Руководство помпезного "Университета исламской культуры "Нур-Мубарак" в Алматы банально проворовалось 08:44 19.03.2005
1000 и 1 доллар
Мурат ТЕЛИБЕКОВ
На экстренном заседании президиума Союза мусульман Казахстана рассмотрена тревожная ситуация, сложившаяся в университете исламской культуры "Нур-Мубарак". Конфликт между студентами и руководством университета разрастается и выходит за пределы учебного заведения. Руководство Союза считает, что в сложившейся ситуации необходимо безотлагательное вмешательство государственных органов
С университетом "Нур-Мубарак" многие казахстанцы связывали особые надежды. Будучи единственным в республике высшим учебным заведением, выпускающим духовенство, он призван был стать не только главным ориентиром в религиозной жизни республики, но и проложить культурный мост между Казахстаном и мусульманским миром. Ситуация в этой сфере сложилась любопытная. Значительная часть казахстанской молодежи сегодня получает духовное образование в Саудовской Аравии и Турции, чуть меньше - в Ливии и Пакистане. Этому вопросу всегда уделялось особое внимание. Дело в том, что вместе со знаниями ислама молодежь, как правило, привносит с собой идеологию другой страны, поэтому власти проявляют чрезвычайную осторожность. Есть на то и объективная причина - обучать имамов в Казахстане практически некому; к тому же государство не горит особым желанием выделять для этого необходимые средства. Рождение "Нур-Мубарак" стало не просто фактом появления нового университета, это было в определенной степени политическое решение руководства страны. Доверяя египетским преподавателям подготовку казахстанского духовенства, республика тем самым подчеркивала свою ориентацию на египетскую модель ислама - либерального, европеизированного, аполитичного.
Однако не обошлось без проблем. В "Нур-Мубараке" сегодня четыре светские и одна религиозная специальность. Каждой из них министерство образования присвоило классификационный шифр, за исключением специальности "исламоведение", которая готовит имамов. Это означает, что она не зарегистрирована в министерстве образования, и выдаваемый диплом не имеет юридической силы. Любое учреждение вправе отказать такому специалисту при приеме на работу. Можно понять возмущение студентов: "Зачем нам диплом, в котором нет шифра специальности?" Весной 2004 года университет посетил министр образования Кулекеев и в беседе с преподавателями он обещал решить проблему. Основное препятствие, на которое ссылался министр, заключается в том, что в светском обществе религия отделена от государства, и узаконить специальность имама в этих условиях непросто. Руководство университета со своей стороны успокаивало студентов: "Шифр специальности не обязателен. В мировой практике ничего подобного нет. А введение его повлечет за собой открытие подобных специальностей по всей республике, что отрицательно скажется на качестве подготовки кадров". Студентам ответ показался неубедительным. После четырех лет платного обучения они считали, что имеют полное право на полноценный диплом. Если рассмотреть проблему в контексте нынешних взаимоотношений религии и государства, то напрашивается следующая крамольная версия: не имея четкой концепции взаимоотношения религии и государства, чиновники путем различных ухищрений стремятся сохранить полный контроль над религиозной жизнью общества. Отсутствие шифра специальности в дипломе имама ставит его в жесткую зависимость от Духовного управления мусульман Казахстана и лишает свободы в выборе места работы. А если имам начнет "неадекватно" реагировать на общественно-политическую ситуацию в стране, его диплом автоматически аннулируется. Однако не это стало главной причиной событий, которым, вероятно, суждено было войти в историю "Нур-Мубарака". В августе 2004 года двенадцати студентам четвертого курса предстояла годовая учебная практика в египетском университете "Аль Азхар". Египетская сторона поставила условия, что транспортные расходы казахстанцы должны взять на себя. После недолгих мытарств студенты нашли спонсора в лице казахстанской строительной компании "Каблан". И тут начались странности... По версии студентов, сумма спонсорской помощи определялась из расчета 800 долларов на каждого. Вместо того чтобы официально перевести эти деньги на счет университета, 9 600 долларов наличными передаются преподавателю университета Рашиду Мухиддинову. Тот заходит к проректору университета Шамшидину Кериму, который передает деньги студенту-второкурснику Бауржану Куанышеву. (Надо отметить, что по сути функции первого руководителя университета, согласно уставу, выполняет проректор Ш. Керим. Должность ректора, которую занимает египтянин д-р Хиджази, является скорее почетной.) Получив деньги, Бауржан Куанышев обещает купить авиабилеты по чрезвычайно низкой цене. Но одновременно просит собрать дополнительно по 80 долларов с каждого. И тут на сцену выходит декан университета "Нур-Мубарак" доктор Али Шахбан. Он крайне возмущен подобным течением дел. Согласно договоренности приобретением билетов всегда занималась египетская сторона. Причем цена авиабилета на чартерный рейс в оба конца составляла тогда всего 500 долларов. Тем не менее билеты взяли, египетские визы проставили. Но в последний момент египетское посольство в Казахстане потребовало у студентов письменное приглашение принимающей стороны. Такого письма не оказалось. Доктор Али Шахбан, к которому обратились студенты, раздраженно посылал их к проректору; тот вежливо возвращал обратно. Так продолжалось несколько дней. В конце концов, выведенный из терпения, египетский посол аннулирует визы. Позднее выяснится, что злополучное письмо в то время спокойно лежало в египетском МИДе. Оно было отправлено туда за 4 месяца до поездки руководством "Аль Азхара". Многое в этой истории кажется странным. Казалось бы, что стоило египетскому послу позвонить в Каир и попросить выслать дубликат приглашения? Ведь речь шла не о частной поездке, а о сотрудничестве двух крупнейших государственных университетов. Но вопрос остался без ответа. Итак, авиабилеты сданы. Студенты переживают нервное потрясение. Проводить в дальнюю дорогу приехали родные и близкие из далеких аулов: на последние сбережения люди резали скот, устраивали угощение, говорили напутствие. В "утешение" руководство университета заявило, что спонсорские деньги студентам не вернут; они будут перечислены в фонд оплаты за обучение. Те пытались возражать: "Но стоимость учебы составляет 500 долларов! На что пойдут оставшиеся 380 долларов?" Руководство отреагировало: "100 долларов - это комиссионные за возврат билетов". Куда пойдут остальные 280 долларов, объяснений, по словам студентов, не последовало. История на том, казалось бы, закончилась. Но тут пришло время зимней сессии, и когда 12 незадачливых путешественников пришли на экзамен, им заявили, что к сессии они не допускаются из-за отсутствия платы за обучение. И тут взбунтовались даже самые покорные. Составив письмо, студенты пригрозили, что отправят его в КНБ и прокуратуру. Преподаватели придали петиции цивилизованную форму, присовокупили свои претензии, и в таком виде 22 декабря оно легло на стол к муфтию Абсаттару Дербисалиеву. Список получился внушительный. Опуская длинный перечень нареканий, процитирую лишь некоторые из них. 1. В месяц Рамазан 2004 года спонсоры выделили в качестве подарка каждому студенту по 100 долларов. На момент вручения денег десять студентов отсутствовали. Эти деньги были оставлены проректору Ш.Кериму с условием, что он отдаст их студентам. Однако впоследствии тот отказался это сделать. 2. Многие студенты не могут получить места в общежитии. В этом свете выглядит возмутительным поступок проректора Ш.Керима, который, сдавая собственную квартиру в аренду, проживает со своей семьей в студенческом общежитии. 3. В библиотеке университета острая нехватка учебников. Руководство объясняет это нехваткой финансовых средств. Пятого января в университет приехала комиссия из муфтията, которая вскоре представила А.Дербисалиеву отчет, в котором подтвердила некоторые факты нарушений. Изучив работу проректора, муфтий пригласил преподавателей университета и зачитал выводы комиссии. Ш.Кериму объявили строгий выговор и поручили в течение трех месяцев исправить все недостатки. После чего было решено вернуться к этому разговору и решить вопрос о дальнейшем его пребывании на этой должности. Студентам немедленно вернули по 80 долларов, перечислили каждому по 500 долларов в счет оплаты за обучение. Однако оставшиеся на долю каждого студента 200 долларов бесследно испарились. Девятого февраля 2005 года, устав от бесплодных ожиданий, студенты собрались на стихийный митинг и пригласили проректора. Опять прозвучали гневные обвинения в злоупотреблении и требования уйти в отставку. "Хорошо, - ответил проректор. - Если хотите, я уйду". Одиннадцатого февраля в "Нур-Мубарак" приехал муфтий Абсаттар Дербисалиев в сопровождении сотрудников ДУМКАС Еркина Дуанаева и Хусейна Алсабекова. В университетской мечети состоялось общее собрание. Очевидцы утверждают, что это был настоящий революционный митинг. Праведный гнев народа настолько поразил Верховного муфтия, что он объявил дальнейшее пребывание проректора на должности невозможным. Однако обещанные перемены не произошли. Студенты 21 февраля написали на имя ректора заявление, в котором отказались выходить на занятия до тех пор, пока в университет не придет муфтий. Была объявлена всеобщая забастовка, длившаяся неделю. В университет 22 февраля вновь прибыли полномочные представители Духовного управления. Однако тональность выступлений была уже иной. Всем недовольным предложили незамедлительно покинуть университет. Что касается отставки Ш.Керима, то здесь представители муфтията ссылались на устав университета, согласно которому подобные решения принимает только попечительский совет; они объявили, что соответствующая бумага уже отправлена "наверх". Дальше пошли упреки в неуважении старших, подчеркивались достоинства проректора Ш.Керима, обильно цитировался Коран, звучали призывы к терпению и покорности.
Фетва Союза мусульман Казахстана "Религия вне государства - это религия вне закона, этики и морали. Выталкивая ее за пределы общественного контроля, мы отдаем ее на откуп отдельным личностям, и тогда со временем мечеть становится средоточием паразитирующих элементов, рассадником лицемерия и аморализма. Религия вне государства - это путь к вырождению и деградации. В конечном итоге, мы получаем извращенную суть вероучения и попрание ее ценностей. Куда должны обращаться с жалобой студенты исламского университета "Нур-Мубарак"? В шариатский суд? В Духовное управление мусульман Казахстана? А если оно замешано в этом деле? Или студентам необходимо смириться и уповать на волю Всевышнего? Но ведь сказано в Священном Коране: "Аллах не меняет людские дела, пока они сами не приложат усилия".
Между тем, по данным Союза мусульман Казахстана репрессивная машина потихоньку набирала обороты. Из семи сотрудников университета, подписавшихся под протестным письмом, один уволен; отправлен в отставку главный бухгалтер; три студента, принимавшие активное участие в сопротивлении, получили извещение о том, что областные муфтияты, спонсировавшие их обучение, отказались от своих обязательств. Спорадически муссируются слухи об агитации среди студентов в "ваххабиты" и члены "Хизб-ут-Тахрир". Одновременно предпринимаются усилия по расколу студентов. Чувствовалось, что за дело взялись опытные "технологи". Студенты старших курсов сегодня уже дистанцируются от путчистов. Их можно понять - никто не хочет лишаться диплома после четырех лет учебы. Прагматизм откровенно превалировал над чувством справедливости и даже верой во Всевышнего. Грустная история. Какой урок извлекут из этого будущие казахстанские имамы? О чем они будут завтра говорить в своих проповедях? Один из преподавателей "Нур-Мубарака" в те дни с горечью произнес: "Своими действиями они толкают молодежь в радикальный ислам". Неужели эти слова окажутся пророческими?
P.S. Встревоженная положением дел в университете, 12 марта в Алматы приехала комиссия из Египта. Ее возглавляет заместитель министра иностранных дел АРЕ доктор Ибрахим Айзацат. Встретиться с журналистами он отказался. Какие выводы будут сделаны после его встречи с руководством Духовного управления мусульман Казахстана и представителями министерства высшего образования?
№11 за 18 марта 2005
|