Церетели на зависть. Улицы Алматы заселили памятники-уродцы 07:14 04.02.2005
Когда увидел - охренел
Так отзываются скульпторы о новых памятниках в Алматы
Тулеген Байтукенов, тел. 59-71-99, пейджер 54-41-61, аб. 10546.
Платиновый "Тарлан" в этом году получил скульптор Аскар ЕСЕНБАЕВ. Он известен своей гибкостью в работе с материалами - ему одинаково подвластна как мягкая глина, так и суровый камень. Кстати, если говорить о скульпторах, то выражение "ему можно памятник поставить" приобретает двоякое звучание. Да, Аскару вполне можно поставить памятник. Но он его не ставит. - Я объездил весь мир, и нигде не встречал незаконченных памятников, - сказал Аскар. - А у нас они все такие. Все "сырые". Все как будто сделаны лопатой. Абылай хан у вокзала Алматы-II - это вообще позорище. Причина, на мой взгляд, в том, что здесь замешаны деньги. Мне как-то предлагали сделать памятник в одном областном центре и сразу потребовали 20 процентов от суммы заказа. Может быть, я его бы и сделал. Но тогда просто не понял - за что я должен отдавать деньги?
А вот Нурлан ДАЛБАЙ памятники воздвигает так, что шум стоит. На его счету только в Алматы три работы: Абылхан Кастеев, Мукагали Макатаев и две фигуры у подножия монумента Независимости: - Насчет денег ничего не скажу - за заказы не давал. Но то, что все наши монументы незаконченные, - сермяжная правда. Когда я создавал памятник Кастееву, мне дали на все про все два месяца. Я уложился в эти сроки только благодаря технике. Но, конечно, многое не успел. Надо было еще по бронзе доработать. А что можно успеть за два дня, отведенные на доводку фигуры, если на эту работу нужен месяц?
В сжатые сроки можно успеть поставить памятник Жамбылу Жабаеву, как это сделал Бахытжан АБИШЕВ в далеком 1996 году. Изваяние великого акына до сих пор чем-то не нравится самому автору.
- Тем, что я не дотянул памятник, - сокрушается Бахытжан Алимбаевич, - не доработал в деталях, не воплотил все, что задумал. Проблема всех наших памятников в том, что они создаются в очень короткие сроки. Государство волнует только одно - чтобы ты выполнил работу в срок. Как ты это сделаешь - никого не трогает.
Хоть трактор ставь вместо народного героя.
- Говорят, Шалбай КУЛМАХАНОВ пригрозил выселить вашу семью из города, если вы не успеете сработать памятник Жамбылу к намеченной презентации.
- Было дело... Спешка - наш бич. Но художники вынуждены браться за такую работу, потому что им тоже надо жить, как-то участвовать в процессе. Кушать все хотят.
- Меня удивляет организация конкурсов на изготовление памятников, - заявил скульптор Александр ОСИПОВ. - Я лично о них знать не знаю, слыхом не слыхивал. Да и многие другие скульпторы тоже. Информация доходит (если доходит) совершенно случайно, через третьи лица, да и то, когда конкурс уже завершен. А то, что ставится на улицах, - это, скажу я вам... Самый чудовищный монумент - Абылай хан перед вокзалом Алматы-II. Просто мрак. Я когда первый раз его увидел - сразу охренел. Сидит какой-то мужик в цилиндре на нелепом мерине. Кони должны быть, как в Питере, - каждая жилка видна, животное в движении, кажется, будто живое. А за наших лошадей надо руки отрывать.
- Да там скульптурой даже не пахнет, - поддержал коллегу Далбай. - Такие дилетанты, которые добираются до госзаказов, ни лепить не могут, ни в композиции ничего не понимают, ни запаха скульптуры не ведают. У монументальной скульптуры есть свои законы, этому учат в академиях. Главная задача - органично вписать объект в градостроительную ситуацию. Она должна быть силуэтно узнаваема. Затем уже идут детали. Это подразумевает, что ты знаешь прекрасно анатомию человека, анатомию лошади. В композиции хоть чуть-чуть разбираешься, то есть какой-то жест можешь реально изобразить. А поскольку этого нет, то получается не скульптура, а пластилиновые человечки.
В советское время пройти худкомиссию было архитрудно. Возьмите памятник Ленину, который утащили за кинотеатр "Сары-Арка". В свое время это тоже для кого-то была халтура. Но тогда даже халтура не могла упасть ниже определенного уровня. Сейчас в комиссии всего один скульптор, а все остальные никакого отношения к искусству не имеют. И мне стыдно перед заграничными друзьями и учителями, которые приезжают сюда, смотрят на памятники и говорят: "Нурлан, это же инвалиды! Вы что здесь делаете?!"
Единственной отрадой взгляду, по мнению специалистов, в Алматы может быть памятник великому Абаю, сработанный скульптором Хакимжаном НАУРЫЗБАЕВЫМ еще в советские времена. А почти все остальное - словно поделки старшеклассников на уроках труда. Так рождаются и стоят ущербные статуи с инвалидным исполнением и искалеченной душой. В кривом зеркале уродливой пластики заново переписывается история. Причем не пером, а топором. И если во всем мире памятники призваны рассказывать о славном прошлом государства, то наши монументы немы. Не потому, что им нечего сказать. А потому, что их не научили говорить.
№5 за 3 февраля 2005
|