как живут православные старообрядцы на юге Казахстана
10:11  Ж.Сопуев - Зияющие высоты киргизского конституционализма... в трактовке ЦИК
10:09  Враг не пройдет... Репортаж с кыргызо-узбекской границы
10:08  О.Сидоров - Китай и ВТО: результаты сотрудничества. От социализма осталось немного...
10:00  "Ржавый король", или "Геть" Мордашеву. Русский спонсор "оранжевых революций"
09:55  К.Фролов - Как законсервировать "революцию". Кому нужна мусульманская Европа
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Н.Назаров - Как "приватизировать" Чингисхана. Этнические стереотипы и синдром "старшего брата"
07:36 03.02.2005

Этнические стереотипы: синдром "старшего брата"

Назар НАЗАРОВ

Ряд казахских авторов-дилетантов уже лет десять пытаются "приватизировать" Чингисхана. Эта идея-фикс - прибрать к рукам потрясателя Вселенной - несколько удивляет. На первый взгляд, непонятно, почему казахские националисты не "прихватят", например, эмира Тимура. Непонятно, но только лишь на первый взгляд. Возможно, понимают отношение "братьев-узбеков" к своей истории. В Ташкенте найдется достаточно историков, которые могут аргументированно доказать необоснованность каких-либо подобных построений. Широко не афишируемая дискуссия, не выносимая на страницы прессы, исключительно в научных статьях и монографиях, между историками Узбекистана и Казахстана о ряде средневековых городов среднего течения Сырдарьи, велась еще в советское время, в 1970-е годы. Можно добавить, что в исследованиях ряда востоковедов СНГ прямая этническая преемственность населения Мавераннахра правления Тимура и кочевых узбеков времени Мухаммеда Шейбани не бесспорна. Другое дело - потомки некогда воинственных, а ныне занятых своими сложными экономическими и социальными проблемами (о чем свидетельствуют экономические показатели, репортажи) монголов, которых и всего в аграрной Монголии 2,5 млн., не намного больше, чем в одном научном, культурном и финансовом центре Казахстана – городе Алматы. При этом аргументация версии-гипотезы о Чингисхане неубедительна.

Узбекские авторы, издавшие в свое время в Ташкенте труд Махмуда Кашгари, в предисловии позиционировали его, как узбека, что вызвало резкую критику уйгурского историка из Алматы. Во всех учебниках истории Казахстана почти не говорится об этнической атрибуции государства Караханидов на территории Семиречья и Восточного Туркестана. В исторической литературе отмечается, что Махмуд Кашгарский, Юсуф Баласагунский были уйгурами. Кто же были насельники государства Караханидов? Данный аспект в казахстанских учебниках особо не освещается.

О нынешней ситуации, положении уйгуров в Узбекистане свидетельствует социолог, президент АСиП Бахытжамал Бектурганова в книге "Уйгурский экстремизм" в Центральной Азии: миф или реальность?" (Социологический анализ проблемы). – Алматы, "Комплекс", 2002 г.": "На мой запрос в госдепартамент статистики Министерства макроэкономики Республики Узбекистан о численности уйгурского населения в республике я получила официальный отказ за подписью заместителя начальника Р.С.Махмудова в связи с невозможностью предоставить указанную информацию, т.к. статистический учет лиц уйгурской национальности в Узбекистане не ведется. По сообщению последнего, это обусловлено тем, что "лица уйгурской национальности в республике не проживают" (стр.67).

Синдром "старшего брата" проявлен и у татар. Ведущий татарский идеолог, советник президента РТ Рафаэль Хакимов в статье "Кто ты, татарин?", по сути, отрицает существование башкир, ногайцев и многих других, как самостоятельных этносов, и пишет:

"Большевики успешно продолжили эту политику. На карте появились узбеки, киргизы. Срочно изобрели башкирский язык и ряд национальных "атрибутов". Своеобразной визитной карточкой башкир стал характерный танец, в котором джигиты выступают в шапках с лисьими хвостами. Этот танец придумал и поставил на сцене Файзи Гаскаров – татарин, которому не дали квартиру в Казани, и он в 60-е годы уехал в Уфу. Это сценическая конструкция. И весь народ именно так сконструирован, но для политической сцены… Татары жили в Казани, Астрахани, Сибири, Касимове, Крыму, Мещерской земле, ногайских, башкирских степях и т.д., а потому назывались по-разному: казанские, астраханские и сибирские татары, мишары, крымские татары, ногайцы и башкиры".

Далее Р.Хакимов продолжает: "Целая когорта ученых исследовала варианты эпоса "Идегей" и опубликовала казахский, ногайский, башкирский, татарский и другие варианты, в то время как автор-то был один, и язык был один, и дастан был один. По большому счету и народ был один".

С рядом положений автора можно согласиться, поскольку это отчасти актуально не только для татар, с другими – нет. Р.Хакимов сетует, с помпой прошли Всемирные конгрессы татар, реальных же дел нет. И восклицает: "Неужели татары сегодня не способны на большее, чем проведение сабантуя?.. А где же были наши имамы и муфтии? Они построили много мечетей. Они стали хорошими прорабами".

Рафаэль Хакимов прямо позиционирует татар, как "старших братьев" большинства тюркоязычных народов: "Более того, ты должен объединить вокруг себя тюркские и другие народы, потому что когда страна запуталась, то кто-то должен брать на себя ответственность за наше общее будущее.

Что же касается башкир или мишар, сибирских или астраханских татар, то отличия в их речи укладываются в понятие говора татарского наречия, не более того". Вот так!

Может быть, так думают только татары Татарстана? В изданной в Алматы книге Р.А.Ахметова "От скифов до татар. – Алматы, изд-во "LEM", 2001. – 78 с." также много гипотез о древнейших культурных контактах "прототатар". Главы обозначены "Наследники скифов и гуннов", "Татарский путь"", "Некоторые обобщения о роли "татарских народов". Р.А.Ахметов пишет: "Скифы – самые древние из известных татарских предков. Прабулгары являются прямыми потомками или вобрали в себя крымско-таманских, поволжских и, возможно, южно-сибирских и алтайских скифов" (стр.9). Автор - сторонник "булгарской" концепции этногенеза татар.

Автор статьи "Казахстанская национальная идея" выделяет некую общность - "славянские братские народы" Казахстана – русские, украинцы, поляки. Русские националисты-дилетанты, да и многие этнические русские Казахстана особо и не интересующиеся историей, в этом с ним согласны. Казалось бы, странное единение. Но лишь на первый взгляд, поскольку не учитывается "синдром старшего брата" у тех и других. Попросту незнание истории.

В разгар долгоиграющих президентских выборов ноября-декабря 2004 года приходилось не раз слышать от русских алматинцев по поводу этнического аспекта событий в Украине: "Я за В.Януковича, русские и украинцы один народ". В то же время в одной из телепередач все представители украинской диаспоры однозначно высказывались: "Я за В. Ющенко. Это выбор украинского народа". Украинцев Украины удивляет, почему русские продолжают говорить "на Украине", а не "в Украине". Понятно, почему. Слишком прозрачная аналогия.

Польское Королевство возникло уже в IX веке. Вся история Польши конца XVIII – пер. пол. XX вв. – череда 4-х разделов (1772 г., 1793 г., 1815 г., 1939 г.). Вопрос: кем? В XVIII-XIX вв. – Россией, Пруссией, Австрией, в XX веке – Германией и СССР. Царским режимом были жестоко подавлены польские восстания 1830-1831 гг., 1846 г., 1848 г., 1963-1864 гг.

В 1939 г. очень скоро после подписания пакта "Молотов-Риббентроп" 1 сентября в Польшу вторглись германские войска на западе, а затем и советские войска на востоке. Красной Армией были взяты в плен более 240 тыс. военнослужащих польской армии. Все пленники поступили в распоряжение НКВД. Из присоединенных к Союзу в сентябре 1939 года польских территорий были выселены 388 тыс. человек. Десятки тысяч поляков - в Казахстан.

В апреле 1940 г. в Катынском лесу НКВД было уничтожено свыше 15 тысяч польских пленных, офицеров, священников, предпринимателей. Все – цвет нации. Историк Наталья Лебедева, привлекая широкий круг источников, включая секретные материалы НКВД, в исследовании "Четвертый раздел Польши и Катынская трагедия" пишет:

"Предлагалось наряду с очисткой от местного населения 800-метровой полосы вдоль границы депортировать в районы Казахстана на 10 лет семьи репрессированных и находящихся в лагерях для военнопленных поляков, всего 22-25 тыс. семей…

Условия жизни в Казахстане были не многим лучше, чем в северных областях СССР. Жили чаще всего в землянках, мазанках, из-за отсутствия воды мылись крайне редко, в основном летом, когда вода нагревалась на солнце. Во многих поселках не было ни школ, ни больниц. Не привычен и тяжел был климат: летом жара доходила до +45°, зимой морозы в -50°. По степи рыскали волки, нападавшие на скот и людей.

[1940 г.] Военнопленных со станции Гнездово, ближайшей к Катынскому лесу, везли в "черных воронах" в сосновый бор, где группами уводили на расстрел. Расстреливали в мундирах, в орденах. Стреляли в затылок с близкого расстояния. Использовались немецкие пули 7,655 мм калибра.

По свидетельству английского посла при лондонском правительстве В.Сикорского Оуэна О’Маллея, сами поляки усматривали причину уничтожения офицеров и полицейских именно в желании разрушить фундамент, на котором могла впоследствии возродиться польская государственность, в подрыве основы польской нации".

В 1943 году в ходе наступления на Запад советских войск сотрудники НКВД "обнаруживают" массовые захоронения польских офицеров, якобы казненных СС. Пулевые ранения были от немецких "Вальтеров", применявшихся в 1940 г. НКВД (стволы "Вальтеров" не так раскалялись при непрерывной стрельбе, почему и применялись группами ликвидаторов НКВД, подробнее: Н.Лебедева "Четвертый раздел Польши…"). Развертывается пропагандистская кампания. В интересах объективности следует признать, что СС также в 1940 году предпринял ряд акций в отношении поляков, но только на территории оккупированной Западной Польши.

Большинство русских России, Казахстана слабо знают историю поляков, украинцев, все еще подвержены ложным стереотипам "старшего брата", не знают устремлений поляков, украинцев Польши и Украины. Почему-то не задаются простым вопросом, что означают первые, ключевые строки гимна Польши и гимна Украины, сходство первых ключевых строк – "Еже Польска не згинела!" и "Ще не вмерла Украина!". Гимн Польши был сочинен в конце XVIII в., Украины – в нач. XX в.

Гимн Польши

"Jeszcze Polska nie zgin&*281;&*322;a,
Kiedy my &*380;yjemy,
Co nam obca przemoc wzi&*281;&*322;a,
Szabl&*261; odbierzemy".
"Еще Польша не погибла,
Пока мы живем.
Все, что взято вражьей силой,
Саблями вернем".

Гимн Украины

"Ще не вмерла України

і слава, і воля,

Ще нам, браття молодії,

усміхнеться доля".

Почему у Великобритании гимн "Правь, Британия!"? У СССР "Союз нерушимый"? Почему "Еще Польша не погибла"? В Украине "Еще Украина не погибла"? Значит, главный вопрос был - угроза гибели государства, утрата независимости? Независимости от кого? Почему украинским "браття молодії, усміхнеться доля"?

Многим казахстанским историкам, бывавшим в командировке в Москве в конце 1980 – нач.1990-х гг., довелось общаться с зам. мэра Москвы Г.Попова Сергеем Станкевичем, до избрания на высокий пост работавшим СНС Института истории Российской Академии наук (АН СССР). Часто посещавшим и опекавшим Институт истории РАН. Позднее, где-то в середине 1990-х С.Станкевич вспомнил о польских корнях, эмигрировал в Польшу. Где, несмотря на все запросы российских властей о выдаче, вероятно, обретается и поныне. Что в общем-то неудивительно, учитывая, например, то, что вплоть до 2001 года в Польше функционировал Чеченский информационный центр. Да и во Львове до недавнего времени одна из улиц носила имя Джохара Дудаева. Кстати, нашего земляка, каковыми являются также Аслан Масхадов и большинство чеченцев Чечни, ингушей Ингушетии 1944-1960 гг. рождения, в том числе и экс-президент Ингушетии, а в прошлом алматинец Руслан Аушев.

Тем, кто обращается к вопросам этнополитики, желательно знать предмет исследования, как теорию, так и реалии. Было бы желание. Быть просто внимательным в общении с представителями других этносов. Слушать не только "себя любимого", но и собеседников, избавиться от синдрома "старшего брата" (казахам в Казахстане, русским в России, грузинам в Грузии, татарам в Татарстане, узбекам в Узбекистане и т.д.). Желательно исколесить в составе многолетних экспедиций по изучению памятников истории и культуры каждый из свыше 100 районов Казахстана, включая затерянные в горах Рудного Алтая деревни старообрядцев, отдаленные казахские аулы, кишлаки в районах компактного проживания узбеков в ЮКО, уйгуров в Алматинской области, польские селения в Акмолинской области.

На пользу, с точки зрения познания предмета исследования, в нашем случае этнополитики, самому поработать в стране, например, в Москве, в ДАСе (Доме аспирантов) – "Вавилонской башне", в которой смешались языки не только СНГ, но и мира, познавая менталитет самых разнообразных этносов, побывать и пообщаться с людьми в Ереване, Баку, Тбилиси, Ташкенте, Киеве и Львове.

Герои романа И.Ильфа и Е.Петрова читают вывеску на одном из ресторанчиков "Уважай себя, уважай нас, уважай Кавказ!". Конечно, шутка. Но весьма актуальная и поныне. С последовательностью тезисов можно согласиться. Логично. "Уважай себя" – естественно для любого адекватного человека. Не набивайся в "старшие братья" ни к кому, коли не просят. Как говорил Воланд Маргарите: "Никогда ни у кого ничего не проси! Сами придут и все дадут!". "Уважай нас" – значит, не ставь себя выше других. Третий тезис (дело, конечно, не в конкретном Кавказе) – уважай страну пребывания, будь то курорт, город в дальнем зарубежье, историческая, настоящая или малая Родина.

О патриотизме (актуально для представителей многих этносов). В хорошем кино "Мимино" есть эпизод, в котором Валико в одной из западно-европейских столиц ошибочно соединяют не с грузинским маленьким городком Телави, а с Тель-Авивом, неким (насколько помню) Кукушем, оказавшимся эмигрантом из Грузии. Девушка-оператор понимает, что соединила неправильно. Тем не менее, несмотря на то, что счетчик включен, Валико жестом показывает: "Разговор не прерывайте". Он не прерывает разговор, тихо напевает с земляком песню "Жужуна цвима мовида" или "Данама, данама, данама".

"Jujuna tvima movida,

mteli mindori danama,

Danama, danama, danama,

mteli mindori danama,

Vinc chvenze cudi rame tkvas, guli gaupos,

Danama, danama, danama …

Друг, ты что молчишь? … Ты … плачешь?

… Danama, danama, danama ..."

Для полиэтничного Казахстана, да и вообще для обычного общения людей, была и будет актуальна самая обыкновенная дружба, подобно дружбе совершенно разных Рубика из Армении и Валико из Грузии. Расставаясь на шоссе в Москве, Рубик отъезжает на своем "КамАЗе", затем тормозит, выходит из машины и вручает Валико последнее колесо для своего большегруза: "Тебе пригодится. Продашь…".

Фильм о дружбе. И патриотизме.

Финал фильма, Рубик улыбается и говорит:

"Мы еще увидимся … Я так думаю!"

1.02.2005

Источник - Навигатор
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1107405360


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх