Переворот в Непале прошел успешно. Король Гьянендра решил дать последний бой маоистам 19:27 03.02.2005
Переворот в Непале прошел успешно Открыто преследуя своих противников-маоистов, король Гьянендра рискует спровоцировать революцию или иностранную оккупацию
Иван ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
В королевстве Непал утвержден новый состав правительства, сформированного и возглавляемого лично монархом. Король Гьянендра, отправивший в отставку предыдущее правительство в полном составе во главе с премьером Шером Бахадуром Деубой, ввел в стране чрезвычайное положение, на одни сутки закрыл авиационное сообщение с внешним миром, вывел на улицу войска и отдал приказ о начале арестов оппозиционных политических деятелей, в том числе и членов распущенного правительства.
В качестве причины отставки кабинета министров, который, по законам Непала, утверждается парламентом, а не королем, Гьянендра назвал неспособность провести парламентские выборы, которые теперь, по сути, отменены, а также справиться с вооруженными повстанцами из коммунистической маоистской партии, уже более 10 лет борющейся за свержение монархии.
Напомним, что нынешний король Гьянендра Бир Бикрам Шах Дэв стал монархом после трагической гибели семьи своего старшего брата Бирендры, который, по официальной версии, вместе с женой и всеми детьми был убит наследным принцем Дипендрой. По неофициальной же версии, это могла произойти в результате попытки государственного переворота, осуществленной как маоистами, так и самим Гьянендрой при поддержки теперь уже экс-премьера Шера Бахадур Деубы, происходящего из древнего аристократического рода, который долгое время контролировал королевское семейство и обладал реальной властью в стране.
Придя на трон при столь смутных обстоятельствах, король Гьянендра начал более активную борьбу с повстанцами-маоистами, с которыми его погибший брат старался договориться. Кроме того, нынешний король Непала изначально был известен, как сторонник усиления власти монарха и, возможно, некоторого отступления от демократических норм ради сохранения собственно монархии и уничтожения маоистов.
Так, согласно отчету "Математика варварства и нулевой уровень правопорядка в Непале", представленному в конце января этого года исполнительным директором Азиатской комиссии по правам человека Базилем Фернандо, "ситуация в Непале ухудшается с каждым годом при полном попустительстве международного сообщества". По данным комиссии, за последние четыре года в Непале пропало без вести более тысячи местных жителей, причем это только документально подтвержденные данные. При этом в районах, расположенных вдали от столицы Непала, Катманду, число пропавших без вести может исчисляться тысячами. "Полиция и военные не сохраняют данные о произведенных арестах, а замученные люди выдаются за жертвы повстанцев", - утверждал правозащитник. По мнению Базиля Фернандо, властям Непала необходимо было признать, что они не справляются с ситуацией, и обратиться за помощью к международному сообществу. В частности, учредить постоянное представительство Комиссариата по правам человека. Однако они этого не сделали.
Как стало понятно лишь вчера, непальские власти выбрали другой путь решения проблемы: ликвидация демократических свобод и установление авторитарного режима в стране, что, как показывает мировой опыт, в перспективе скорее приведет к маоистской революции и свержению монархии, чем к укреплению режима. Как повод король Непала использовал сложную ситуацию, которая сложилась вокруг парламентских выборов, которые правительство планировало провести приблизительно в апреле этого года. Эти выборы намеревались бойкотировать представители и легальной, и нелегальной (то есть маоистской) оппозиции. Президент крупнейшей оппозиционной парламентской партии "Непальский конгресс" Гириджа Прасад Коирала тогда заявил: "Выборы не могут проходить прямо сейчас. Это приведет лишь к новой "кровавой бане" и новой гражданской войне". Однако правительство настаивало на скором проведении выборов.
В результате король Гьянендра согласился с оппозицией и выборы отменил. А вместе с тем распустил правительство, назначил новое, главой которого провозгласил сам себя, наделил особыми полномочиями силы безопасности страны для обеспечения законности и порядка. Кроме того, ввел в стране жесткую цензуру, приостановил действие законодательства о свободе слова и собраний. Наконец, он арестовал как членов распущенного правительства парламентского большинства, так и лидеров оппозиции. Все это, по словам монарха, сделано для сохранения спокойствия в стране.
Новое непальское правительство, сформированное лично королем, состоит практически полностью из людей, входящих в его ближний круг. Всего в новом кабинете министров 10 человек, среди которых один представитель легальной Объединенной марксистско-ленинской компартии - Радха Кришна Майнали, который возглавил министерство спорта и образования. Остальные министры - монархисты. Согласно сообщению индийского телевидения, новым главой внешнеполитического ведомства стал Рамеш Натх Пандей, МВД - Дан Бахадур Шахи, министром финансов - Мадхукар Шамшер Рана. Министерство культуры, туризма и гражданской авиации возглавил Буддхи Радж Баджрачарья, министерство общей администрации - Кришна Лал Тхакали, министерство информации и коммуникаций - Танка Дхакал, министерство по делам местного развития - Кханга Бахадур, министерство по делам труда и транспорта - Рам Нараян Сингх. В составе правительства есть одна женщина - Дурга Шрестха, министр по делам женщин, детей и социального обеспечения.
В ответ оппозиция в лице непальских маоистов уже назвала Гьянендру "феодальным диктатором" и призвала население страны провести трехдневную общенациональную забастовку. Свое осуждения выразило и мировое сообщество. В частности, генсек ООН Кофи Аннан призвал власти Непала как можно скорее восстановить демократические свободы в стране и отменить чрезвычайное положение, а также сесть за стол переговоров с оппозицией.
Осудил "узурпацию власти" в Непале и МИД Великобритании. Заместитель министра иностранных дел Великобритании Дуглас Александр поделился с послом Непала в Лондоне "глубокой озабоченностью британского правительства развитием политической ситуации в Непале". "Мы призываем к немедленному восстановлению многопартийной системы, спокойствию и выдержке всех сторон в это трудное время", - заявил британский дипломат, добавив, что его правительство намерено пересмотреть в ближайшее время уровень экономической и военной помощи Непалу, а также рекомендации для британцев, которые направляются в эту страну. А Госдепартамент США потребовал немедленного восстановления в Непале демократических институтов власти в рамках конституционной монархии.
Единственной страной, которая выразила озабоченность ситуацией в Непале и могла бы реально повлиять на всю ситуацию, оказалась Индия. Индийский премьер, в связи с событиями в Непале, отказался прибыть на ранее намечавшуюся встречу глав правительств Организации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК), проведение которого запланировано на 6-7 февраля в столице Бангладеш Дакке. Кроме того, Индия потребовала от короля Непала отпустить всех арестованных политиков и восстановить конституционный порядок и многопартийность в стране. При этом надо отметить, что индо-непальская граница, несмотря на введение чрезвычайного положения, остается открытой.
Однако, по слухам, переворот, организованный королем, поддерживает Китай, который опасается роста влияния маоистских группировок. Кроме того, на настоящий момент Китай стал единственным крупным государством региона, которое не выразило своей озабоченности тем, что происходит в соседнем Непале. Скорее всего, новое правительство Непала произвело переворот, опираясь на согласие китайского руководства, или, во всяком случае, получив от китайцев обещание оказать помощь в случае давления со стороны мирового сообщества. Ведь Индия вряд ли прибегнет к силовому давлению для восстановления демократического характера власти в Непале, поскольку это обострит и без того непростые отношения Индии и Китая.
Таким образом, переворот, произведенный королем Гьянендрой, судя по всему, имеет шансы на успех, поскольку мировое сообщество не сможет или не рискнет влиять на происходящее в Непале. При этом можно не сомневаться, что монарху не хватит обозначенных им трех лет для восстановления порядка в стране и уничтожения повстанцев-маоистов. Скорее всего, демократические институты в Непале возродятся теперь лишь после ухода короля Гьянендры с политической сцены. Причем нельзя заранее предсказать, как это произойдет - в силу ли естественных причин, например, смерти монарха, либо же революции, к которой все шло последние годы. Возможен и вариант, что все может закончиться иностранной (индийской или китайской) оккупацией страны, как это уже было в Тибете.
2 февраля 2005
|