В Туркмении издан том "Мавзолей Султана Санджара": в ожидании новых открытий 10:10 03.03.2005
"Мавзолей Султана Санджара": в ожидании новых открытий
Гульшат ПИРМУХАМЕДОВА
Вышла в свет книга "Мавзолей Султана Санджара", подготовленная Национальным управлением по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры при Министерстве культуры и телерадиовещания Туркменистана. Новое издание посвящено одному из самых загадочных и величественных памятников туркменского зодчества, завершение реставрации которого было ознаменовано проведением в Ашхабаде осенью 2004 г. международной конференции "Султан Санджар и его эпоха". Новинка научно-популярной публицистики явилась эпилогом к кропотливой исследовательской работе, проделанной туркменскими специалистами в тесном взаимодействии с Турецкой организацией по международному сотрудничеству и развитию правительства Турецкой Республики (ТИКА).
Изданная на трех языках – туркменском, русском и английском – книга, безусловно, привлечет внимание специалистов, и широкого круга читателей, увлеченных историей нашей древней земли. Автор идеи и составитель текста М.Мамедов, принимавший активное участие в проекте с туркменской стороны, дает краткий экскурс в историю, с тем, чтобы читатель смог во всей полноте представить себе значимость уникального памятника центральноазиатской архитектуры как жемчужины мирового исторического наследия.
Емкий фактаж описываемых событий в сочетании с лаконичностью и ясностью изложения дает достаточно полную картину истории Древнего Мерва во времена правления одной из могущественных династий Востока. Возникшее примерно в середине первого тысячелетия до нашей эры в старой дельте реки Мургаб, это городище, как и весь оазис, увековечено в "Авесте" как Мауру, у греко-римских летописцев как Маргиана, а по признанию современных исследователей признано пятым центром цивилизации наряду с Месопотамией, Египтом, Индией и Китаем. Эпоху наивысшего расцвета Мерв пережил в XI-XII веках во времена вхождения в состав Туркмено-сельджукской империи, а в годы правления представителя династии Сельджукидов – Султана Санджара - он стал столицей великой империи и назывался "Шахиджан" ("Душа царей"). Память о том времени вместе с историческими хрониками донес до нас величественный и прекрасный мавзолей Султана Санджара, возведенный в середине XII века.
Уникальность древнего городища подтверждена тем, что Мерв был включен в 1999 г. в "Список всемирного наследия" ЮНЕСКО. В мае 2000 г. в Туркменистане проходил международный семинар "Культурное наследие Центральной Азии: глобальная стратегия", на заседании которого с участием экспертов ЮНЕСКО обсуждалась среди прочих и проблема реставрации мавзолея Султана Санджара. Требовались новые подходы с учетом мирового опыта и рекомендаций ведущих исследовательских центров мира, имевших огромный опыт не только по сохранению, но и воссозданию первоначального облика памятников истории и архитектуры. Реставрационные работы проводила известная турецкая фирма "Гентес Пекерлер", в состав координационного совета вошли представители туркменской и турецкой сторон – видные историки, архитекторы-реставраторы.
Прежде, чем начать намеченные работы, туркменские и турецкие исследователи собрали всю имеющуюся научную информацию и данные археологических изысканий, а также разобрали многие отреставрированные ранее участки, с тем, чтобы избавить их от агрессивного цементного раствора и изучить конструкции уникальной первоначальной кладки древних мастеров. Были найдены решения по многим ключевым вопросам, и восстановительные работы начались с учетом анализа всех данных и в соответствии с международными принципами научной реставрации, закрепленными в конвенции ЮНЕСКО.
До детального ознакомления читателей с нюансами проделанной работы автор приводит историографию всех исследований, проводившихся на памятнике крупнейшими научными центрами мира на протяжении XX века. Впрочем, исторические реалии таковы, что мавзолей претерпевал реконструкцию в течение всей своей многовековой истории. Последняя обитель великого правителя была окружена ореолом святости, хранящим ее от разрушительных набегов завоевателей, но безжалостное время размывало архитектурные детали усыпальницы, и новые поколения мервцев раз за разом воскрешали памятник, привнося в его первоначальный облик новые детали.
Закончив своеобразный экскурс в историю, автор подводит читателей к пониманию того круга проблем, который предстояло решить в ходе реставрационных работ. В книге дается подробный анализ архитектоники строения, особенностей композиционного решения и цветовой палитры облицовочных материалов.
На страницах своей книги М.Мамедов – известный историк архитектуры – полемизирует с авторами различных теорий по функциональной специфике строения и детализации внутреннего и внешнего декора мавзолея. К сожалению, в научной среде не сложилось единого мнения по всем вопросам реставрации уникального памятника, а исторические источники не содержат достоверных свидетельств о первоначальном облике мавзолея и, возможно, сообщавшихся с ним строений. Наибольшее расхождение во взглядах и подходах представителей исследовательских центров мира вызвала проблематика реконструкции купола. Мавзолей был сооружен в характерном для сельджукской архитектуры стиле. Купол его состоял из внутренней и внешней оболочек, а циркулирующая воздушная среда в межкупольном пространстве по замыслу зодчих должна была обеспечивать необходимый микроклимат внутри строения и сохранность конструкции. Однако до наших дней сохранилась лишь его внутренняя оболочка, остатки же черновой кладки внешнего покрова прослеживались лишь фрагментарно, поэтому проектные предложения по реставрации наружного купола мавзолея вызвали острую полемику в ученых кругах. Некоторые реставраторы, основываясь на свидетельствах историка и путешественника XIII века Якута о том, что над мавзолеем возвышался голубой купол, видимый издалека, настаивали на облицовке внешнего покрытия голубыми глазурованными плитками. Но компьютерная реконструкция показала, что подобное цветовое решение диссонирует с внешним обликом мавзолея, и эта гипотеза как научно несостоятельная была отвергнута. Кроме того, существовало множество предположений и о форме купола, но как это часто бывает, приводимые доводы носили больше популистский характер. Поскольку никаких других сведений, в том числе средневековых рукописей и археологических данных, подтверждавших форму, цвет и рисунок облицовки, на протяжении десятилетних исследований обнаружено не было, научно обоснованным было признано воссоздание лишь кирпичной кладки верхней оболочки купола, не меняя его первоначального облика и цвета.
Очень интересен приведенный в работе анализ того, как перекликаются архитектурные и оформительские детали строения с известными памятниками той эпохи – мавзолеями Текеша в Куняургенче, Олджейту Ходабенде – в Султании, Саманидов – в Бухаре и другими.
Разумеется, книга не дает однозначных ответов, и завершение этапа реставрации лишь открывает новую страницу научных изысканий величественного монумента туркменской духовности. Мавзолей, как и прежде, полон загадок. Он ждет новых исследователей своих великих тайн, сокрытых под толщей гипотез.
2.03.2005
|