Ч. Айтматов: Ислам – великая религия, которая не нуждается в защите 01:28 31.05.2005
Чингиз Айтматов – почти легенда. Один из самых известных и действительно читаемых и популярных советских писателей. Его книги переведены на десятки языков мира. Сейчас он посол Кыргызстана в странах Бенилюкса.
К сожалению, о нем все меньше и меньше слышно в России. Между тем, несмотря на годы, он остается человеком нашего времени, который с такой же, как и прежде, остротой переживает проблемы и боли сегодняшнего дня.
- Чингиз Тарекулович, недавно на конференции "Ислам - религия мира" в Москве Вы горячо говорили о том, что против Ислама сегодня в мире развернута провокационная кампания, его выставляют врагом мировой цивилизации и т.д. Не могли бы подробнее разъяснить свою позицию по этому поводу?
- Для всех нас сейчас это большая проблема. В связи с происходящим в мире я задаюсь вопросом, не является ли борьба с международным терроризмом тотальной войной с мирным сосуществованием народов? Почему ответственность за международный терроризм возлагается на Ислам? Это же ухищренная провокация против мусульманской религии. Но дело сегодня даже не в том, что надо всеми силами защищать от различных нападок Ислам, который, будучи великой религией, в этом не нуждается. Проблема, на мой взгляд, - в самих мусульманах, в особенности в религиозных лидерах, которые, обладая зачастую высокой богословской квалификацией, пока не в состоянии переубедить весь мир в том, что Ислам не имеет ничего общего с террористами. Последние же, к сожалению, яростно используют мусульманскую религию, тем самым, дискредитируя ее. В результате этого мир захлестывает напряженность, одним из основных источников роста которой является бедность и неграмотность, господствующая на огромных просторах Земного шара. Начинаются войны, которые, по сути, еще страшнее, чем терроризм. Выхолащивается само содержание прав человека. Неизбежной реальностью стал конфликт Востока и Запада. И с этими проблемами также надо бороться. Поэтому как никогда важно, чтобы сегодня с обоих сторон, и на Западе, и на Востоке, возобладал разумный подход и понимание происходящего, которые бы способствовали взаимодействию всех здоровых сил. Необходимо изменить положение, когда нищета и процветание, разделяющие Восток и Запад, постоянно порождают все новые социальные потрясения. Вот об этом надо, на мой взгляд, больше и больше сейчас говорить, чтобы преодолеть существующие проблемы без революций, мятежей и крови.
- Что бы Вы посоветовали современным мусульманам? Как быть в нынешних непростых условиях?
- Следует понять, что негативное отношение к Исламу в сегодняшнем мире, в особенности со стороны Запада, формируется во многом благодаря самим мусульманам. Одно дело, когда современные европейски образованные молодые люди, знающие по несколько языков, рассуждают о божественном, о Коране и об Исламе. И другое – когда чабан, пусть честный, добрый и порядочный человек, но представления о мире которого крайне ограничены. В общем, надо осознать свою ответственность перед будущим, развиваться и быть творцами.
- Верите ли Вы в то, что исламский мир вновь ждет блистательный расцвет цивилизации, как это было в VII-X вв.?
- Сегодня в результате процессов глобализации все, что было замкнуто, закрыто, отстранено, открывается и становится доступным. При этом Запад, обладая наибольшими достижениями практически во всех областях жизнедеятельности, чувствует себя доминирующей силой. Исламский же мир отстает, порой пытаясь даже отгородиться от общемировых тенденций. Но путь к процветанию лежит как раз в преодолении этого, честно говоря, огромного разрыва, в обретении способности пользоваться благами современной цивилизации. Надо включаться в глобальное развитие и самим быть соучастниками мировых процессов. Без этого занять вновь лидирующие позиции в мире невозможно. Между тем, интегрируясь, нельзя забывать и о собственной идентичности. Ведь именно в этом состоит искусство жизни.
- На конференции Вы также говорили о важности суфизма для современного исламского мира, да и для всего человечества. Почему?
- На мой взгляд, суфизм, несущий открытость, гибкость, глубину и гуманистический дух, – это как раз то, что должно помочь мусульманам в осознании самих себя и современного мира. Именно на него, я считаю, важно опираться сегодня исламскому миру.
- Не ошибусь, думаю, если скажу, что в своем творчестве Вы основывались, по сути, на общечеловеческих мусульманских ценностях. Здесь можно вспомнить и "Плаху", и "Дольше века длится день", и др. Не планируете ли Вы как-то развить исламскую тему? В "Плахе" Вы используете библейские сюжеты, может быть, сегодня как раз настало время романа на тему, как-либо перекликающуюся с историей, вероучением или философией Ислама?
- Вы где-то верно подметили, что в своем творчестве я исходил из ценностей Ислама. Я также не исключаю, что когда-нибудь напишу роман с использованием мусульманских сюжетов. При этом, конечно, я буду максимально объективным: так, чтобы не навязывать читателю какие-либо идеи, и в то же время, не давая повода осквернять Ислам. Но мой новый роман, кстати, отдаленно перекликается с тем, что Вы говорили. Он о том, что с нами со всеми сейчас происходит, когда огромные богатства сосредоточены в руках отдельных немногочисленных групп людей, которые пользуются своим положением далеко не всегда во благо окружающих. Ислам там впрямую не затрагивается, но, безусловно, проблемы, которые я поднимаю, а это - влияние рынка на современного человека и давление масс-культуры на личность и национальную культуру, должны быть близки мусульманам. Я также надеюсь, что в среде нового поколения исламского мира появятся те, кто, будучи увлечены религией, сможет, положив в основу своего творчества Коран, выразить дух своего времени, свои переживания и идеи.
- Сейчас много говорят о сближении Ислама и Европы. Вы же много лет работаете послом Кыргызстана в странах Бенилюкс, в которых количество мусульман постоянно возрастает. Что Вы думаете об этом диалоге?
- В Европе сейчас постепенно идет процесс смешения и интеграции, особенно это заметно на примере мусульманских диаспор, которые включаются в тамошний ход жизни. Ислам при этом, по моему убеждению, как и другие религии, должен занимать соответствующее место в жизни верующих, но ни в коем случае не служить поводом для обособления от окружающих и, тем более, не порождать конфликты.
- У Вас на родине некоторое время назад произошли известные события. Недавно трагедия постигла Узбекистан. Как Вы это восприняли?
- Кыргызстан является наиболее демократическим и либеральным государством в Средней Азии, но мы оказались неподготовленными и зрелыми для восприятия этого. Приплюсуйте сюда бедность, массовую безработицу, особенно среди молодежи, и коррупцию, и в результате получите отчаяние. Именно так я характеризую недавние события у себя на Родине. Сегодня пришли новые лидеры. Надеемся, конечно, на лучшее. Но жизнь покажет, насколько они смогут преодолеть кризисную ситуацию. В Узбекистане же ситуация пострашней. Я сужу по последним событиям, когда, по сообщениям СМИ, сотни людей были расстреляны. Но ответственность за это должны нести не только власти, но и те, кто в своих интересах, по сути, выбросил людей на кровавую сцену.
- А какую роль, по Вашему мнению, должен играть Ислам в жизни Средней Азии?
- Он, конечно, должен занять свое место. Его задача - удерживать и проповедовать незыблемые истины.
- К сожалению, Россия и Средняя Азия все больше отдаляются друг от друга. Могут ли мусульмане с обеих сторон стать мостиком между нашими странами?
- Мусульмане должны, конечно, участвовать в этом. Я также поддерживаю идею о сближении России и Средней Азии в духе евразийской интеграции. Это касается всех областей: и религии, и экономики, и культуры, и политики. Москве здесь следует выступить ведущим центром, а одной из основ сотрудничества может быть исламо-православный диалог.
|