Б.Немировский - Берлин: жизнь по законам мусульманской деревни 11:52 08.03.2005
Берлин: жизнь по законам мусульманской деревни
Борис НЕМИРОВСКИЙ, Германия
В последние месяцы Германию потрясла целая серия убийств женщин-турчанок. Во всех случаях без исключения убийцами становились ближайшие родственники жертв, решившие таким образом наказать их за "оскорбление чести семьи": девушки отказывались носить платки, выходить замуж за избранных отцами женихов или попросту пытались отстоять свои права, гарантированные им Конституцией ФРГ.
----------------------------------------
23-летняя Хатин Сюрюджю была убита 7 февраля, на глазах у прохожих, на автобусной остановке в Берлине. Убийцы - трое ее родных братьев: 18-летний Айян, 23-летний Алпаслан и 25-летний Мутлу, хладнокровно расстреляли сестру из пистолетов. Мотив убийства прост: девушка "оскорбила честь семьи". До того, как пойти на преступление, братья месяцами изводили Хатин угрозами, причем грозили убить не только ее, но и ее маленького сына.
Хатин Сюрюджю родилась в Берлине и ходила в обычную немецкую школу, пока ей не исполнилось 16 лет. Сразу после дня рожденья отец забрал ее из школы, отвез в Стамбул и выдал там замуж за дальнего родственника. В отличие от многих турецких глав семейств, живущих в Германии, он не преследовал никаких меркантильных целей - не выбирал дочери жениха на полуподпольной "бирже", не получал калым и не обещал будущему зятю оформления вида на жительство в ФРГ - сдав дочь с рук на руки мужу, он уехал обратно в Берлин. Хатин осталась одна в совершенно чужой семье, в заброшенной деревне, где царили совершенно иные нравы, нежели в Европе. Многие на ее месте сломались бы, но Хатин, по прошествии нескольких лет, решила бороться. Как гражданка Германии, она воспользовалась помощью немецкого посольства в Турции, против воли отца развелась с мужем и вернулась с сыном в Берлин. Здесь она поступила в вечернюю школу, а по получении аттестата зрелости стала изучать профессию электротехника. Она долгое время избегала контактов с семьей, однако братья решили во что бы то ни стало восстановить честь клана: блудная сестра должна кровью заплатить за оскорбление...
Это убийство - последнее по времени, однако далеко не единственное, произошедшее в Германии по схожему сценарию: мусульманка-дочь, родившаяся и выросшая в европейской стране, идет против семьи и в наказание получает смерть от рук родственников или супругов. За последние 8 лет в стране таким образом были убиты 45 женщин - все случаи задокументированы кризисным штабом помощи мигранткам "Папатийя". Только в Берлине с октября прошлого года произошло 8 таких убийств, причем жертвами двух из них стали немки, вышедшие замуж за турок, а позже расставшиеся с ними. Махмут Ц. зарезал свою 24-летнюю бывшую жену Штефани на глазах у двух их дочерей, а 22-летний Мохаммед эль-С. утопил в ванне свою подругу Рамону.
Эта серия преступлений потрясла не только берлинцев, но и всю страну. Консервативные турецкие семьи оказались вдруг в центре весьма недоброжелательного внимания не только со стороны "правой" прессы, но даже и весьма леволиберальных изданий: газета "Die Zeit", к примеру, написала, что "внутри турецкой общины создана свободная от закона зона для тысяч молодых женщин и девушек", а "Sueddeutsche Zeitung" присовокупила: "В современном Берлине прижилась мораль мусульманской деревни". И в самом деле, некоторые исследователи этой проблемы уже много раз предупреждали, что корни ее следует искать в столкновении реалий современного демократического общества с глубоко укоренившимися в семьях турецких иммигрантов традициями, вынесенными из отсталых регионов Турции - регионов, где защита семейной чести всегда была обязанностью мужчин клана: отец и братья следили за исполнением традиции, предписывали женщинам, как им одеваться и вести себя. Мужчины брали на себя обязательство зарабатывать деньги для семьи и защищать женщин, а женщины в благодарность должны были беспрекословно подчиняться и блюсти семейную честь - так, как ее трактовали мужчины.
Впрочем, немецкий этнолог, профессор Вернер Шиффауэр из университета "Виадрина" (Франкфурт-на-Одере) считает такую попытку объяснения неудачной. "Представление о том, что патриарх семьи дает команду "Убей бесчестную!", не соответствует условиям, в которых живет большинство турок в Германии", - говорит он. В убийствах женщин Шиффауэр видит, скорее, реакцию на проблемы адаптации третьего и четвертого поколения иммигрантов. Молодые турки, родившиеся в ФРГ, инсценируют своего рода субкультуру, нарочито отделяя себя от немецкого окружения и вытаскивая на свет божий старое понятие семейной чести - они инструментализируют положение женщины, сознательно обозначая таким образом "позицию меньшинства". Эта ситуация, полагает франкфуртский этнолог, чревата эскалацией насилия.
Убийство Хатин Сюрюджю является трагическим подтверждением выводов профессора Шиффауэра - причем не столько сам факт преступления, сколько реакция на него, отмеченная в среде турецкой молодежи Берлина. Школьники-турки из школы имени Томаса Мора в районе Нойкельн таким образом оправдали убийц и одновременно недвусмысленно дали понять, что они думают о стране, в которой живут: "Эта проститутка заслужила смерть - она одевалась, как чертова немка!" Адвокат из Берлина Сейран Атес, которая представляет интересы нескольких женщин-иностранок, подвергшихся насилию со стороны их супругов, опасается за своих подопечных: "Мои клиентки очень боятся. Мужья приходят к ним и говорят: Видишь, другие своих женщин убивают. Смотри, как бы тебе не умереть!" Убийства сознательно совершаются при свидетелях, считает Сейран Атес, в качестве предупреждения другим женщинам.
В Берлине это предупреждение сработало: на место убийства Хатин Сюрюджю, где правозащитными организациями был организован пикет, не пришла ни одна из ее подруг - запуганные судьбой убитой, они побоялись явиться.
3.03.2005
|