Чудо-мечеть в казахстанском Жаркенте. Китайский архитектор Хон Пик превзошел самого себя (страницы истории) 09:37 15.02.2005
Чудо-мечеть в Жаркенте
Алексей ПЕТРОВСКИЙ
Если вам придется бывать в старейшем городе Казахстана - Жаркенте или в одном из окрестных курортов (эти места необычно богаты на целебные минеральные источники), вам настоятельно посоветуют побывать в необычном музее - старой жаркентской мечети. Уверяю, вы не ошибетесь, если последуете совету. Этот город возник на юго-западной границе Российской империи. Лучшее место для его строительства трудно было найти: оживленный торговый путь в Китай, проложенный еще в древности, плодородная долина, река с живительной влагой, берущая начало в горах, благодатный климат.
Дела у купцов и предпринимателей в новом городе шли успешно. Здесь прежде всего построили пивоваренный завод, затем табачную фабрику (в этих местах благодатные условия для выращивания табачного листа, причем самых ценных восточных сортов), ремесленные мастерские. Естественно, что в первую очередь появилось множество торговых рядов, которые буквально прогибались от китайских и российских товаров.
Но надо было думать и о духовной стороне жизни, как нынче бы сказали - потребовался противовес пиву, табаку и другим соблазнам жизни. Да и какой это восточный город, если в нем нет мечети? И вот в 1887 году на одном из собраний мусульманской общины решено было начать сбор денег на ее возведение. Тогда проблем с этим не было. Богатые люди имелись, на дорогие иномарки себе и детям они не тратились, на Канары отдыхать не ездили, да и вообще отличались благочестием и щедростью.
Роль главного спонсора и организатора взял на себя купец первой гильдии Вали Ахун Юлдашев. Для исполнения замысла по всему краю собрали более сотни самых мастеровитых строителей. И дело закипело: застучали топоры и запели пилы.
На роль главного архитектора жаркентцы заполучили китайского зодчего Хон Пика. Чтобы между разноязычными строителями было полное единство действий и, может быть, учитывая библейский опыт возведения высотной Вавилонской башни, артель обзавелась переводчиками, владевшими китайским и несколькими тюркскими языками. Судя по тому, что получилось, строители действовали более чем согласованно.
Молва гласит, что китайский архитектор прежде воздвиг у себя на родине прекрасное сооружение, и его творение так понравилось тем, для кого оно предназначалось, что они начали опасаться, как бы мастер не создал нечто похожее и в другом месте. Чтобы этого не случилось, "благодарные" почитатели его таланта решили лишить архитектора жизни. Хон Пик узнал о готовящемся "вознаграждении" за творческое отношение к порученному делу. Естественным было его желание удалиться как можно подальше от ревнивых поклонников, и ему не оставалось ничего другого, как предстать перед очами жаркентцев, озабоченных поиском архитектора. Позже он все-таки вернулся на родину...
Его первое строение, говорят, не сохранилось, так что у жаркентской мечети конкурентов в дальнем зарубежье нет.
Построили храм из тянь-шаньской ели, отличающейся необычайной крепостью и долголетием. Бревна заготавливали в Аксуйских и Кетменских горах. Из них после основательной просушки и готовили детали здания. Примечательно, что при монтаже гвозди не использовались. Остов здания составляют 122 деревянных столба, которые соединены системой балок и насадок.
В 1892 году мечеть была построена. Она поразила жаркентцев своей оригинальной красотой и изяществом. Подобного произведения искусства они не видели нигде. Архитектор многое взял от традиционного стиля строительства подобных зданий в Средней Азии, а потому узнаваемыми атрибутами здания стали роскошная центральная арка, угловые башни-гульдасты, имитирующие минареты, купольные перекрытия да и картуши с эпиграфическими надписями.
И на всем строении лежит печать таланта зодчего, его самобытности. Он творчески использовал элементы китайской архитектуры, придав мечети некоторые черты буддийского храма. Особое изящество и легкость придает ему так называемая парящая крыша, имеющая изогнутые кверху концы ската, да еще опоясывающая здание галерея с цилиндрическими колоннами без капителей, большой карниз.
Музеем эту уникальную мечеть, а ее главный зал может вмещать около тысячи верующих, во многом делает большое количество резьбы по дереву и яркой полихромной росписи. Поверхность арок и стен благодаря этому приобретает ажурную легкость и художественную изысканность. В орнаменте преобладают растительные мотивы, но встречаются изображения птиц, рыб, реальных и фантастических животных. Богатая фантазия зодчего сделала здание подлинным художественным произведением.
На девятом году жизни чудо-мечеть ждало первое испытание - в этих местах произошло сильное землетрясение. Многие здания в городе превратились в труху. Творение Хон Пика в общем-то выдержало страшный удар подземного дракона, хотя и ей был нанесен ощутимый урон. На портале рухнули обе декоративные башни, пострадали купола... Пришлось восстанавливать разрушенное.
Подлинное стихийное бедствие для мечети началось после установления в этих краях советской власти. Храм использовался как склад, он мрачнел, старел, покрывался "ссадинами". К счастью, в конце 40-х годов на памятник архитектуры все-таки обратили внимание, провели его серьезное обследование, а потом взяли под охрану государства.
Возрождение храма началось в 1969 году, когда провели инженерные изыскания, изучили особенности строительных конструкций и декора. Реставрационные работы 1975-1978 годов завершились созданием необычного для того времени музея - архитектурно-художественного комплекса "Жаркентская мечеть". В 2001-2004 годах на его частичный ремонт выделили 26 миллионов тенге. Их освоение позволило привести музей в более или менее божеский вид: обновлена крыша, приведен в порядок главный портал.
Музей сегодня в действующем состоянии, для него выделено семь штатных единиц, он принимает туристов и гостей. Но старая мечеть, тем не менее, испытывает разрушительное действие времени. Печать ветхости проведенные ремонтные работы с мечети не сняли. Для этого требуется основательная и дотошная реставрация. По мнению директора и хранителя музея Шарипхана Турганова, ее проведение обойдется в 70 миллионов тенге. Деньги в общем-то небольшие. Особенно на фоне огромной художественно-эстетической и исторической важности этого здания и огромных перспектив развития туризма в регионе.
№ 34 (24644) 15.02.2005
|