Противостоять "Новому Священному союзу" во главе с Россией! Желторотики киргизской "демократии" отважно надули щеки 08:09 04.02.2005
Отунчу Ники: "Новый Священный союз"
Успех революций в Грузии и в Украине породил волну страха у остальных авторитарных лидеров СНГ, которые выступили с резкой критикой "экспорта революций". Президент Узбекистана, Каримов, назвал выступление киргизской оппозиции под желтыми цветами "подражанием какой–то моде", не понимая, что оппозиция таким образом солидаризируется с народами, выбравшими путь свободы. Судя по всему, солидарность перед лицом возникшей опасности потери власти выражают и сами бессменные правители. Акаев "экспортирует" полезный "эволюционный" пример развития других более близких ему по духу авторитарных режимов СНГ, придерживаясь при этом как математик своей любимой, "получившей международное признание, концепции "и ... и", а не "или... или""...
...и он готов последовать примеру Лукашенко и Ниязова, которые намереваются править вечно. Нельзя считать за оговорку слова, сказанные в интервью "Независимой газете": "В прежние годы свою предвыборную кампанию я начинал при поддержке 30% населения. Сегодня же меня поддерживают 42% жителей республики". Как всегда сказано туманно, с улыбочкой, но отказ послам в регистрации и есть начало новой кампании Акаева, если ее можно назвать кампанией. Для Акаева роднее туркменский пример, ведь он заготовил почву для сакрализации своей власти, которая в современном киргизском обществе имеет весьма сложные формы. Когда–то он, как манасчы, озаренный приходом баатыра, словно его выбранный оракул, провозгласил семь заветов Манаса. Но сегодня Манас становится опасным для человека, отдавшего киргизскую землю и стрелявшего в его народ, и Акаев решает "отодвинуть" Манаса, выдвигая семь современных заветов Аскара...
...и копирует своего бывшего родственника Назарбаева - проталкивает в политику свою дочь Бермет, организовав ей ручную партию "Алга, Кыргызстан!" - Дариге Назарбаевой "акетай" подарил "Асар". Хотя как бы не пришлось потом киргизскому "атаке" выдвигать новый блок наподобие назарбаевского "Отана", чтобы ограничить амбиции своей дочери и ее мужа (весьма, кстати, прыткого молодого человека), как это случилось в Казахстане...
...и точь–в–точь повторяет весьма полезный опыт азербайджанских товарищей, в издевку над собственным народом ставя своего сына Айдара президентом Национального Олимпийского комитета. Ильхам Алиев, перед тем как вступить на президентский трон в Баку, также был главой НОК своей страны. Азербайджанский пример, кстати, показывает, что по крайней мере Акаев не суеверен...
...и наконец не отрицает возможности российского варианта, где Ельцин назначил преемником "сильного лидера", по которому соскучились люди, так и не захотевшие жить свободно. Это исходит от ошибочного суждения многих постсоветских людей о связи сильного государства с сильным лидером. Однако путинская Россия наглядно показывает, что государственное строительство в современных условиях не может напрямую связываться с личными характеристиками лидера нации...
Скорее всего Акаев прибегнет к первому из "и", однако для него самого сейчас становится актуальным все же отвергнутое им "или...или" - "Или пан или пропал", популярная, кстати, украинская пословица.
Вообще создается впечатление, что идет "война символов", которыми оперируют как оппозиционеры, использующие многие элементы, опробованные в Грузии и в Украине, так и Акаев, который внезапно становится пророссийским, несмотря на американскую авиабазу в "Манасе" - неверный путь Шеварднадзе и Януковича. Этот крен в сторону от США ярко выражен во многих выступлениях Акаева, что в принципе наглядно видно и без "герменевтических анализов" его текстов. Но несмотря на некую параноидальную и паническую реакцию власти на бархатные революции, у власти имеются некоторые козыри, которые позволяют "атаке" горного народа "думать о будущем с оптимизмом".
"Война символов" демонстрирует, что на евразийском пространстве постепенно формируется сила, продемонстрировавшая желание объединяться в борьбе за свои интересы. Со стороны властей предержащих - это некий союз, который по исторической аналогии можно назвать "Новым Священным союзом". Когда–то, после крушения наполеоновской Франции, тираны Европы пытались остановить историю и образовали в 1815 году "Священный союз", который должен был противодействовать революционному движению. Сегодня в "Новый Священный союз" входят авторитарные правители России, Белоруссии, Армении, Молдовы, Казахстана, Узбекистана. Китай, который обходится без официальных заявлений по этому поводу, но, несомненно, поддерживает режим Акаева, примет активное участие в этом союзе. Лидеры Азербайджана, Туркмении и Таджикистана "не замечают" демократическую волну, показывая тем самым, что с ними такого уж никак не может случиться. Судя по заявлению министра обороны РФ Сергея Лаврова, что "[мы] остро реагируем и будем реагировать на экспорт революций в страны СНГ, какими бы цветами они ни прикрывались - розовыми, голубыми или серо–буро–малиновыми", Россия готова стать во главе этого союза.
Многие задаются вопросом: "Почему, начиная с Милошевича, Шеварднадзе и кончая Януковичем, Россия упорно ставит на неудачников?". Объяснять это лишь соперничеством России и США было бы слишком просто, хотя оно и является основным фактором действий Кремля. Само это соперничество в постсоветском пространстве и нашем регионе имеет глубоко идущие геополитические последствия, но также касается вопросов великодержавного престижа. В России не забыли, что популярная в США концепция "столкновения цивилизаций", предусматривает в будущем конфликт не только между западной и мусульманской цивилизациями, но и между западным и православным христианством. Попытка вытеснения России из Центральной Азии, куда США проникли, борясь с силами, которые угрожают ценностям их цивилизации, заставляет Кремль просто поддерживать тех, против кого выступает Белый дом. Вторым фактором является видимость контроля ситуации в бывших советских республиках, успокаивает многих в России, кто все еще находится в сладком имперском сне.
Для США неудачи демократических экспериментов Буша в Ираке и Афганистане стушевываются на фоне "их" успехов в Грузии и в Украине, приписываемых американцами самим себе. Однако именно примеры Ирака и Афганистана ясно показывают, что демократия не может "внедряться" или "экспортироваться", и что это был самостоятельный выбор грузинского и украинского народов.
Казалось бы, что после поражения московских политтехнологов логичным было бы для России пересмотреть свою политику в отношении поддержки прогнивших режимов в постсоветском пространстве, в том числе и в нашей стране. Тем более что поддержка соседних авторитарных режимов угрожает демократии в самой России.
Имперские или объединенные союзные системы могут существовать лишь в условиях схожих структур в центре и на периферии, будь то демократические или авторитарные режимы в составляющих общность государствах. Разница в государственных строях в странах, входящих в единую систему сродни разнице характеров людей, которые по "несовместимости" быстро расходятся и находят себе более подходящие пары. Кроме этого, сторонники так называемого "тезиса о демократическом мире" отмечают, что демократические страны почти никогда не воюют друг с другом, а внутренние вооруженные конфликты в них возникают гораздо реже, чем в странах недемократических. В условиях распространения демократии Россия, которая в силу своего экономического положения может удерживать свою сферу влияния только играя на противоречиях между ними и внутренних неурядицах, теряет все свои вассальные единицы. Это является третьей причиной, по которой путинская Россия, постепенно скатывающаяся в сторону авторитарного правления, старается всеми средствами удержать схожие с ней режимы.
Россия вновь может потерять свои демократические завоевания, свою недолгую свободу, стараясь сохранить подобие империи. Так, например, когда хрущевская оттепель привела к событиям в Венгрии 1956 года, стало ясно, что послабления даже на окраинах имперской системы ведут к ее общей дестабилизации. Это привело к закрытию в первую очередь вассальных единиц системы, и позже к консервации структуры в самом СССР.
Сегодняшний социальный кризис в России и неудачи с поддержкой упадочных режимов в Грузии и Украине, вызывают опасение, что скорее всего Путин, как всегда, решит отыграться на внешнеполитическом поле. Кроме этого, остановка "бархатной эпидемии" ослабит движение протеста в самой России. Становится ясным, что никакой двойной игры или подстраховки на случай провала Акаева Путин не готовит. Не надо строить иллюзий. Следует обратить внимание, что первое заявление Акаева о том, что он начинает новую предвыборную кампанию, прозвучало сразу же после встречи с президентом России Путиным.
Кроме всего прочего, оппозиции следует принять во внимание характер самого Акаева. Ему всегда были безразличны мелкие проблемы своего народа, - ему было нужно большее. Он всегда мечтал о международном признании, пытаясь выступить посредником во многих конфликтах, когда бы он мелькал в мировых новостях. Для Акаева наступает его звездный час. Если он остановит волну бархатных революций, он не только сохранит свою власть (что в принципе уже является самоцелью); он в его понимании, да и многих остановит саму Америку на пике ее могущества! Кто же откажется от такой славы?! Игра стоит свеч, и Акаев не побрезгует никакими средствами.
Так, например, тревожным выглядит желание властей использовать исламскую карту. Последнее время получившие задание семейные СМИ упорно мусолят тему радикального "исламского" экстремизма. Торопливо и непрофессионально сделанные видеоролики показывают молодых людей в шапочках и девушек в хиджабах (которые, наверное, и должны символизировать "исламистов"). Несколько раз главы силовых структур предупреждали о том, что третья сила в лице "Хизб ут–Тахрира" заинтересована в дестабилизации обстановки в республике. Так как новый, 2005, год объявлен хозяином "Годом социальной стабильности и развития жилищного строительства", то скорее всего некие третьи силы назло Акаеву попытаются эту самую социальную стабильность и нарушить, а наперекор Танаеву сорвать план жилищного строительства. Не с этой ли зловредной третьей силой СНБ устанавливала контакты этим летом в афганском Бадахшане? Иначе с чего это силовики, которые прошляпили вторжение боевиков ИДУ, когда даже один из генералов попал в плен к боевикам ИДУ в Баткене, так уверены в своих прогнозах на весь будущий год?
Противостоять силам "Нового Священного союза" будет весьма сложно - но он обречен так же, как и его европейский предшественник. Во всех европейских странах, входивших когда–то в "Священный союз", уже через несколько лет произошли революции. Страх Акаева, который, судя по новогоднему обращению, даже в праздничную ночь думал о грозящей ему опасности, придает сил народу. Этот страх выходит далеко наружу, ведь даже Саакашвили заметил, что "некоторые люди стали из–за нас нервничать", при этом прямо называя Акаева. "Сначала все говорили, что Украина не Грузия, а потом там все произошло, как у нас" - отмечал он. Теперь нам говорят, что киргизы это все–таки не грузины и не украинцы. Когда–то Шеварднадзе и Янукович также считали свой народ быдлом...
№4 за 2.02.2005
|