КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 02.03.2005
23:43  Узбекистан: скончался академик и экс-вице-президент АН УзбССР Ялкин Туракулов
21:13  Пушистый суд. Активист Байконурской ячейки "Хизб-ут-Тахрир" Раббым 2-й раз отделался штрафом
20:49  Глаз-алмаз. Азербайджанские депутаты-наблюдатели не увидели никаких нарушений на выборах в Таджикистане
19:56  В Киевском аэропорту задержан пассажир с полкило урана-238
19:26  В Минске издана "Казахстан – Беларусь: боевое братство"
18:28  Стартовавший с Байконура "Прогресс-52" повез С.Шарипову и Л.Чиао 50 живых улиток
17:41  В Москве пройдет выставка "125 лет узбекской фотографии"

16:28  В.Смирнов: "Оранжевой революции" в Кыргызстане не будет
14:16  Укрaинa хoчет вывести кoнтингент из Ирака дo 15 oктября
12:09  Б.Маликова: Выборы у древних кыргызов. Почему власть не всегда переходила по наследству...
09:18  На пороге катастрофы. "Немецкая волна" предрекает гигантский потоп на Сырдарье
08:57  "Баку-Джейхан" отдыхает... "Максимально быстро" готовится договор о расширении трубы КТК
08:26  И.Олейник - Низкое качество "олигархата". Старые элиты периодически надо сливать
08:25  "Tages anzeiger" - Туркмения: чем более захолустна страна, тем большими диктаторами являются ее властители
08:14  Афган: генерал Дустум возглавил Генштаб Карзаевой армии
08:11  МТРК "Мир" требуются на работу: режиссер, обозреватель, корреспондент, редактор Интернет-вещания...
07:39  "Политком Ру" - ГУУАМ по-украински будет УГМ(АУ)... "Абырвалг" оранжевых Шариковых
07:36  Аждар Куртов - Киргизия: оппозиция проиграла раунд
07:26  "Рейтер" - Статслужбы Туркмении и Узбекистана никогда не предоставляют свои данные
07:23  "Известия" - В Киргизии и Таджикистане победили "партии власти"
07:18  Казахстанские кинематографисты избрали себе нового лидера - И.Вовнянко. Со скандалом и с третьей попытки
07:08  СНГовый суррогат. Ющенко, Саакашвили и Воронин формируют новый ГУМ
06:52  Катастрофический пожар уничтожил листопрокатный цех Карметкомбината ("Миттал Стил Темиртау")
06:50  Халифат не состоялся. Разгромлен и посажен кокчетавский филиал "Хизб-ут-тахрир"
06:30  "Suddeutsche Zeitung" - Выборы в Таджикистане и Киргизии: стандарты не соблюдены
05:33  А.Шмулевич - Начинается эпоха нео-неоколониализма. Геббельс для России и остального мира
05:00  От поселков Ешкикора и Аккум остались только бульки. Сырдарья затопила уже 550 кв км Казахстана
04:12  Сменила мяч на "ЕдРо"? Алина Кабаева записалась в активистки Путинской партии
03:00  Почему мусульмане не любят праздник 8 марта
02:10  К.Сыроежкин - Новое путешествие Китая на запад: как правильно "переварить" нацокраины
01:48  З.Абдуллаев - Таджикистан: Оппозиция не считает, что выборы прошли честно
00:49  "American Spectator" - Рога и копыта. Американские сектанты-мракобесы в восторге от Ющенко
00:42  "Полит Ру" - Газовые "потягушки". Туркменбаши скосил глаз на Китай
00:37  А.Саидов - Парламент Узбекистана разделился на "партию власти" и "оппозицию"?
00:32  Социал-демократическая партия Таджикистана не признает результаты "незаконных" выборов
00:24  "Financial Times" - Россия должна срочно обезопаситься от Китая. Нагнетают истерию?
00:23  "Известия" - От тайги до Британских морей... "Искандер" отгонит от границ России всех врагов
00:01  Фергана Ру - Бодался теленок с дубом... Власти Киргизии решили побороться с Интернетом
00:00  Туркмения: Вице-премьер Мередов перестал быть одновременно и директором Института демократии
Вторник, 01.03.2005
23:08  В Киргизии 30 тыс. абонентов WAP и MMS
21:30  Двое суток надежды. Великий актер Николай Караченцов в коме
21:15  Очень кстати. Ющенко нашел голову Гонгадзе и его убийц
19:08  Ташкентская мафия бессмертна? Братья Рубены и Лев Черной пытаются на Виргинских о-вах засудить Дерипаску ("РусАл")
18:50  "Liberation" - После Грузии и Украины США немало вложили в поддержку киргизской оппозиции
17:00  А.Гударзи - Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами: мифы и реальность (отрывок из книги). Ч. 1-я
16:10  Уголовный кодекс России. Преступления в сфере компьютерной информации (текст статей)
16:07  Корреспондент "Комсомолки" сорвал в Киргизии "желтую" революцию
16:03  Т.Полянников - Мода на революцию, или куда катятся "заводные" апельсины
15:52  Е.Ертысбаев (советник Н.Назарбаева): Наша оппозиция выросла в недрах госслужбы и ничего не может делать кроме госслужбы
14:44  "Известия": Ирану-уран. Тегеран торопит Москву
13:50  Видимо-невидимо. Выборы в Таджикистане: наблюдатели разошлись во мнениях
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
Б.Маликова: Выборы у древних кыргызов. Почему власть не всегда переходила по наследству...
12:09 02.03.2005

Выборы у древних кыргызов. (Экскурс в историю)

Бермет Маликова (политический обозреватель)
КыргызИнфо. 27.02.2005

Кыргызская история полна различных свидетельств и фактов о том, что еще с древних времен у них существовали процедуры выборов, на те или иные политические должности.

Так, в эпосе "Манас" нашли отражение начальные принципы военно-кочевой демократии, где даже сам Манас-батыр был избран в качестве военного предводителя, за свои боевые и прочие заслуги. Согласно эпоса, выбор сделан был старейшинами.

Далее, перед каждым боевым походом, Манас не назначал, а обращался к союзникам с предложением избрать единого главнокомандующего. Часто им оказывался мудрец Бакай, не раз доказавший свои способности, как крупный военный стратег.

Позже во времена Чингис-хана, его советники сформулировали универсальный для своего времени политико-административный кодекс - Великую Ясу, который в последствии стал вечным пособием для всех кочевников евразийских степей. По его канонам формировались почти все династии ханов, каганов и т.д. Затем, он нашел окончательное закрепление в принципе наследования власти представителями одного рода - торе.

До середины 19 столетия, вплоть до присоединения к России, кыргызы полностью сохранили первичные формы демократии - родовые собрания, советы старейшин (аксакалов), народные сходки с преобладающим участием аристократии и батыров – предводителей войск - Курултаи. Наследственная передача власти также существовала, но в сочетании с демократизмом кочевой системы политических отношений. Выдающийся предводитель сарбагышей Манап-батыр (после него это имя стало нарицательным) чтобы укрепить свое влияние над народом совещался с выборными почетными лицами, которые представляли при нем как бы Совет аксакалов, особенно в судебных делах.

Как выбирали правителей

Вот что говорит известный историк, проректор Кыргызко-турецкого Университета "Манас" Анвар Мокеев:
- Были ли выборы у древних средневековых кыргызов? Если были, то кого выбирали - это очень интересный вопрос.

Конечно, выборы были, например, древние тюрки выбирали своих Великих каганов поднимая их на белой кошме. Эта традиция имела место еще со времен 1-го Тюркского Каганата. Но наиболее подробно информация о процедуре выбора и приведения к присяге зафиксирована в путевых заметках "История Монголов". (Автор Плано Карпини францисканский монах-миссионер, посетивший ставку Монголов, где-то на рубеже 1220-1249 годов 13 века).

В тот момент, избрали Великим каганом степей - одного из потомков Чингиз-хана - Куюка. И прежде чем избрать своего правителя, царевичи-князья (члены правящего "Золотого рода - чингизиды") договаривались между собой о возможном кандидате. И только из "чингизидов" мог быть избран Великий каган. Одним словом, его выбирала элита. Это было похоже чем-то, на своего рода, "аппаратное" совещание, где порой весьма жестоко шли консультации и дебаты.

И только после того, как приходили к консенсусу по определенному претенденту, обозначали конкретное лицо, с учетом внутренних обстоятельств, расстановки сил в обществе, в ставке и на периферии. Было такое постановление: " … всякого, кто, превознесясь в гордости, пожелает быть императором собственною властью без избрания князей, должно убивать без малейшего сожаления……До избрания Куйюк-кана, из-за этого был убит один из князей, внук Чингис-хана, ибо он хотел царствовать без избрания…

… После смерти императора, как сказано было выше, вожди собрались и выбрали в императоры Оккодая, сына вышеназванного Чингис-кана. Он, устроив собранье князей, разделил войска Бату, который приходился ему отцом во II-ом колене… (П.Карпини. История Монголов. Х111вв.)

- Для публичного утверждения претендента созывался Великий Курултай, в котором принимали участие представители элиты того времени – аксакалы, бахадуры, беки и др. Иногда Курултай мог длиться очень долго, например, когда избирали Куюка, он длился 40 дней, и в течение всего этого периода шли суровые дебаты.

После утверждения Курултая происходило приведение к присяге. Этот момент очень хорошо и наиболее подробно описан в китайском источнике "Сию юй Джи" (Записки северных правителей. 18 век): "…Кагана сажают на белую кошму, поднимают, вверх к Небу, что означало - принятие правителем "Небесного мандата", и это подчеркивало его "избранность Богом". После, Кагана усаживали на трон, и перед всей местной знатью и влиятельными людьми, новоизбранный ставил свой меч и говорил: "Вы хотели, чтобы я был вашим Правителем, вы меня избрали, чтобы я управлял от вашего имени. Я буду наказывать вас всех, если вы не подчинитесь моей воле. Как представитель Небес-Тенгри – Я ваш правитель…". Вот так примерно описывают происходившее китайские летописцы. Затем участники Курултая ставили мечи и давали клятву : "…Да - мы Вас избрали и будем Вам подчиняться по воле Небес …"

"Сама процедура провозглашения хана служила одновременно напоминанием о возможности его низвержения. Хана избирали почетные представители родов, которые поднимали его на белой кошме. Потом эту кошму или одежду хана, разрезали на мелкие части, и каждый забирал себе по куску в знак своего участия в избрании хана. После этого они расходились по домам, расхватав весь ханский скот. Этот акт назывался "хан-таламай" (буквально: ограбление хана) и означал, что избранный Хан теперь скота своего не имеет и переходит на содержание народа. После этого представители родов пригоняли для Хана новое поголовье скота из стад и табунов народа, которое возможно значительно превышало количество расхватанного былого скота.

Если действующий Хан не устраивал общество, то он отстранялся от власти. Причиной устранения могли быть тенденции к узурпации власти, нарушение прав общества, отдельных его членов или групп. Демократизм, направленный на ограничение власти ханов, на деле означал не только подавление монархических тенденций, но и сохранение кочевой цивилизации, образа жизни.

При этом, вовсе не обязательно было вести так называемую классовую борьбу. Хану достаточно было послушать акынов, биев или батыров, а то и простого кочевника, который мог высказать в адрес хана все, что о нем думает, и принять соответствующие меры. Если хан не понимал или не хотел понять то, что до него пытались довести, то срок его правления был весьма короток". ("Другая ЦентральнаяАзия". Асылбек Бийсенбаев. Казахстан)

- Что касается кыргызов, то китайские источники свидетельствуют, что они ежегодно избирали Чон Бия - то есть Великого правителя из представителей "Правого" и "Левого" крыла: "ОН" и "СОЛ". На основании этого можно твердо предполагать, что у кыргызов крупные правители избирались еще в средние века (14-16 в). Родоначальники этих конфедераций - Улук бии - на курултае избирали одного Чон-бия. Среди них в свое время был и Маматкул-бий из племени сарыбагыш. Известный исследователь кыргызов Александр Берштрам на основе китайских источников называл его "Кыргызским избранным ханом" середины 18 века.

Если в мелких родах власть переходила по прямому наследованию, то на более высоком уровне происходило уже избрание. Такой аналог выборов был связан с тем, что требовалась централизация власти и координация действий для защиты от внешних врагов или организация похода на другие земли. И в этом случае требовалось полное подчинение Верховному правителю.

Традиция военной демократии – выборы полководца, были связаны с теми личностями которые были вынуждены координировать общие военно-стратегические действия. И здесь предпочтение отдавалось личным заслугам, тем кто отличался храбростью либо дипломатическим качествами, полезными для защиты народа. История сохранила имена таких людей как: Тагай-бий, Садыр-хан, Эсенгул-хан, Ормон-хан.

Как выбирали волостных

После вхождения ряда кыргызких племенных объединений в состав Российской империи, была попытка создать новую систему местного управления на территории Туркестанской и Семиреченской области. В 1867 генерал - губернаторами вводилась выборная система, это означало, что низовые органы власти - туземная власть - стала избираться сроком на три года.

Доолотбек Сапаралиев, зам.Декана гуманитарного факультета КТУ "Манас" рассказывает о том, как примерно это происходило:
- Представители русской царской администрации возглавляли генерал-губернаторство, области, уезды. Но один из помощников уездного начальника назначался из местной элиты. Уезды делились на волости и вот на этом уровне, волостного управления начальники уезда организовали съезды для выбора волостного или болуша. Делегатов – выборщиков избирали элю-баши (главы 50 кибиток) - тайным голосованием. Это были не прямые, а косвенные выборы, но процесс голосования происходил тайно: бросали шары или камешки, черные и белые – черные "против", белые "за". Кто набирал больше всех голосов, тот и побеждал. Например, с 1867 года проводились альтернативные выборы, где выставлялись по два - три претендента на должность.

Для того времени, это был своего рода эксперимент. Губернаторами на периферии царской России тогда были выходцы из немцев, которые, пытаясь быть передовыми для своего времени. Они и вводили такие новшества, хотя в самой в России этого еще не было. Конечно, здесь были свои положительные и отрицательные моменты.

С одной стороны, происходил отбор достойных людей, с другой стороны, через учет населения шла легализация скрытых кибиток, чтобы собирать больше налогов от аилов для казны. Поэтому уездные правители, по нынешнему, акимы, старались собрать соплеменников со всех краев, чтобы гарантировано выбрать "своих" людей. Именно здесь и вылез наружу трайболизм.

Место волостного правителя было, в какой-то степени, заманчивым - он получал жалованье из казны сначала 300 рублей, потом 1000-1800. По тем временам, это была большая сумма. Жалованье болуша собиралось за счет налога сородичей. 1 кибитка выплачивала – 2 рубля 50 копеек. Поэтому зарождалась межгрупповая групповая борьба, поскольку победившая партия оставляла налоги в своем распоряжении. За это место иногда доходило до кровавых стычек. Так произошло на Иссык-Куле и в Джумгале. Но где народ был дружным, выборы проходили безболезненно, там заранее планировалась победа авторитетному человеку.

Но не обходилось и без межродовых конфликтов, например, собирали всех солтинцев со всего уезда, чтобы обеспечить большинство голосов. Если до введения такой системы власть была в большей степени общественной должностью, то появление чиновнических привилегий породило межродовую вражду, началась борьба за власть, за привилегии, как возможность получить прибыль, участок земли и т.п.

Когда избирали болушей, русская администрация в основном ориентировалась на местную элиту, смотрела, какое влияние имел претендент. Поэтому первыми кандидатами на должность волостного были в основном бии и манапы. 90% болушей -это представители кыргызской родовой элиты. Но со временем, они естественно стали отбирать наиболее способных, и часто из среднего слоя. Были также случаи, когда население игнорировало выборы, и тогда русские колониальные власти сами назначали туземную власть.

Факты перехода выборных должностей по наследству при царском режиме тоже имели место. Сами болуши стремились, чтобы к власти пришли их дети. Например, клан Шабдан-батыра имел постоянно своих представителей, его дети один за другим становились волостными правителями. На Иссык-Куле - потомки Боромбай-бия. В Чуе выделились сыновья Тилекмата-батыра. У Байтика-батыра в Пишпекском уезде сыновья стали болушами, сыновья Джангарача также стали волостными.

Кто такие манапы

Вот что по этому поводу говорит известный кыргызский историк Директор Института Истории НАН КР Жениш Джунушалиев:
- Один из губернаторов Сырдарьинской области Карадеков, после присоединения Туркестана к России, проводил что-то вроде социологического опроса и во время встречи с Абдулат Джауэлдиновым - таласским манапом, задал вопрос: кто такой манап, кто его избирает и как?

Ответ был такой: Манап - это что-то вроде русского князя, им становится тот, кто самовыдвигается в зависимости от своего авторитета, дальновидности, справедливости, организаторских способностей. Сын манапа мог стать им после смерти отца только в том случае, если он был не хуже своего родителя, и если в этом роду и племени не было более авторитетного человека. Только тогда он становился манапом, и так, руководству приходили путем естественного отбора.

Почему так происходило, что власть у кыргызов не всегда переходила по наследству? У кыргызов не было государственности в европейском понимании. Дело защиты и самостоятельности было проблемой и делом всего рода и практически каждого дня. Поэтому родами и племенами управляли достойные люди, которые не допускали раздора внутри и сплачивали сородичей. А при передаче власти по наследству, обязательно возникали злоупотребления. Процесс выбора манапов регулировали Советы аксакалов, непререкаемые авторитеты кыргызских племен.

Джениш Джунушалиев отмечает, что еще в первые годы советской власти, родовые связи были настолько сильны, что новым властям приходилось с этим весьма считаться. Имеются архивные документы 1926 года, когда специально назначенная Комиссия разбиралась, почему выборы в волостные советы не проходят, как положено. Вот какой был ответ: "…Прежде всего, надо указать на существующий обычай очередности Председательства представителями того или иного рода. Допустим, в прошлые годы был Главой совета представитель одного рода, то уже в новые перевыборы им должен стать представитель другого рода. Сначала договариваются с руководителями родов, при этом представители родов получают подарок - этот подарок потом возмещается за счет населения. Но если представители родов не договорились, тогда объявляется война. В это время идет переманивание одной группы в избирателей в другую, с целью увеличить количество избирателей. Причем переманивают таких лиц, которые имеют под своим авторитетом группу дехкан или несколько десятков человек.

В одной пригородной волости до новых выборов председательствовал кандидат ветви "толой" из рода солто - Касымбек, который затем по решению аксакалов уступил свое место представителю ветви "Кара-мерге" того же рода. Председатель Учымгыского совета выступает в роли "продавца" должности. Претендентов двое: манапский родственник Баястан и простой труженик Сабыр. Должность достается первому, потому что в качестве платы было передано 9 лошадей и около 700 рублей.

Джаильский сельский совет в Беловодском: манапская группа имея всего 810 голосов против 1909 голосов за значительную мзду сумела добиться своей цели. Все было просто - избирательная комиссия назначила перевыборы на 25 декабря и не предупредила об этом противоборствующую группу".

Вот такие выборы происходили у кыргызов буквально недавно, в самом начале становления советской власти в 25-26 годы 20 века.

Источник - КыргызИнфо
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1109754540


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх