Мусульманских богословов теперь будут учить и в России 14:00 19.04.2005
Мусульманских богословов теперь будут учить и в России
Кремль сделал неожиданный шаг. Владимир Путин поручил заместителю главы Администрации Президента РФ Владиславу Суркову разработать план обучения в российских университетах молодых мусульман.
Были времена, когда российское мусульманское богословие в России находилось на высоком уровне и опережало в своем развитии известные мусульманские богословские школы на Ближнем и Среднем Востоке. О казанских и бухарских улемах слава шла по всему мусульманскому миру. К ним на обучение направлялись паломники из мест традиционного распространения ислама. Но эта традиция была прервана в годы советской власти. А когда среди народов России началось религиозное возрождение, процесс пошел в обратном направлении: в мусульманские университеты государств Ближнего и Среднего Востока стали направляться тысячи российских юношей, решивших посвятить себя служению Аллаху.
Но, как говорится, нет добра без худа. Эти юноши получили не только высшее богословское образование, но и были заражены вирусом ваххабизма. Не зная российского исламоведения, истории проникновения ислама на территорию России, они восприняли "модернизаторский ислам" с примесью так называемого ваххабизма. И вступили в конфликт с теми, кто оставался приверженцем традиций и своего мировоззрения. В конечном счете это грозило даже расколом ислама в России, что вызвало особую обеспокоенность среди отечественных мусульманских богословов. Вот почему кремлевский проект, составленный в сотрудничестве с главой Совета муфтиев в России шейхом Равилем Гайнутдином, был принят чуть ли не на ура. Он предусматривает обучение с осени нынешнего года первой группы в десять человек в Нижегородском университете, а в дальнейшем - направление других групп такой же численности в университеты Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.
Ректор московского исламского университета Марат Муртазин также восторженно встретил инициативу Кремля. По его словам, новый план не только сократит влияние заграничных мусульманских группировок на российских мусульман, но и даст возможность распространять традиционные для России взгляды на ислам. Одним словом, российский ислам начинает проявлять свои позиции все решительнее и решительнее, и не ровен час, когда все вернется на круги своя. Разочарованные в экстремизме представители мусульманского духовенства на Ближнем и Среднем Востоке могут тоже воспользоваться этой ситуацией: начать паломничество в Россию, чтобы "выпить у источника чистой воды". 14.04.2005
|