М.Брилл Олкотт - Узбекская власть рухнет изнутри - элита сменит своего лидера (сценарии от американских экспертов) 10:01 19.05.2005
УЗБЕКИСТАН. ДВА ВОПРОСА ДВУМ ЭКСПЕРТАМ. Марта Брилл Олкотт, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за Международный Мир и Ариэль Коэн, старший научный сотрудник Heritage Foundation отвечают на два вопроса: Как может развиваться ситуация в Узбекистане? и Могут ли иные государства повлиять на ситуацию в Узбекистане?
Вопрос: Как может развиваться ситуация в Узбекистане?
Марта Брилл ОлкоттMartha Brill Olcott, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за Международный МирCarnegie Endowment for International Peace: Есть четыре сценария развития событий в Узбекистане. Первый сценарий. Если в стране не будут проведены реформы - политические и экономические - то случаи, подобные тому, что произошли в Андижане, будут повторяться, причем во многих местах. Это будут вспышки возмущения. Они будут возникать по различным поводам и будут проходить по-разному. В любом случае, давление на власть со стороны недовольного населения, возмущенного ситуацией в экономике, будет усиливаться. Ныне власти подавили бунт, применив силу, но силовыми методами экономические вопросы не решаются. Кроме того, может сложиться ситуация, когда волнения начнутся одновременно во многих местах, и в этом случае силу применять будет бесполезно. В этом случае Узбекистан просто обрушится.
Второй сценарий. Можно назвать его "румынским вариантом". Узбекская власть рухнет изнутри - элита сменит своего лидера или лидеров. При этом сценарии, ныне существующий режим сохранится, однако новая власть станет больше внимания уделять "узбекским ценностям", одной из которых является религия.
Третий сценарий. Возможно, новая власть попытается провести реформы. Безусловно, в Узбекистане есть реформаторски настроенная часть элиты. Однако маловероятно, что новая власть поведет себя подобным образом. Дело в том, что перевороты обычно проводят представители силовых структур, которые, как принято считать, не особенно заинтересованы проводить серьезные преобразования.
Четвертый сценарий. Президент Ислам Каримов поймет, что должен изменить свою политику. Каримов осознает, что для того, чтобы обеспечить себе место в истории, он просто обязан изменить свой режим. Причем не только с помощью деклараций и заявлений, а реально. Например, в области экономики следует сделать рыночными цены на хлопок, провести налоговую реформу и пр. Требуются значительные реформы в политической сфере, например, обеспечение свободы слова. Требуется юридическая реформа и т.д. Главным должно стать улучшение условий жизни людей. Если Каримов не изменит свои методы правления, то Узбекистан может ожидать гражданская война.
Ариэль КоэнAriel Cohen, старший научный сотрудник Heritage Foundation: Угроза распространения радикального Ислама в Средней Азии, особенно в нищей и радикализированной Ферганской долине, которую делят Узбекистан и Кыргызстан, очень серьезна и возрастает с каждым днем. Еще один игрок на этой сцене - глобальная исламистская партия "Хизб ут-Тахрир", у которой тысячи сторонников. Эта организация стремится создать мировой халифат - военную диктатуру, основанную на идеологии шариата и джихада. Средняя Азия, согласно лидерам "Хизб ут-Тахрир", созрела для исламской революции, поскольку эти государства управляются коррумпированными "неверными" режимами, кроме того, во время войны в Афганистане здесь появились американские военные базы. Этот регион, богатый природными ресурсами, в том числе и обладающий запасами урана, является хорошим плацдармом для начала глобального джихада. В долгосрочной перспективе радикальные исламские стратеги уверены, что Средняя Азия, с образованным населением, получившим знания в советских ВУЗах, может стать прекрасной базой для начала джихада против Запада.
Если Ислам Каримов, авторитарный лидер советского типа, не начнет диалога с секулярными и умеренными силами в оппозиции, то волнения будут шириться. Узбекистан сегодня - это квинтэссенция всего плохого, что накопили постсоветские среднеазиатские режимы. В Узбекистане никогда не было "бархатных революций", легитимно избранных лидеров, посткоммунистических демократических институтов. Страна находится в состоянии стагнации. Узбекские элиты являются худшими во всей Средней Азии - они руководствуются комбинацией верности своим кланам, коррупции и неспособности реформироваться и модернизироваться.
Вопрос: Могут ли иные государства повлиять на ситуацию в Узбекистане?
Олкотт: У Запада нет особо эффективных способов влияния на ситуацию в Узбекистане. Кроме того, Россия и США по-разному оценивают сложившуюся ситуацию. Запад не сможет ничего сделать, если Каримов не согласится с его предложениями. Главная проблема не в том, чтобы уговорить Каримова. Каримов сам должен понять, куда заводит Узбекистан его стратегия правления. Этот курс ведет к опасности. Но ныне, как мне кажется, Каримов недооценивает масштаба риска и уровня угроз.
Коэн: Узбекистан, его соседи и все мировые силы обязаны разрешить этот кризис, причем так быстро, как только возможно. Главная проблема для узбеков и для США - проведение болезненных реформ таким образом, чтобы исламисты не смогли захватить власть. Для того, чтобы избежать столь катастрофического сценария, США, Россия, Китай, Европейский Союз, Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе и ООН должны заставить Каримова найти выход из сложившегося положения. Вероятно, в Узбекистане стоит легализировать политические партии, дать оппозиции доступ к средствам массовой информации, провести честные выборы, причем парламентские выборы должны пройти перед президентскими.
19 Мая 2005
|