Н.Серова - Каримов может повторить судьбу Акаева 05:17 16.05.2005
КАРИМОВ МОЖЕТ ПОВТОРИТЬ СУДЬБУ АКАЕВА
Наталья Серова
Судя по противоречивым сообщениям СМИ, утром 14 мая в Андижане снова начался стихийный, но уже не столь многолюдный митинг и локальные перестрелки. Между тем информационная блокада, в которой оказался мятежный город, позволяет различным политическим силам интерпретировать ситуацию в своих интересах. Власти Узбекистана ведут себя так, будто мятеж полностью подавлен, и теперь остается только успокоить взбудораженное население, а правозащитники клеймят "кровавый режим" Ислама Каримова, пытаясь представить исламистский мятеж как начало демократической революции. Находящиеся в эмиграции узбекские демократы не скрывают, что хотели бы повторить в Узбекистане опыт Грузии, Украины и Киргизии. Но демократическая оппозиция давно разгромлена Каримовым, и на сегодняшний день говорить можно только о стихийных народных волнениях, спровоцированных вооруженным мятежом исламистов.
Тем не менее, готовность, с которой демократическая общественность закрывает глаза на беспредел, учиненный в Андижане группой боевиков, свидетельствует о попытке запустить сценарий квазидемократической революции. Специфика этого сценария задана особенностями политической ситуации в Узбекистане, исключающей, как представляется, любой более мирный сценарий. Ислам Каримов, привыкший за долгие годы жестко подавлять антивластные выступления, не готов уйти с политической сцены, как это сделал президент Киргизии Акаев.
При этом в Узбекистане пока не видно и номенклатурной оппозиции, которая бы могла гарантировать относительно мягкую смену режима. Именно этим, видимо, объясняются попытки лидеров андижанского восстания заставить Россию вмешаться в происходящее. Дело в том, что исламская оппозиция не уверена, что имеет достаточно сил для прямого вооруженного противостояния с Каримовым, на стороне которого армия и гипотетически возможная поддержка сил ОДКБ.
Таким образом, получается, что демократы и прогрессивная общественность, делающие упор на тиранию Каримова и закрывающие глаза на то, что бойня в Андижане была устроена именно членами исламистских организаций, играют в этом сценарии роль внешнего, сдерживающего фактора. Ведь как ни крути, а нападение на воинскую часть, захват тюрьмы и административных зданий свидетельствуют о том, что речь идет об очень грамотно спланированном мятеже. Напав на военных, сотня боевиков раздобыла дополнительное оружие, а освободив заключенных, получила мощную группу поддержки, состоящую из бывших узников, их многочисленных родственников, друзей и соседей.
Дополнительным штрихом стали поджоги революционерами театра и кинотеатра, то есть уничтожение объектов светской культуры, подтвердившие реакционный настрой восставших. Между тем давление со стороны центральной власти и репрессии в отношении членов любых исламских организаций создали почву для идеологического, а, возможно, и организационного сближения секты "исламских непротивленцев" "Хизб ут-Тахрир аль-ислами" (Исламская партия освобождения) и "Акромии" с террористическими организациями типа "Хезб-е-ислами Туркестан".
Впрочем, все эти относительно мирные исламские организации стали очагами притяжения для активной части узбекского общества и распространения среди мусульман идеологии исламизма, основой которого является цивилизационная самоидентификация на базе неприятия западных ценностей и модернизационных процессов. А после того, как в середине 90-х была окончательно разгромлена политическая оппозиция Исламу Каримову, и лидеры демократической партии "Эрк" Мухаммад Салих и националистической "Бирлик" Абдурахим Пулата покинули страну, исламские полуподпольные организации остались единственными, кроме самой власти, игроками на зачищенном узбекской властью политическом поле.
Сегодня эти силы демонстрируют готовность объединиться между собой, используя объединительный ресурс ислама и демагогические возможности демократов, о чем свидетельствуют как попытки лидеров восстания позиционировать себя в качестве представителей предпринимательства и защитников народа, так и упорное нежелание демократов признать факт вооруженного мятежа, организованного членами "Акромии". Роли уже распределены: вооруженные исламисты поднимают население, а демократы занимаются идеологическим обеспечением восстания, подавая его как борьбу народа против диктатуры Каримова.
И если завтра к Андижану присоединятся другие города Ферганской долины, такие как Наманган, Маргилан и Коканд, а на севере взбунтуется находящийся недалеко от Ташкента Чирчик, процесс вполне может пойти по киргизскому сценарию. Почва для этого в виде народного недовольства есть, так что теперь остается решить задачу разложения армии, то есть объяснить ее руководству, что Каримов уже "не жилец", да иметь в своем распоряжении несколько сотен боевиков. А склады с оружием и тюрьмы, в которых сидят тысячи потенциальных "революционеров", есть везде.
14.05.05
|