КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 12.02.2005
19:40  МОМ разоблачает новые уловки торговцев людьми
17:30  ООН помогает жителям Таджикистана, пострадавшим от обильного снегопада
14:36  Казахстан смастерил собственный армейский БРМД "Есиль"
13:18  В.Смирнов - Кыргызский светофор. "Желтая революция" может позеленеть
12:59  Д.Соловьев - Страна золотых статуй. Что есть у Туркмении кроме нейтратилета
11:39  А.Саидов - Узбекистан может организовать Казахстану "Шардаринское цунами"
11:37  К.Аяпова - Крановая дипломатия. Газопровод "Дружба" тянут на себя в разные стороны

10:19  "Jerusalem Post" - Кипу сносит. А не был ли Шекспир антисемитом?
09:43  "Оранжевый" плутишка. Парижская прокуратура обвинила Сороса в мошенничестве
09:33  "Къ" - Киргизию попросили быть поосторожнее с Америкой. "Московские" визиты оппозиции и партии власти
09:32  А.Мамедов - Укрощение строптивого. Лора Кеннеди врезала Ниязову прямо в лоб...
09:31  Жертвами прорыва дамбы в Пакистане стали 60 человек, 700 пропали
09:21  Москва: узбек-насильник Нарбутаев пропал без вести при транспортировке из "Бутырки" в "Матросскую тишину"
09:14  Алматинское метро. Последний срок первой очереди - конец 2008 года
09:02  Р.Шарипов (узбекский журналист) - "Меня пытали... по приказу с самого верха, от министерства внутренних дел и правительства..."
08:57  Х.Худойберди - Диктатура Ислама Каримова в Узбекистане - это симбиоз преступности и власти
08:44  М.Иманалиев (экс-МИД Киргизии) - "Президентские выборы будут напрямую зависеть от парламентских"
08:31  IWPR - В Туркменистане становятся католиками от безысходности
05:49  В.Нурмухамедов - Узбекистан против милитаризации ЦентрАзии, но и с дружбой не спешит (комментарий к интервью С.Сафаева)
05:45  Сафар Бекжан - У входа на тот свет. Как я сидел в ТашТюрьме. Часть 7-я
04:39  "Слово Кыргызстана" - Черный бархат революций. У "цветных" две морали
04:17  М.Лаумулин - Пораскинули мозгами... Кто и где на Западе и на Востоке изучает ЦентрАзию
03:31  Смерть в Андижанском суде. Кандидат медицинских наук А.Ибодов не дождался справедливости
02:03  Трах типитох? Американский университет ЦентрАзии (Бишкек) анонсирует шоу "АУЦА - территория любви"
02:02  РБК - "ВымпелКом" поделит Казахстан со стратегическим партнером
01:59  В окно дома военного атташе США в Грузии метнули гранату: жертв нет
01:52  Украинские миротворцы вывозят из Ирака доллары мешками
01:12  Организация экономического сотрудничества (ОЭС) создает информационную сеть
00:59  Глава МИД Киргизии А.Айтматов спокоен, - В стране нет предпосылок для "оранжевой революции"
00:49  А.Касымов - Внешняя политика Узбекистана: новый министр – новая стратегия?
00:33  А.Мекенов - Руководство по лицемерию. Бермет Акаева предлагает избирателям заключить с ней "Договор доверия"
00:00  А.Таксанов - PUM: опыт, поддержка и обучение для узбекских бизнесменов
Пятница, 11.02.2005
23:45  Власти Киргизии усиливают прессинг на СМИ, - жалуется "Фридом Хауз"
22:43  В Андижане начался суд над 23-ю членами религиозной организации "Акромия"
21:32  Н.Назарбаев и И.Каримов лично занялись срочным сбросом лишней воды Шардары
20:46  Ozod Ovoz - Ташкент: каримовская "армия" проституток избила и порезала правозащитников
19:57  "Кампания мирного сопротивления Киргизии "КелКел" обвиняет "Азияинфо" в блокировке своего веб-сайта
19:45  Квартирный вопрос не испортит ташкентцев? И.Каримов совершенствует деятельность "товариществ собственников жилья"
19:28  Чеченские террористы признали, что "вице-премьер" Ваха Арсанов попал в плен к федералам
18:20  Туркменистан объявил России "газовую войну"?
17:29  МИД РФ о международном контроле над ядерными объектами России
16:24  США боятся конкурировать с Росиией на рынке вооружений
12:44  Друг, оказался вдруг... Визит Росселя (Свердловский губернатор) к Туркменбаши может закончиться скандалом
11:42  "Политком Ру" - В Таджикистане революции не будет
10:31  Сафар Бекжан - У входа на тот свет. Как я сидел в ТашТюрьме. Часть 6-я
10:07  Земляка обидели. Казахстан объявил В.Жириновского "персоной нон-грата"
09:16  ИГНПУ - Забрали мать... В Ташкенте грядут новые процессы над "исламистами"
09:14  Р.Приживойт - С такими братьями врагов не надо. Кто и как баллотируется в киргизский парламент
08:51  Сгнил свинарник... Киргизстанки требуют у американского посла Янга... встречи с А.Акаевым
08:49  В Пакистане прорвало плотину у города Пасни: 25 утонувших
08:38  Премьер Таджикистана А.Акилов в Ташкенте. За 2004 г. товарооборот вырос на 27%!
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
"Jerusalem Post" - Кипу сносит. А не был ли Шекспир антисемитом?
10:19 12.02.2005

Шейлок, переживший смерть в огне ("The Jerusalem Post", Израиль)
Читать или смотреть "Венецианского купца" через историческую призму Шоа - очень болезненное испытание для еврея.

Авраам Федер (AVRAHAM FEDER), 11 февраля 2005

[отослать ссылку] [версия для печати]

Не был ли Шекспир антисемитом? Этот вопрос возникает каждый раз, когда появляется новая версия "Венецианского купца". Последней такой постановкой стал фильм с Аль Пачино в роли ростовщика Шейлока. Но давайте перефразируем бессмертные слова Шекспира и скажем: "Не в этом вопрос".

Защитники Шекспира указывают на то, что в елизаветинской Англии ненависть к евреям была в порядке вещей, и что великий Бард предлагает эту ненависть в качестве наживки для театральной аудитории, дабы донести до нее нечто гораздо более важное и неуловимое.

Выживают, добиваются известности и славы те писатели, поэты и драматурги, которые пытаются соперничать с несравненным богатством классической литературы, а именно - дают, казалось бы "упрощенное толкование" вещей, которое на деле совсем не упрощено, а требует более тонкого, более тщательного осмысления.

Любил или ненавидел Шекспир евреев, знал ли он вообще об их существовании, - ведь с 1290 года Англия старалась от них избавляться, - его гений не мог привести на сцену Шейлока, не обладающего какими-то человеческими качествами.

По замыслу пьесы Шейлок в конце теряет все: свою дочь, свои деньги, проигрывает дело в суде. Однако он знает, что значит для еврея жить и бороться за выживание в мире, полном открытого и тайного антисемитизма.

Его знаменитый монолог: "Разве у жида нет рук, органов, членов тела, чувств, привязанностей, страстей? Разве не та же самая пища насыщает его, разве не то же оружие ранит его, Если нас уколоть - разве у нас не идет кровь?" завершается едкой критикой Шекспира в адрес христианской Венеции (или это Англия?): "Вы нас учите гнусности, - я ее исполню. Уж поверьте, что я превзойду своих учителей!"

Каждый так называемый порок, который демонстрирует Шейлок, почерпнут им в мире христианского лицемерия.

Венецианский купец Антонио, считаемый праведником, не допускает и мысли о том, что еврей такой же человек, как и все - за исключением тех случаев, когда он нуждается в его деньгах. Паразитирующему развратнику и вечному должнику Бассанио нужно больше денег, чтобы соперничать за обладание богатой Порцией.

В пьесе подчеркивается, что продажность и коррупция в итоге одерживает верх. Но это христианская продажность, поскольку в глазах автора Лоренцо через свою связь с Джесикой, наследницей Шейлока, в конце концов, овладевает богатствами еврея.

Конечно, Шейлок сломлен, когда видит, что созданная им денежная крепость рушится. Он ощущает это, поскольку знает, что в мире волков еврею без денег нет места. А вот и мораль! В Венеции, в продажной и жадной Венеции, все это в равной мере имеет отношение и к христианским лицемерам.

Суд просит Шейлока отменить вексель и проявить милосердие, но тот отказывается это сделать. Более того, он не объясняет причин своей глубокой ненависти и некоторого презрения к Антонио.

И опять лицемерие Антонио и его сограждан-венецианцев высмеивается евреем, который, как и его соплеменники, был и в веках останется жертвой необъяснимой "ненависти и презрения" со стороны неевреев.

С язвительным остроумием и смелостью, порожденной яростью, Шейлок упрекает своих обвинителей, напоминая им о рабах, которыми владеют христиане: "Рабам вы дайте волю; пожените на ваших детях; чем потеть под ношей, пусть спят в постелях мягких, как у вас, едят все то, что вы". На такое нелепое предложение венецианец отвечает: "Это наши рабы".

"И я отвечу, - говорит Шейлок, - фунт мяса, что я требую, купил я не дешево; он мой, хочу его!"

И опять вопрос - кто из них лицемер?

Переходя от еврейского вопроса, надо отметить еще один момент. Какая ирония в том, что Венеция, где правят мужчины, представленные в пьесе влюбленными друг в друга Антонио и Бассанио, принимает во внимание доводы жены Бассанио! Вспомните эпизод с кольцом. Этим эпизодом, в котором Порция, переодетая в мудрого судью, спасает своего незадачливого мужа и его патрона-любовника, Шекспир наносит еще один удар по лицемерию венецианского (елизаветинского) общества.

Что касается победного аргумента Порции, начинающегося с ее бессмертных слов "Не действует по принужденью милость", здесь налицо спор между некоторыми акцентами в иудаизме и христианстве.

Шейлок хочет справедливости по законам Венеции. Порция заявляет: "В законе не следует нам искать спасенья. О милости взываем - и молитва нас учит милости".

Хотя Порция и достойна сострадания, ее позиция базируется на смертельной полуправде, на обоюдоострой полуправде.

С одной стороны, иудаизм всегда признавал, что здоровое общество, его законы и его суды должны соединять справедливость и милосердие. А с другой стороны, ни одно христианское общество, неважно, насколько оно милосердное, не выжило бы без твердой приверженности к достижению справедливости в своих пределах.

Другими словами, мир справедливости без милосердия иногда бывает жестоким, но он все равно справедлив. Однако милосердие без справедливости создает мир иллюзорных ценностей и социального хаоса.

Кохелет Рабба предвидел такой хаос, когда предупреждал: "Тот, кто проявит милосердие к жестокости, со временем проявит жестокость к милосердию". Читать или смотреть "Венецианского купца" через историческую призму Шоа (Холокост, катастрофа, уничтожение огнем - прим.пер.) - это очень болезненное испытание для еврея. Таким же испытанием это должно быть и для нееврея. Будучи людьми, мы сегодня знаем, что ограничение в правах одной группы людей другой группой людей может привести, и всегда приводило к геноциду.

Как евреи мы должны напоминать себе, что стали сионистами по целому ряду позитивных причин: религиозных, социальных, моральных и политических. Но основная негативная мотивация состоит в том, чтобы никогда не оказаться в положении Шейлока, стоящего перед враждебным судом лицемеров.

Израиль, как независимое еврейское государство, является выражением нашего требования справедливости в этом многонациональном мире. Израиль также должен быть нашим доказательством всему миру, что мы обладаем средствами для достижения и защиты справедливости.

Только когда существует справедливость, милосердие может падать, "как теплый дождь с небес".

Я допускаю, что Шейлок Аль Пачино в новом фильме - это Шейлок, переживший Шоа. Это не умоляющий еврей, это разгневанный еврей, чутко реагирующий на окружающее его лицемерие.

Автор статьи - почетный раввин храма Морешет Израиль в Иерусалиме. "Венецианский купец" сейчас идет на экранах Израиля.

Источник - ИноСМИ
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1108192740


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх