"Время" - Казахстанец С.Лачинян смастерил аудиолазер, не имеющий аналогов в мире 08:29 07.04.2005
Саунд-трюк
Алматинские изобретатели создали аудиолазер, способный принести многомиллионные доходы, а чиновники им не поверили... Громкоговорители, установленные в одном из интернет-центров южной столицы, - дети парадокса. Если включить музыку и стоять прямо возле них, создается ощущение, что звук идет не от динамиков, а рождается сам по себе. Так сказать, от избытка чувств в воздухе зала. Если отойти подальше, ощущение такое же. И если встать совсем далеко, децибелы почему-то не растворяются в пространстве, а шпарят с такой же силой и упругостью. Тот самый случай, когда не веришь ушам своим.
О статике и динамике
Для начала небольшое радиотехническое разъяснение. Если вы снимете фронт-панель на колонке крутого музыкального центра, магнитофона "Романтик" или даже китайской музыкальной шкатулки, то увидите купол с сердцевиной из магнита.
Это электродинамический громкоговоритель, звук в котором рождается при колебаниях купола, "раздраженного" магнитными волнами. Существуют и другие громкоговорители - электростатические. Вибрации в них появляются в результате передвижений тонкой и плоской пленочной поверхности. Штука тоже далеко не новая, но не получившая широкого распространения.
Если не углубляться в технологические дебри, то различия между электростатиками и электродинамиками выглядят так: в первом случае звук создает воронка с центровым магнитом, во втором - плоский лист пленки. Так вот, электростатические громкоговорители выдают на порядок более качественный и "продвинутый" звук, нежели традиционные.
Более того, они потребляют в десятки раз меньше энергии при десятикратном росте КПД. И обладают еще кучей всяких достоинств. Казалось бы, флаг в руки, штампуй электростатики и продавай изголодавшимся аудиофилам и просто любителям качественного саунда. Так бы оно и было, кабы не цена. Импортный комплект для домашнего кинотеатра тянет на сумму от 2 до 25 тысяч "зеленых".
Нашим, а не вашим
Те колонки, которые слушали мы, понятно, электростатические. Только стоит на них надпись не "Мартин Логан" и не "Фэйнел" какой-нибудь, а "Лачинян".
- Это первое поколение электростатических динамиков моей собственной конструкции, - рассказывает "отец" аппаратуры Сергей ЛАЧИНЯН (на снимке). - Сейчас я работаю уже над третьим поколением громкоговорителей, которое на голову выше по всем параметрам того, что вы видите. Точнее, слышите. Для того чтобы их собрать, вам понадобятся кусок лавсановой пленки, медный провод, диэлектрик, металлический уголок и небольшие навыки радиолюбителя.
- То есть ноу-хау заключается не в производстве электростатиков как таковых, а в кратном уменьшении стоимости. Еще в СССР ставили завод, чтобы копировать динамики фирмы "Квод". Потратили 15 миллионов рублей и толком не смогли ничего сделать.
- А мы сейчас разработали такую технологию, при которой электростатики будут стоить, как китайские магнитофоны. То есть примерно 40-50 долларов. Сравните с зарубежными ценниками и почувствуйте разницу. А мировой рынок громкоговорителей просто огромен: каждый год он растет на сотни миллионов штук. - Так обратились бы за государственной помощью. У нас как раз Концепция индустриально-инновационного развития принята.... - Мы обращались в Республиканский инновационный фонд. Так вот, они даже не приехали сделать экспертизу, потому что им сказали, что такого быть не может, потому что не может быть никогда. В их представлении это равносильно тому, как если бы в Шымкенте в каком-нибудь сарае разработали и собрали "Пентиум-5".
Кто на новенького?
Сейчас Лачинян работает над усовершенствованием собственного детища. И новые колонки назвал ни много ни мало - аудиолазер: - Он позволяет создавать источник звука в любой точке пространства. Колонки стоят в одном месте, а звук рождается в другом. То, что французский мастер визуальных эффектов Жан Мишель Жарр делает со светом, мы делаем со звуком. Можно создавать какие угодно акустические эффекты. Понимаете, я изобретатель, и не могу не творить. Но все чаще меня одолевают мысли: а зачем здесь все это нужно?
Тулеген БАЙТУКЕНОВ
7 АПРЕЛЯ 2005 г. ( № 14)
|