Г. Павловский: "Домострой" должен стать "русским семейным шариатом" 06:27 18.03.2005
Г. Павловский: "Домострой" должен стать "русским семейным шариатом"
Джаннат Сергей Маркус
Интеллектуальной сенсацией стало заявление влиятельного политолога Глеба Павловского, руководителя "Фонда эффективной политики" (ФЭП) о необходимости "второго издания" "Домостроя" - для сохранения семьи в России и предотвращения демографической катастрофы. Выступая 10 марта в программе "Культурная революция" на телеканале "Культура", посвященной теме семьи и семейных ценностей в современном мире, он отметил, что в СССР во времена его детства было 50 миллионов детей, на момент распада СССР – было уже 40, а полтора десятка лет спустя, то есть сейчас, – 30, и через очень небольшой промежуток времени будет уже 20 миллионов.
Как же предотвратить очевидное вымирание? Павловский – не только теоретик и наблюдатель, но и, как говорят сегодня – политтехнолог. И общеизвестно, что многие его предложения осуществлялись Кремлем. Какие же он находит рецепты?
Во-первых, второе издание "Домостроя" может предотвратить демографическую катастрофу в России, считает Глеб Олегович. Второе - немусульманское население страны должно строить семьи по образцу исламских. Иной тип семейного и демографического поведения означает, по его мнению, отношение к себе "как к временному населению собственной родины".
Итак, крупнейший аналитик, никогда ранее не проявлявший пристрастия к Исламу, предлагает государству и обществу путь исцеления. Что, кроме очевидной радости, может вызвать у мусульман, патриотов России, такое предложение?
В целом, несомненно, это верное и перспективное решение – опереться на лучшие религиозные традиции народов нашей страны и вывести их с периферии общественной жизни в социальную работу. И все же требуются некоторые уточнения.
Как поясняет Портал-Credo, публикуя без комментариев это сообщение, "Домострой" – свод бытовых правил для христиан-мирян, созданный на Руси придворным священником Сильвестром в середине XVI века. Необходимость появления подобного свода правил связана с отсутствием интереса христианской доктрины - Священного Писания и Святоотеческих Преданий (последние адресованы монашествующим и духовенству) - к организации жизни и быта мирян. В последней трети XVII – начале XVIII вв. "Домострой" превращается в эталон, по которому строят свою жизнь приверженцы дониконианского церковного канона (старообрядцы), которые вследствие гонений со стороны государства оказались без собственного монашества и духовенства"
К сказанному стоит добавить, что авторитет "Домостроя" в реальном быту православных несопоставим с Писанием и Преданием. А духовный идеал этой традиции – никак не мирянин, семейный, деловой, государственный человек – но монах. Потому, мягко говоря, парадоксальными выглядят призывы высшего духовенства православных церквей в последние годы по демографическому вопросу – "повысить рождаемость!"
Как люди, не бывавшие в море, могут научить плавать? Как огромная идейная система и цикл духовных практик, ориентированных на монашество, воспитают гражданина и семьянина? Тысячелетняя возможность выстроить в России семью, общество и государство оттого и не удалась, что "государевы мужи" время от времени слушаются тех, "кто не от мира сего".
Социум в идеалах православия построен только в одном месте на земле – это монашеская республика Афон. Идейно даже "Домострой" вписан в контекст афонского идеала – и оттого вряд ли пригоден для строительства современного российского общества.
Второе – проблема алкогольно-табачно-наркотической эпидемии, губительность которой ныне осознана как угроза безопасности страны, но борьба с которой не имеет, увы, никакого вдохновляющего стимула. Оттого ведется она полумерами и пробуксовывает из-за мощнейшего противодействия соответствующего лобби.
Увы, только с горечью можно говорить о том, что именно наш народ "славен" на весь мир своим пристрастием к зеленому змию. И тысячелетняя возможность, которая была у православной церкви, противостоять этому злу тоже не удалась. Почему?
Загляните в исследование Ирины Такала "Веселие Руси. История алкогольной проблемы в России" (Спб, 2002). Там рассказано и о повседневном ритуальном употреблении вина как таинства, и о греческих архиереях, привезших впервые водку в Москву в 15 веке, и о народных антиалкогольных бунтах 19 века, подавленных правящим режимом, девизом которого были "самодержавие-православие-народность", и о гонениях на "секты трезвенников"… На этом фоне становятся банально-понятными "акцизы на алкоголь и табак" митрополита Кирилла (Гундяева) уже в наши дни.
Неизбывная склонность русских к алкоголизму – такая же ложь о народе, какой была и "правда об алкоголиках–бедуинах", которых Пророк Мухаммад (мир ему) застал в 7 веке на просторах Аравии. Только силой религиозного вдохновения удалось вылечить нацию от порока!
Сегодня у нас принято иронизировать над антиалкогольными мероприятиями КПСС и Горбачева – их провал был неизбежен, ибо человеку нельзя лишь "запретить", ему надо "дать". Дать альтернативу – полную, насыщенную и духовной, и профессиональной работой жизнь. Мухаммад (мир ему) предоставил именно стимул к целостному стилю жизни.
И есть ли у нас, россиян, альтернатива сегодняшнему бедственному положению? Ведь такого пьяного несчастья нет ни у какого иного народа мира.
Наконец, есть еще одно свойство домостроевского образа мира, который вызывает сомнения. Это эротическая составляющая нашей жизни и семейно-брачные отношения.
"Домострой" - звено в антиэротичной цивилизации христианской Европы. Все безумства и тяга к извращениям современной "сексуальной революции" - ответная реакция на крайность, на антиэротизм от апостола Павла до английского пуританства.
Что касается исламской традиции, то прав Глеб Павловский - где же еще брать пример семейной жизни? Эротическое в Исламе занимает достойное, гармоничное место в общей шкале ценностей, а сложнейшие человеческие взаимоотношения в браке четко урегулированы Шариатом.
Убывание российского населения, опять-таки, не остановить, не придав семье религиозного и правового достоинства.
Итак, можно ли согласиться, что "второе издание "Домостроя" спасет Россию от демографической катастрофы? Да – лишь в самом общем смысле, что жизнь будет вдохновлена верой. Нет – ибо "Домострой" лишь часть традиции с асоциальным идеалом монаха, с несопротивляемостью алкоголизму и с явным антиэротизмом. Кроме того, по внутренней своей логике нацеленный на то, чтобы стать неким "русским семейным шариатом", "Домострой" все-таки остался в статусе "книги для внеклассного чтения".
А можно ли согласиться с призывом брать пример с исламских семей? При всем несовершенстве конкретных людей, практикующих исламские заветы – да. Ведь это не просто "социальная схема", но вдохновенная и постоянно возобновляющаяся работающая система.
Еще раз напомним – ее истоки во временах Ибрахима (Авраама – мир ему), а на нашей планете ей следуют 1 миллиард 300 миллионов человек, то есть каждый пятый. Пусть же и нашим Домостроем станет Шариат.
*****
Ozon.Ru:
Домострой Издательство: Лениздат, 1992 г. Мягкая обложка, 144 стр. ISBN 5-289-01596-5 Тираж: 150000 экз. Формат: 84x104/32
От издателя `Домострой` - редкий памятник древнерусской культуры, авторство приписывают попу Сильвестру. Книга раскрывает многие правила поведения в семье: как детей воспитывать, как обнову справить, стол для гостя накрыть и убогого не обидеть. Текст памятника письменности Московской Руси переложен в значительной мере на современный русский язык, что облегчает чтение, делает книгу более понятной широкому кругу читателей.
|