А.Абаев - Туркестанские амбиции казахстанских мусульман 00:47 22.05.2005
Туркестанские амбиции казахстанских мусульман
Аман АБАЕВ
Мулл киргизской (казахской) степи можно разделить на две категории, именно: мулл указных, назначаемых от правительства, и частных, назначаемых уже указанными муллами,а иногда и просто самозванцев...
Ибрагимов Ш. "О муллах в киргизской степи", материалы для статистики Туркестанского края, 1874 год
Новое лицо официального ислама начало формироваться при поддержке властной элиты Казахстана, долгое время удовлетворявшейся чиновной практикой (под названием Духовное управление мусульман Казахстана) в отношении основной религии нашего общества. Об этом свидетельствует духовно-патриотический съезд казахстанских мусульман, прошедший в Алматы в прошлое воскресенье.
Воскресный день
То ли после праздников, то ли еще почему, но, видимо, этот воскресный день решил стать рекордсменом по малочисленности публики на солнечных улицах Алматы. В 10 утра ни Абая, ни Фурманова не напоминали себя в будние дни - перебежать улицу ввиду малочисленности транспорта можно было практически везде. Диссонансом этому выглядела прилегающая к Дворцу Республики улочка, на которой стояли десятки машин.
Однако даже зрелище нескольких десятков верующих у входа и в коридорах дворца не могло подготовить стороннего наблюдателя к зрелищу, которое открывалось ему, когда он входил в зал, где часто выступают звезды эстрады. Здесь находились несколько тысяч (!) человек со всего Казахстана.
Впрочем, далеко не все из мужчин носили тюбетейки-такии, так же, как и не все женщины и девушки были в наглухо запахнутых нарядах. Правда, по призыву со сцены для чтения молитвы вставали все - даже журналисты (вне зависимости от национальности).
Исламские лозунги
Вел этот праздничный съезд (формально посвященный приближению праздника Маулюд ан-Наби - дня рождения Пророка Мухаммеда) хорошо поставленным голосом известный казахстанский актер, из уст которого достаточно непривычно было слышать "Аллах Акбар!".
Выступавший одним из первых верховный муфтий Дербисалы говорил о патриотизме казахстанских мусульман, братстве всех мусульман мира, а также о том, что все полтора миллиарда мусульман мира будут праздновать светлый день Маулюда. Вряд ли бывший советский ученый не знал, что в Саудовской Аравии, которая исповедует достаточно консервативную форму ханбалитского мазхаба (последователей которого с 19 века называли ваххабитами), день рождения Пророка не считают праздником во избежание создания "кумира", которому можно поклоняться помимо Бога.
Выступавший муфтий, известный своей сдержанностью, к концу перешел на высокие тона. "Наша цель - единство народа. Единство! Единство! Единство! - громко провозгласил он. - Разве неверующий может любить родину? - спросил он у зала. - Конечно, нет!". Кроме этого, он заявил, что не бывает "разных исламов", религия едина, и экстремизм - это отступление от нее. Высказал он слова поддержки президенту Назарбаеву.
Как бы то ни было, официальным лозунгом встречи стали слова, написанные на баннере, повешенном на сцене: "Любовь к родине - от веры". Кстати, немаловажным фактором, наверное, надо считать, что съезд в отличие от абсолютного большинства общественных собраний в Казахстане полностью проходил на казахском языке. Наверное, поэтому стихийно возник еще один лозунг: "Нам не нужна какая-то новая национальная идеология - для этого есть Ислам".
Выступления гостей съезда (выступавших было много, был даже гость из российского Азиатского муфтията - казах из Омской области) прерывались музыкальными номерами и религиозными песнопениями хора из мулл, студентов и нескольких парней в национальных костюмах кавказских и закавказских народов.
Представлявший мусульман России и казахов российской диаспоры кажи Юсупов передал привет от казахов Омска, Томска, Кургана, Тюмени и Новосибирска. Он также постоянно повышал тон во время своего выступления, что, впрочем, хорошо поддерживалось в зале. Больше всего хлопали, когда он сказал, что "мы - российские казахи - чувствуем себя выше на 1 метр, когда в России признают успехи Казахстана".
Пришедшим показали короткометражный фильм, видимо, подготовленный обществом казахстанских кажи (ходжа), в котором рассказывалось о ритуалах хаджа, показывались кадры с казахстанскими делегациями в Мекку. Наиболее любопытно было смотреть, как саудовские гвардейцы играли Гимн Казахстана, а затем президент Назарбаев в костюме паломника совершает хадж или умру (малый хадж).
Презентация "Дуние"
Основным же содержанием съезда, видимо, стала презентация международного фонда "Дуние", возникшего под патронажем племянника президента Назарбаева Кайрата Сатыбалды. Его речь в зале поддерживали особенно активно, хотя перед ней его покинул один из самых известных казахстанских мусульманских лидеров - Амантай-кажы, запомнившийся населению антиядерной борьбой и проклятиями в адрес СЩА и Кажегельдина.
Впрочем, и говорил он откровенно приятные вещи, о том, что раньше все - казахи, узбеки, киргизы - жилы в едином Туркестане, что выходцы из него сделали огромный вклад в развитие мусульманского мира. Он вспомнил имама Бухари, ученого Аль-Фараби, полководца Бейбарса, Бабура и даже хана Тохтамыша, временно объединявшего троны Золотой и Белой орды.
Он говорил, что в земле Омска, Томска, Кургана, Барнаула и Ташкента похоронены казахи и нет особой надобности в том, чтобы привязываться к современным границам Казахстана, созывая всех членов диаспоры домой. Его речь время от времени прерывалась возгласами "Аллах Акбар!".
Аплодисментами публика встретила его слова: "Кроме веры, по-моему, нет другой национальной идеи". Г-н Сатыбалды отметил благую роль религии в общественной жизни и, в частности, в искоренении коррупции, заметив также недостаток верующих в рядах оппозиции. Говорил племянник президента также о духовных ценностях жизни, затмевающих материальный недостаток.
Отдельно Кайрат Сатыбалды сказал, что по нашей Конституции нельзя создавать политических партий на религиозной основе, но отметил, что казахстанские мусульмане все же должны делать свой выбор сообразно религиозным представлениям. По его словам, христиане и иудаисты являются не "врагами" мусульман Казахстана, а "младшими братьями". "Бойся неверующего", - на русском вспомнил он известное высказывание. "Если хороший человек, то неважно - казах он или русский, ингуш или чеченец", - сказал Сатыбалды.
По его мнению, события в Афганистане и Ираке - божий гнев, и в Казахстане надо много работать, чтобы этого избежать. Напоследок он еще раз подчеркнул, что "его желание - это одно государство во всем Туркестане" и это будет не Халифат (как у Хизб-ут-Тахрир. - Прим.авт.), а другое. "Тогда мы сможем помогать и поддерживать наших братьев - татар, ингушей, чеченцев", - сказал он.
Впрочем, судя по всему, интересы Сатыбалды, как и других выступавших, затрагивали именно наш - Туркестанский и отчасти Кавказский регионы. Никто из них не вспомнил со сцены о том, что во многих странах мусульманского мира в это время начались выступления протеста, вызванные статьей американского журнала Newsweek, в которой сообщалось о том, что следователи на Гуантанамо оскорбляли Коран.
Новый вектор?
Учитывая происхождение патрона "Дуние", справедливо задаться вопросом: не изменилось ли отношение казахстанской элиты к исламу, которого она ранее решительно избегала, отдав его как "опиум для народа" на попечение послушного муфтията?
Учитывая тот фактор, что события в узбекском Андижане не обошлись без религиозной окраски, то вполне вероятно, что Астана пытается нащупать неофициальные рычаги влияния в религиозной среде, где авторитет назначаемых мулл остается недостаточным для влияния, а бюрократизированность аппарата ДУМК не позволяет адекватно реагировать на "вызовы" вроде действий подпольной политической партии "Хизб-ут-Тахрир".
Юг Казахстана, наиболее населенный и быстро прирастающий регион, во многом напоминает Ферганскую долину Узбекистана, отличаясь более высоким уровнем религиозности и консерватизма. Не случайно, наверное, именно там в свое время скрывались узбекские подпольщики, организовавшие в прошлом взрывы в Ташкенте.
Учитывая отрицательный опыт Узбекистана, объявлявшего всякую мусульманскую активность антигосударственной и террористической, вполне вероятно, что властная элита Казахстана решила пойти по другому пути, формируя "новый вектор" в известной "многовекторной модели" казахстанской политики.
20 мая 2005 г. №20 (648)
|