Мухаммад Салих: Глядя на события в Киргизии я радуюсь и боюсь одновременно 15:40 22.03.2005
Мухаммад Салих: Глядя на события в Киргизии я радуюсь и боюсь одновременно
Мухаммад Салих, 22.03.2005
Мухаммад Салих - известный узбекский диссидент, живущий в Германии - по просьбе ИА "Фергана.Ру" изложил свое мнение о ситуации в Киргизии:
"Глядя на события в Киргизии я радуюсь и боюсь одновременно
Я радуюсь тому, что люди в Киргизии начинают понимать истину о том, что никто не сможет помочь народу извне, если сам народ не поднимется на защиту этих прав.
Я боюсь того, что люди вышедшие на улицу на защиту своих прав вдруг забудут о защите прав других - в данном случае представителей власти - и будут прибегать к насилию также как прибегали против них представители власти. В таком случае, отличия между Акаевым и лидерами оппозиции не будет. В таком случае, диктаторы типа Каримова обрадуются и будут призывать Акаева к возмездию.
Толпа должна контролироваться оппозицией. Лидеры должны идти впереди толпы, а не наоборот. Лидеры должны предохраняться от капризов толпы и иметь четкий план мирного действия. Иначе, "мирной смены власти" не будет и прольется кровь. Поражение демократических сил (не дай, Аллах!) в Киргизии отразится и на соседних республиках. Еще больше укрепятся диктатуры и расширятся репрессии. Снова зашумят "аналитики" о неготовности среднеазиатских обществ к демократии и снова надолго замолчит так называемая "международная общественность".
Киргизские оппозиционеры должны понимать, что за их действиями следит не только просвещенный Запад, но и махровые диктаторы типа узбекского. Он уже заявил, что не потерпит у себя никакой революции. А я знаю, он не терпит ее не только у себя, но и у соседей. Потому что знает, революции заразительны.
Каримов как раз читал мораль о том, что в революциях есть насилие. По его мнению, eсли толпа выходит на площадь и требует свои права это - насилие. Иметь свое мнение, быть в оппозиции к правительственному мнению - антиконституционная деятельность. Политические партии должны поддерживать существующую власть, но они не в коем случае не должны стремиться к власти. Так он понимают демократию.
Бывшие коммунисты ни за что не хотят расстаться с властью, доставшейся им после распада СССР. Они хорошо выучили нужные для выступления перед мировой общественностью слова. Например, они стагнацию, к которой привели свои страны, называют "политической стабильностью", а медленное гниение общества они называют "эволюцией".
Особенно, популярным стало среди них слово эволюция. По мнению того же Каримова, надо оказывается, "развиваться не спеша", как например развивались Соединенные Штаты, в течении двухсот лет. Ни в коем случае не следует требовать демократию сегодня, сейчас. По "глубокому убеждению" Каримова, узбекский народ еще не готов к демократии западного образца. Узбекам нужна эволюция, а не революция. В этом его активно поддеррживают Россия и Китай, где "эволюция" в почете.
Коммунистические лидеры, опешившые от внезапнго падения СССР, начали так быстро и неудачно переодеваться в разные идеологические рубашки, что в конце концов сами запутались кто есть кто. Теперь, коммунисты, продавшие в одночасье свои тотемы, вновь лихорадочно ищут новые постулаты, которыми можно было покрепче зацепиться за власть. И нет ничего удивительного в том, что бывшый коммунист Каримов, а ныне Узбекский президент снова полюбил Дарвина, от которого открещивался на закате коммунизма. Но спасет ли его новая демагогия?
Узбекистан, с 26.5 миллионым населением, самая богатая природными ресурсами страна в регионе, сегодня превратилась в самую нищую страну. Она продолжает оставаться сырьевой базой сильных государств, являясь вторым по величине хлопковым экспортером в мире, а также одним из крупнейших экспортеров золота . Экономика страны формально находится во власти Госконтрля, на деле же насквозь коррумпирована и управляется кланами и мафией.
Узбекистан занимает 149-место в рейтинге экономической свободы..Нет никаких гарантий для иностранных инвестиций, так как закон полностью подчиняется чиновникам, а не чиновники закону.
Застой в экономике привел к высокой степени безработицы. 65 процентов населения живет меньше чем на доллар в день. Огромные массы безработной молодежи становятся плодородной нивой для взращивания радикализма и терроризма.
Афганистан вышел из 25 летней разрушительной войны, но там есть надежда на будущее.
В Узбекистане 15 лет процветают мир и стабильность, а надежды на будущее у людей нет. И узбеки смотрят с завистью на Афганистан, где проходят свободные выборы!... Вот во что превратил Узбекистан диктатор Каримов.
Я хочу сказать, что мой народ готов к демократии и свободе больше, чем когда либо. И данью этой готовности являются тысячи политзаключенных находящихся под пытками палачей режима. Ни одно демократическое движение в постсоветских республиках не платило такую дорогую дань, как демократическое движение Узбекистана. Мы еще никогда не были готовы к демократии настолько, чтобы не пожалеть свою жизнь за свободу. Только моему народу нужна помощь. Помогите если можете. А если не можете, хотя бы не препятствуйте событиям, не обьединяйтесь с тиранами в рассуждениях об эволюции.
События прошедшие в Грузии и Украине показали что социальные процессы убыстрилисъ настолько, что теперь всякая эволюция сжалась в формат революции. В социальной жизни, также как и в научной технологии, происходит мгновенная трансформация качества из одного в другое. Человечество быстро меняет свое социальное положение от застоя к динамике жизненных сил, от депрессии к внезапному их ренессансу.
Год тому назад никто не мог предсказать что в Украине свершится революция. Я называю этот феномен "революцией", потому что другое название не подходит. Диктаторы тоже называют его революцией, хотя они и не любят как сам этот феномен, так и слово его обозначающее. И никто не может предсказать что может случиться в Узбекистане или Туркменистане через год. Потому что революции случаются внезапно. Как бы не готовились к ней диктаторы, события их застают всегда врасплох. Даже наращивание насилия не поможет им избежать судьбы.
Политики, подспудно поддерживающие диктатуру, аппелируют к тому, что мол "Центральная Азия это не Европа, там многотысячные митинги могут превратиться в кровопролитие".
Я помню, с таким же -слово в слово- предупреждением выступил 16 января 1992 года коммунистический лидер Каримов, после кровавого подавления студенческой манифестации в Ташкенте, где были убиты совершенно невинные молодые люди. Многотысяный митинг 16 января превратил в кровопролитие режим, а не "среднеазиатская молодежь".
Радетели гегемонии России на постсоветских территориях с одной стороны и так называемые "либеральные аналитики" с другой - продолжают вдохновлять западные государства на политику двойного стандарта по отношению к Средней Азии, повторяя демагогию диктаторов о не готовности Азии к демократии.
К демократии не готовы наши диктаторы и их идеологы. Нарочитый пессимизм этих идеологов напоминает мне следующий анекдот: Мотоциклист пытается включить зажигание, но у него не получается. Стоящий рядом пессимист утверждает, что попытка бесполезна. По его мнению зажигание не включится. Однако, зажигание включается и мотоциклист садится за руль. Тогда пессимист говорит: Не пытайся, он не поедет! А когда мотоцикл все таки поехал, пессимист кричит вслед мотоциклисту: теперь фиг его остановишь!
Когда члены Украинской оопозиции во главе Виктора Ющенко требовали свои права на площади Независимости, "либеральные" сторонники диктатур дружно стали предупреждать мир о вероятной дестабилизации в Украине и ее возможных последствиях. А когда демократическая оппозиция победила, они также дружно начали пророчествовать раскол Украины и рассуждать о пагубности последствий в резултате нарушения расклада сил в регионе в пользу ЕС и США.
А год назад они что-то похожее пророчествовали новому правительству Михаила Саакашвили.
Есть определенные группы политических деятелей, которых не устраивают любые политические трансформации, расшатывающие основы диктаторских режимов в постсоветских государствах. Демократия и права человека им нужны лишь в той мере, в какой они не мешают в осуществлении целей более глобальных. А для нас, живущих в этом регионе, более глобальной цели чем демократия и права человека нет. Мы больше не имеем права отвлекаться спорами, что важнее демократия или стабильность. Стабильность ценная вещь, но свобода ценнее. Мы убеждены в этом. Тому, кто свободен, трудно это объяснить. Больной лучше знает цену здоровья чем здоровый. Несвободный лучше знает цену свободы чем свободный.
После распада Советского Союза появились независимые государства и они все переименовали свои "Красные площади" в площади "Свободы" или "Независимости" . Но на этих площадях свобода так и не появилась. Там гуляют тени диктаторов, а не свобода.
Однако, исторические события в Тбилиси и Киеве породили надежды на то, что свобода может стать больше чем название площади. Мы с восторгом следили как на этих площадях простые люди вырастали из рабов государства в повелителей его. И как они на глазах всего мира стали создавать новый имидж своих стран...
Я желаю моим киргизским братьям Мирного Исхода как в Тбилиси и Киеве.
Мухаммад САЛИХ Лидер партии ЭРК Узбекистана"
|