"Известия" - Переломное время для СНГ. Киргизы не мыслят себя без России 12:31 28.02.2005
ВОЗМОЖНА ЛИ В КИРГИЗИИ "ОРАНЖЕВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ"
Часть 4. Киргизы не мыслят себя без России
• Георгий СТЕПАНОВ
СНГ переживает переломное время. На пространстве бывшего СССР одна за другой происходят "бархатные революции". Сначала в Грузии, потом - на Украине. Кто третий? Многие аналитики указывают на Киргизию, где в 2005 году пройдут "двойные" выборы: 27 февраля - парламентские, в октябре - президентские. Ответ на вопрос, возможно ли в республике повторение украинских и грузинских событий, искал корреспондент "Известий" Георгий Степанов. Читайте сегодня его заключительный, четвертый репортаж из Бишкека - о Киргизии как о факторе геополитики. В прошлых номерах мы опубликовали три его репортажа - о политической ситуации в стране, о положении русских и о киргизской экономике.
Бишкек - город "геополитический". Когда аэрофлотовский Ту-154 совершает в рассветные часы посадку в аэропорту "Манас", в иллюминаторы видны огромные, непривычные для российского глаза самолеты. Это транспортные "Геркулесы" С-130 и заправщики КC-135. Они стоят на взлетных полосах натовской авиабазы "Ганси", размещенной на территории сугубо гражданского "Манаса". И по пять-семь раз в день вылетают отсюда в афганский город Кандагар.
"Американцы пришли сюда для сдерживания Китая"
База НАТО в Киргизии была создана в декабре 2001 года "для поддержания контртеррористической операции в Афганистане". Ее назвали в честь нью-йоркского пожарного Питера Ганси, погибшего 11 сентября 2001 года. Здесь около 30 самолетов и 1600 человек персонала (в основном американские военнослужащие), которые передвигаются по территории на велосипедах. База эта - не только фактор безопасности для страны, но и дополнительный источник доходов. Помимо ренты коалиция выплачивает по 7 тысяч долларов за взлет и посадку каждого самолета.
А всего в 30 километрах от "Ганси" разместилась ОДКБ "Кант" с самолетами Су-25 и Су-27 - первая российская военная база, появившаяся на территории иностранного государства после 1991 года. Открыли ее президенты Акаев и Путин в октябре 2003-го. "Согласно Договору о коллективной безопасности, - уточняет в беседе со мной генерал-полковник Абдыгул Чотбаев, командующий Национальной гвардией. - Многие думают, что база создана в противовес американской, точнее - натовской. Это в корне неверно".
"Речь идет о южных рубежах СНГ, - заметила Лидия Иманалиева, заместитель министра иностранных дел Киргизии. - Стабильность имеет для нас первостепенное значение, и база в Канте в данном случае - колоссальное подспорье".
По поводу натовской базы "Ганси" интересно высказался Валентин Богатырев, помощник президента Киргизии, директор Международного института стратегических исследований (МИСИ): "Она служит не только как перевалочная база для доставки грузов в Афганистан, но и для радиомониторинга ситуации, банального шпионажа. Который к тому же захватывает большую часть Китая". Богатырев обобщил: "Киргизия важна для американцев как некий запал, прецедент первой постсоветской смены власти в Центральной Азии. Но главная цель для них - Казахстан в 2006 году, а еще через год - Узбекистан".
"Киргизия - это большой кусок приграничной с Китаем территории, - заметил лидер оппозиционной Республиканской партии Гияз Токомбаев. - Как говорил Дзержинский, кто будет владеть евразийским материком, тот будет владеть миром. Де-юре "Ганси" - коалиционная база, де-факто она оплачивается из бюджета США. Американцы пришли сюда надолго, в определенном смысле для сдерживания Китая".
"Вмешательство во внутренние дела не красит посла такого огромного государства"
Американский посол в Киргизии Стивен Янг на днях заявил, что его страна вкладывала средства (около 600 миллионов долларов. - "Известия") в развитие гражданского общества в Киргизии и что Вашингтон хочет видеть плоды оказанной помощи. "Если Аскар Акаев не будет баллотироваться на следующий срок, - сказал дипломат, - то останется в истории как один из основателей демократии в стране".
Янг, по слухам, необыкновенно активен. Именно он, кстати, предложил маркировать пальцы во избежание фальсификаций на выборах 27 февраля. И добился своего, пробив инициативу через Жогорку Кенеш (парламент). "Многих это возмущает, - сказал "Известиям" Иса Токоев, председатель Совета Ассамблеи народа Кыргызстана. - У меня в семье говорят: раз нам не доверяют, мы голосовать не пойдем. Янг ездит по округам, где баллотируются оппозиционно настроенные депутаты, встречи там проводит. Мы от имени ассамблеи дали жесткое заявление в газете: "Вмешательство во внутренние дела Киргизии не красит посла такого огромного государства".
- Оппозицию обвиняют в том, что ей помогает деньгами Запад. Что, и вправду помогает? - спросил я Гияза Токомбаева.
-У меня таких данных нет. Есть поддержка информационная - от разных неправительственных организаций. Если бы была материальная, вы бы уже увидели ее реальные результаты. Оппозиция живет за счет внутренних ресурсов. И хочу заверить: Россия не проиграет, если на смену Акаеву придет другой человек...
Это, кстати, тема для дискуссии. Ряд аналитиков высказывают мысль, что, поскольку Киргизия с ее нынешним руководством - один из самых верных союзников России в СНГ, тайный умысел Вашингтона - лишить Москву такого союзника. Наилучший шанс выпадает в 2005 году: помимо выборов февральских и октябрьских это смена президента, который, согласно Конституции, работает последний срок.
Но дело ведь не только в руководстве. Очевидно, что большинство населения республики не мыслит себя без России, что двусторонние связи слишком глубоки, чтобы их можно было вот так, административным методом, разорвать.
Тому пример - Киргизско-Российский славянский университет (КРСУ), открытый в Бишкеке в 1993 году Борисом Ельциным и Аскаром Акаевым. Он и впрямь уникален - и своей многопрофильностью, и числом студентов (8 тысяч), и преподавательским составом (100 профессоров и докторов наук, 300 кандидатов и доцентов), и своим ректором Владимиром Нифадьевым, удивительным энтузиастом своего дела. "11 лет назад было тяжелое время, - рассказал он "Известиям". - Разруха, националистические проявления. Шла мощная эмиграция русских. Когда университет возник, эта волна пошла на убыль. Сейчас у нас конкурс - 20 человек на место. Бюджетных мест около 600, столько же контрактных, максимальная стоимость обучения - 600 долларов в год. Наш вуз представляет два государства и сближает их. Обучение ведется исключительно на русском языке. К нам стремятся поступить студенты из многих стран. Китайцы, например. И с удовольствием учат русский".
При КРСУ недавно открыт НИИ стратегического анализа и прогноза Центральной Азии, который будет заниматься вопросами национальной безопасности и геополитики.
Главная опасность - исламисты
Киргизия - светская страна, но проблема исламистов здесь остра, особенно на юге. Вспоминаются события осени 1999 года в Баткене, когда боевики Иcламского движения Узбекистана (ИДУ) вторглись с территории Таджикистана в горный Баткенский район Джелалабадской области и захватили в заложники группу японских геологов. Их выбили, но они вернулись в 2000-м.
"Есть запрещенные партии, которые насаждают идеи агрессивного ислама под лозунгом "Долой неверных!", хотят создать халифат в Центральной Азии, - говорит "Известиям" командующий Национальной гвардией Абдыгул Чотбаев. - Устраивают теракты, в Бишкеке в позапрошлом году произошел взрыв на рынке. Исламисты утверждают, что у нас якобы притесняют мусульман. Но это не так. Если раньше на всю Киргизию было несколько мечетей, то сейчас - более двухсот".
Но одно дело - умеренные, "легальные" мусульмане, и совсем другое - экстремистские группировки. Одна из них - "Хизб-ут-Тахрир". "Это - реальная сила, - признает помощник президента Валентин Богатырев. - Они на юге активно работают с населением, у них мощные социальные программы. По некоторым данным, получают деньги из Пакистана. Пытаются пролезть в органы власти, в СМИ. Правда, 95 процентов состава "Хизб-ут-Тахрир" - узбеки. Это в какой-то степени мешает им распространять свои идеи среди киргизского населения".
В заключение поделюсь одним ощущением. В этой командировке мне требовались ориентиры. Спасибо администрации президента Акаева - она проложила маршрут, устроив встречи с ответственными лицами. Но как только я сходил с этого маршрута и находил случайных собеседников, тут же слышал рассказ о жизни, не стыкующийся с официальной информацией. Причем все мои собеседники - и "кабинетные", и "уличные" - показались мне душевными, добрыми людьми. Все они представляли одну страну - Киргизию. И мне очень трудно предположить, что эти люди окажутся вовлечены в серьезное массовое противостояние, в революцию того или иного цвета. Хотя, может быть, это обманчивое впечатление приезжего...
25.02.2005
|