С.Янышев - Усталость от нищеты. Если завтра восстанет весь Узбекистан? 07:43 18.05.2005
УСТАЛОСТЬ ОТ НИЩЕТЫ
Сид Янышев, редактор информационной службы Uznews.net в Ташкенте
Андижанские события последних дней можно смело назвать революционными. Революционная ситуация налицо: верхи не могут, низы не хотят. Информация, передаваемая официальными СМИ, мягко говоря, не соответствует действительности. Происходящее в этом городе - отнюдь не экстремистские выступления, а повстанцы - не религиозные боевики, предпринявшие попытку возмутить спокойствие страны. Своими действиями они выражают настроения миллионов узбекистанцев, уставших от нищеты и произвола властей.
Как было сказано в официальном сообщении правительства, боевики религиозного толка, прикрываясь женщинами и детьми, попытались захватить центр Андижана. О том, что перед обладминистрацией 13 мая собралось не менее 20 тысяч мирных граждан, в течение всего дня говоривших, что "более так жить нельзя, все устали от нищеты и хотят иметь нормальную работу и достойный заработок", сказано не было.
Не было сказано и о том, что главная пятничная битва началась с атаки правительственных войск, открывших огонь по мирным гражданам, а не по мятежникам, укрывающимся в здании обладминистрации, захваченном ночью. Этому были свидетелями корреспонденты Института по освещению войны и мира (IWPR) и ИА "Фергана.Ру".
Удивляет, что "Первый канал" российского ТВ в субботу чуть не дословно повторил заявление узбекского правительства, проигнорировав сообщения ряда СМИ, чьи корреспонденты находились на месте событий, и назвав мятежников "запрещенной сектой "акрамийцев".
Вряд ли можно назвать религиозной сектой небольшую группу образованных бизнесменов, с суда над которыми началось восстание.
Андижанская молодежная организация "Акрамия" была создана в 1994 г. Главная цель - избавление от старых мировоззренческих идеалов и создание новой прогрессивной программы реформирования экономики страны. Основатель движения Акрамжон Юлдашев, по имени которого названа организация, изложил идеи реформ в книге "Путь истины". Идеи не понравились властям: после взрывов в Ташкенте в 1999 г. Юлдашева по обвинению в терроризме на 17 лет бросили за решетку, а "Акрамию" признали экстремистской религиозной сектой. Тогда были осуждены еще 22 человека.
10 февраля 2005 г. начался суд еще над 23 "акрамийцами". По словам брата одного из них, Шарифа Шакирова, "власти преследуют не экстремистов, а бизнесменов, что означает плановую атаку на успешных предпринимателей с целью захвата их бизнеса". Последние заседания суда прошли 11-12 мая. Перед зданием Андижанского горсуда по уголовным делам собралось до 5 тысяч человек. Подсудимых обвиняли по 3 статьям УК РУз: 242 - "Организация преступного сообщества", 244 - "Организация массовых беспорядков" и 208 - "Противодействие власти". 12 мая власти арестовали несколько родственников подсудимых, конфисковав их автомобили, припаркованные неподалеку от здания суда. Вот с этих арестов все и началось.
13 мая, когда весь центр города был в руках повстанцев, один из их лидеров Кабулжон Парпиев связался по телефону с главой МВД Закиром Алматовым и выдвинул свое главное требование: освобождение Акрамжона Юлдашева. Алматов пообещал сделать все, от него зависящее, но во время второго разговора заявил, что бессилен: судья, выносивший приговор, против. Алматов сказал, что сопротивление бесполезно, мятеж все равно будет подавлен, "даже если для этого придется уничтожить 300-400 человек".
На площадь не побоялся прийти прокурор города г-н Абдурахимов. Он поднялся на трибуну, но успел лишь представиться и сказать одну фразу: расходитесь, "по делу "акрамийцев" будет вынесено справедливое решение". После чего был забросан камнями и удален с трибуны горожанами, уставшими верить служителям Фемиды.
Так развивались события последних дней в Андижане.
Вслед за этим городом поднялись жители еще двух районов области - Карасувского и Кургантепинского. Новые повстанцы, не имеющие никакого отношения к "религиозным сектам" простые узбекистанцы, требуя открыть границу с соседним Кыргызстаном, захватили в заложники хокимов (мэров) районов. Милиция спаслась бегством.
Вне всякого сомнения, официальный Узбекистан отреагирует на новую "горячую точку" столь же решительно и жестоко, как и в Андижане. Какая мотивация прозвучит в очередном официальном сообщении? "Толпа бандитов захватила два райцентра"? "Не иначе, новые моджахеды, "акрамийцы", "хизбуттахрировцы" или кто там еще"? А если завтра восстанет весь Узбекистан, Каримов всех узбекистанцев назовет бандитами и террористами?
Очевидно одно: не кучка "бандитов" - вся республика более жить, как живет сейчас, не может, и революционная ситуация действительно созрела. В пятницу утром я позвонил своему другу, театральному актеру: "Ты в курсе, что происходит в Андижане?" В ответ услышал радостное: "Что, наконец-то началось?.."
16.05.05
|