Ахмед Рашид - Демократия в ЦентрАзии не победит без посторонней помощи 11:55 10.04.2005
Демократия в Центральной Азии не победит без посторонней помощи Вину за нынешнее положение дел в Центральной Азии следует возложить на Соединенные Штаты, Россию и Китай...
Ахмед РАШИД, автор книг "Талибан" и "Джихад: взлет радикального ислама в Центральной Азии" "The International Herald Tribune" (США), АПРЕЛЬ 2005
В связи со свержением президента Кыргызстана Аскара Акаева возникает возможность взрыва народного недовольства по всему региону. Однако в других четырех государствах Центральной Азии, где у власти стоят куда более репрессивные режимы, а возникновение дееспособной демократической оппозиции невозможно из-за политики властей, такой оборот событий приведет к более серьезной дестабилизации обстановки.
Вину за нынешнее положение дел в Центральной Азии следует возложить прежде всего на Соединенные Штаты, Россию и Китай, не сумевших добиться большей демократизации стран региона.
До терактов 11 сентября о Центральной Азии редко кто вспоминал. Распад СССР в 1991 г. не повлек за собой смены лидеров и правящих режимов в Узбекистане, Туркменистане, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане; власти этих стран не желали проводить остро необходимых экономических и политических реформ. После 11 сентября, когда Соединенные Штаты арендовали в регионе военные базы для ведения войны в Афганистане, народы и правящие режимы центральноазиатских государств среагировали на это по-разному. Большинство простых людей положительно отнеслись к американскому присутствию, надеясь, что США окажут давление на правящие элиты и заставят их провести демократические реформы. Представители же правящих режимов, напротив, надеялись, что присутствие американцев позволит укрепить их тающую политическую легитимность в собственных странах и повысить их международный авторитет.
В течение последних четырех лет администрация Буша сотрудничала скорее с режимами, чем с народами этих стран, поскольку у Пентагона появились военные базы в Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане, а ЦРУ нуждалось в государствах, чьи спецслужбы готовы были тайно "принять" у США лиц, подозреваемых в терроризме и подвергнуть их допросам и пыткам.
Среди как минимум 10 государств, которым ЦРУ передало десятки подозреваемых, числится и Узбекистан. До начала революции в Кыргызстане, американские дипломаты и Госдепартамент безуспешно пытались убедить Пентагон и ЦРУ проводить более нюансированную политику в отношении центральноазиатских режимов, обусловливая американскую помощь проведением экономических и политических реформ.
Сегодня эти режимы, оказавшиеся в незавидном положении, куда более нуждаются в поддержке США, чем сами Соединенные Штаты нуждаются в них. Значение центральноазиатских баз снижается по мере постепенной стабилизации положения в Афганистане. В этом году Пентагон намерен потратить 83 миллиона долларов на строительство долговременных объектов на своих куда более крупных базах в самом Афганистане - в Баграме и Кандагаре. Президент Хамид Карзай выступает за долгосрочное американское военное присутствие в Афганистане.
В то же время, президент Владимир Путин пытается восстановить российское влияние на территории бывшего СССР. Россия имеет военные базы в Таджикистане и Кыргызстане, а российские нефтегазовые компании ведут масштабную деятельность в Казахстане и практически монополизировали газовую отрасль Туркменистана. Столь тесные связи с Россией устраивают центральноазиатские режимы, поскольку Путин не пытается подтолкнуть их к экономическим реформам или внедрению демократии.
Китай - мощная соседняя держава и крупный экономический партнер центральноазиатских государств - также усиливает свое присутствие в регионе, отчасти для того, чтобы лучше контролировать непокорное мусульманское население собственной провинции Синцзянь. Пекин также не проявил особого желания способствовать демократическим реформам в Центральной Азии.
После распада СССР жизненный уровень населения в центральноазиатских странах резко снизился, а в некоторых из них произошло полное разрушение социальной сферы - например, здравоохранения и образования. Причиной киргизской революции стали не столько демократические лозунги, сколько нищета и безработица. Аналогичного социального взрыва - причем, скорее всего, в недалеком будущем - можно ожидать и в остальных странах Центральной Азии, где демократические силы либо слабы, либо отсутствуют вовсе.
Народ Кыргызстана - самой маленькой, слабой и нищей страны региона - несомненно, может гордится тем, что дал импульс процессу демократизации, которое вполне может иметь далекоидущие последствия для всей Центральной Азии. Однако, если Соединенные Штаты, Россия и Китай совместными усилиями не обеспечат проведение в этих странах политических и экономических реформ, в этом тихом уголке мусульманского мира могут воцариться насилие и нестабильность.
Перевод ИноСМИ.Ru
|