"Комсомолка" - Революция цвета мака-2. Агенты 007 (репортаж с мест) 07:49 05.04.2005
Революция цвета мака Наш корреспондент передает оттуда, где на самом деле рождается и управляется революция, - из самого роскошного отеля в Бишкеке
Киргизы устали доказывать, что сами "сделали революцию". Почему-то в это мало кто верит.
Сергей ЮРЬЕВ
Окончание. Начало в номере за 2 апреля.
Агенты 007
Самое приличное место в Бишкеке, где договариваются, - отель "Хайят". Холл "Опера" с легкими десертами, картой вин, чая и кофе или ресторан "Кростини", где можно отведать и морского черта с томатно-винным соусом, и настоящего азиатского шашлыка.
За соседним от меня столиком что-то обсуждает мужская компания. Молодой киргиз косит в мою сторону, а потом произносит:
- Вы очень красивы!
Разговор завязывается.
Мой новый знакомый Равшан - экс-министр акаевского Госкомимущества. И надеется на приличный министерский портфель в новом правительстве. Равшан интересуется, почему обедаю в одиночестве. Я намекаю, что прилетела в составе российской делегации.
- А-а-а! - восклицает экс-министр. - Я так и думал, что Москва... того... все решает! - Бакиев сколько раз прерывал совещания и выходил с телефоном, говоря: "Мне нужно посоветоваться с Москвой".
В Киргизии ясно даже ребенку: нынешний и. о. президента Бакиев - кандидат Москвы. Его соперник Кулов - человек, ставку на которого сделают американцы. Но сдается мне, что это озадаченный Кулов будет вынужден повернуться к нам тылом благодаря пылу российских чиновников.
В первые же дни революции срочно консультироваться с Куловым отправился посол США в Киргизии Стив Янг. (С Бакиевым консультировался председатель Совбеза Игорь Иванов.)
Другой мой знакомый Марат за бокалом дорогого коньяка знакомит меня с подоплекой революции.
- Ну скажи мне, какая, к черту, России разница, кто в Киргизии будет президентом? - пожимаю я плечами.
- Не понимаешь? - распаляется он. - Знаешь, сколько военных баз в Киргизии?
- Две. Наша и американская. А что?
Возмущенный, он командует мне накинуть плащ и съездить посмотреть "на большую политику" воочию. Отъехав от пятизвездочной роскоши на пару километров, мы видим огромный бетонный забор.
- Добро пожаловать на территорию США! - поясняет мне Марат. - Там, за забором, база в виде подземного бункера. На случай бомбежек. И все свои базы на территории бывшего СССР они строят именно так.
- Хочешь сказать, они готовятся к войне? С Россией?
- Россия окружена со всех сторон американскими базами, милая моя. Киргизия - последний оплот России в Центральной Азии. Если Путин уберет свою ногу и отсюда, можно сказать, что России скоро не будет. Впереди - только Штаты, позади - Китай... Между прочим, по данным нашей службы безопасности, США выделили киргизской оппозиции 6,5 миллиона долларов перед вторым туром. И наши газеты сразу стали "мочить" Акаева, рассказывать о том, как он объедает народ. И как Украина с Грузией избавились от гнета...
"Железный Ющенко"
В воскресенье утром за мной приезжает машина, и с час мы кружим по городу в поисках банкомата. Бесполезно. Разбитые, банкоматы валяются на улице. Мой спутник везет меня показать город. "Вот здесь живет Феликс Кулов, точнее, жил, пока его не посадили. Когда он был мэром Бишкека, строил городок для бедных, вот он, смотри".
Городок для бедных - ряд коттеджей, до бедняков, как и полагается, не дошедший. Но Кулов был и остается народным любимцем благодаря популистским лозунгам и сильному характеру (когда Акаев, побоявшись, что Кулов скинет его с трона, посадил того за решетку, Кулов вкатал в местном изоляторе шикарный ремонт и стал народным героем-страдальцем).
"Железный Феликс", как называют его в народе, и есть киргизский Ющенко. Как только он оказался за решеткой, его семья выехала в США, где живет и по сей день. В Штатах же - и представительство его партии "Ар-Намыс".
В первый день революции Кулова выпустили из тюрьмы под рев восторженной толпы. Теперь он ездит на огромном белом джипе с вереницей охраны.
Но пока Москва сделала ставку на южанина Бакиева, Кулов ведет себя очень тихо и говорит, что дружить нужно только с Россией. А что еще может говорить человек, сегодня официально являющийся заключенным? Хотя, получив статус оправданного и политически репрессированного, он сможет припомнить России ее поспешные выводы. Припомнит их и вся Киргизия.
- Если российские газеты почитать, можно подумать, что все уже решено, что президентом уже стал Бакиев. А он нас предал, сговорился с Акаевым, чтобы все поделить, - распаляется таксист, который довез меня до Дома правительства.
Москва, похоже, опять может наступить на украинские грабли, в навязчивой манере предлагая пряничек в розовой бумажечке - Бакиева. Каждая статья привезенного в Киргизию спецрейсом российского депутата Госдумы Хинштейна - это истерические вопли к Путину с просьбой сделать всем секир-башка, войска ввести, но только поставить в президенты Бакиева. Заведомо проигрышного кандидата, если Бишкеку грозят настоящие выборы.
...Я улетаю ранним утром, едва брезжит смутно-голубой рассвет. На взлетном поле аэропорта "Манас" один Ту-154 и 4 самолета американских воздушных сил. Они останутся здесь надолго. А уж навсегда ли - зависит от того, как договорятся Россия и Америка. Революция - это прежде всего умение договариваться.
Юлия ЮЗИК
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Киргизия ждет "железного Феликса"?
Аскар Акаев сделал, наконец, то, чего от него в последние дни настойчиво добивалась победившая оппозиция.
В посольстве Киргизии в Москве президент подписал прошение об отставке. Таким образом результаты происшедшего в республике госпереворота стали легитимными. Теперь основной вопрос - кто возглавит страну после выборов 26 июня. Фаворит известен - премьер-министр и и.о. президента Курманбек Бакиев. Он договорился с бывшим вице-президентом, экс-политзаключенным Феликсом Куловым, которому предложен портфель премьера. Кулов - человек решительный, что и доказал, едва выйдя из тюрьмы и став куратором силовиков, - в два дня навел порядок в Бишкеке. Недаром в свое время служил в КГБ СССР. Удовлетворит ли его пост главы правительства? Но очевидно, что в Центральной Азии в роли руководителей более эффективны не прекраснодушные интеллигенты-математики, а жесткие администраторы.
05 апреля 2005
|