А.Шакур - "Феминистская революция" в исламе. Так есть ли у женщины душа? 11:06 31.03.2005
"Феминистская революция" в исламе? Инициатива Амины Вадуд и Аслимы Алладдин-Маджид вызывает ожесточенные споры
А.ШАКУР
В исламском вероучении назревает феминистская революция. По сообщению ряда СМИ, в канадском Торонто, вопреки всем предписаниям исламских теологов, женщина - Аслима Алладдин-Маджид - провела церемонию намаза, на которой присутстввали и женщины, и мужчины. "Извините, это моя первая проповедь", - заявила Аслима присутствовавшим в местной мечети. Однако присутствовавшие в зале - как мужчины, так и женщины - подбадривали ее. "Мне потребовалось много мужества, чтобы сделать это", - призналась мусульманка по окончании проповеди.
Аслима Алладдин-Маджид - не первая мусульманка, взявшая на себя традиционно мужскую роль ведущего церемонии намаза. Как отмечают СМИ, революция началась 11 марта, когда доцент Университета cодружества Вирджинии и преподаватель исламских наук Амина Вадуд, известная во всем мире как автор первой в истории мусульманской феминистской книги "Коран и женщины: новое прочтение cвященного текста с точки зрения женщины", заявила в интервью арабоязычной лондонской газете "Аль-Шарк аль-Аусат", что намерена провести пятничную молитву в одной из мечетей Нью-Йорка. Ответ последовал немедленно: на сайте влиятельного исламского интернет-издания IslamOnline.net один из экспертов, Массуд Сабри, заявил, что в принципе "женщины в исламе могут проводить молитвы среди женщин и дополнительные молитвы среди детей, однако проводить пятничную молитву мусульманкам строго-настрого запрещается". "Назвать эту меру дискриминацией или унижением женщины нельзя", - добавил эксперт, не пояснив, правда, свое утверждение.
Однако мнение Сабри госпожа Вадуд просто проигнорировала. Как, впрочем, и фетву Ассамблеи мусульманских правоведов Америки. И после своего громкого заявления: "Я хочу снять некоторые искусственные и неудобные ограничения, которые были наложены на мусульманок", - приступила к осуществлению плана. Найти достаточно либеральную мечеть Амине Вадуд не удалось, однако церемония "революционного джума-намаза" все-таки состоялась. И вряд ли разочаровала наблюдателей: адхан (призыв к молитве) был произнесен подругой и единомышленницей доцента из Вирджинии Суехилой эль-Аттар, которая даже не надела традиционный для мусульманок хиджаб. Весь молебен был произнесен на блестящем "американском английском", и лишь некоторые суры Корана Вадуд прочитала по-арабски. По мнению Амины Вадуд, ислам изначально провозглашал равенство полов, но затем мужчины-богословы низвели роль женщин лишь до сексуального партнерства. Окончательно разозлило ревнителей исламских традиций то, что собравшиеся на службу мужчины, женщины и дети - числом более сотни - сидели рядом, что строжайше запрещено в исламе.
Сказать, что ортодоксальные теологи набросились на Амину Вадуд с уничтожающей критикой, значит, ничего не сказать. Преподаватель исламского университета "Аль-Азхар", не без оснований считающегося одним из очагов воинствующего клерикализма на Ближнем Востоке, шейх Сейед Ибрагим Абдуссамад сказал, что совершение пятничной коллективной молитвы является обязательным предписанием только для мужчин, женщины освобождены от этого. Вместе с тем женщинам не возбраняется посещать пятничную молитву, и при желании она может делать это еженедельно. Что касается предстояния во время молитвы, то женщина может быть имамом только для группы женщин. А некий Мухаммед Нусра заявил журналистам: "Знаете, что она сегодня сделала? Она изменила закон ислама, который не менялся уже 14 столетий. Женщина всегда молится позади мужчины - так происходит в любой стране мира: в Китае, России, Саудовской Аравии. Да где угодно! Коран гласит: женщина всегда молится позади мужчины, а то, что она сделала, называется богохульством и карается смертью".
Впрочем, нашлось у Амины Вадуд и немало сторонников. Так, еще один нью-йоркский мусульманин, Ахмед Нассеф, полагает: "Только когда мужчины осознают, что женщины на равных правах могут делить место для молитвы в мечети, они поймут, что значит быть по-настоящему мусульманином".
На этом фоне церемония, состоявшаяся в Торонто, превращается в знаковое событие. В самом деле, если после первого намаза Амины Вадуд еще был шанс, что он так и останется смелым экспериментом, то церемония в Торонто не оставила сомнений: у Амины Вадуд найдется предостаточно последователей.
Понятно и другое. Спорить с увенчанными пышными титулами богословами - дело априори безнадежное, однако очевидно, что уж по крайней мере совместные молитвы мужчин и женщин изобрела вовсе не Амина Вадуд - самая главная мечеть мусульманского мира, Аль-Харам аль-Шариф в Мекке, та самая, где находится священный камень Кааба и горы Саф и Марван, не делится на "мужское" и "женское" отделения, и все церемонии здесь совершаются совместно. Наконец, не секрет, что первые мусульманки обладали куда большей свободой, чем их нынешние единоверки, и даже участвовали в боевых действиях.
И уж подавно не приходится спорить с тем, что точно так же, как на волне Ренессанса, как раз после прихода первых торговых караванов с Востока и первого, если угодно, "диалога цивилизаций" тогдашняя Европа вскоре оказалась потрясена знаменитой церковной Реформацией, сегодня в мусульманском обществе ощущается не менее острая необходимость "религиозных реформ". Вернее, создания такой модели религии, которая отвечала бы современным требованиям - не секрет, что современное христианское вероучение, скажем так, сильно отличается от того, каким оно было несколько веков назад.
И будет совсем уж неожиданно, если роль мусульманского Мартина Лютера или Жана Кальвина возьмут на себя женщины. У которых иные ортодоксальные теологи даже не признают наличия души.
№ 59(1048) Чт., 31 Марта 2005
|