Нурани - Внутриисламский террор. Есть цивилизация и есть дикость... 10:39 03.06.2005
Внутриисламский террор
НУРАНИ
В Афганистане - очередной террористический акт. По сообщениям СМИ, мощный взрыв прогремел на территории одной из мечетей Кандагара. В результате, по сообщению Reuters, погибли по меньшей мере 20 человек, десятки получили ранения. Среди погибших - начальник кабульской полиции Мохаммед Акрам. Число жертв уточняется: пока СМИ цитируют слова одного из местных полицейских, заявившего о том, что в результате теракта есть "множество убитых и раненых". А корреспондент AP передает, что место рядом с мечетью усеяно фрагментами человеческих тел.
Однако куда меньше СМИ уделили внимание другому факту. Взрывное устройство в мечети сработало в тот момент, когда здесь проходила траурная церемония поминовения застреленного в воскресенье священнослужителя, выступавшего против талибов. Маулави Абдулла Файяз был убит двумя неизвестными у своего офиса. На прошлой неделе он выступил с проповедью, в которой обрушился на бывшего главу "Талибан" муллу Омара. Мечеть, в которой прогремел взрыв, в память о Файязе была переименована в его честь.
А это уже превращает взрыв мечети в Кандагаре в знаковое событие. Потому что, как ни цинично это звучит, именно взрыв в кандагарской мечети стал самым красноречивым доказательством того, что экстремистские течения под религиозными лозунгами не в последнюю очередь направлены против самих же мусульман.
Здесь, пожалуй, необходимо уточнение. Как известно, проповедники того самого радикального исламского экстремизма предпочитают в своих проповедях и размещаемых на подконтрольных интернет-сайтах аудио- и видеообращениях говорить от имени всех приверженцев ислама. И при этом почти никто не обращает внимания, что мусульманина, не выполняющего всех религиозных предписаний или же принадлежащего к другой ветви ислама, ваххабиты, в отличие от приверженцев других исламских течений, считают "неверными". То есть если ты не ваххабит - то вообще не мусульманин. Сегодня по понятным причинам об этом не принято вспоминать, но зародившееся в глубинных и наименее развитых районах Саудовской Аравии ваххабитское течение ислама было призвано сыграть роль этакого "идеологического обоснования" антитурецкого восстания среди бедуинов Аравийского полуострова - в европейских столицах уже вынашивали свои планы в отношении земель, принадлежавших Османской империи, которую уже открыто именовали "больным властителем Босфора". И противопоставить европеизированной Турции здесь могли только лозунги возвращения к "истинному исламу". Проще говоря, с самого начала ваххабитский ислам, скажем так, "обосновывал", что под религиозными лозунгами войну можно вести и против своих единоверцев. И даже, если очень хочется, назвать ее "джихадом".
И при этом "религиозные предписания" в понимании ваххабитов куда строже, чем это кажется многим. Афганистан при талибах - пример классический, и расстрелом статуй Будды дело тут не ограничивалось: телевизоры, радиоприемники и тем более компьютеры тут же были объявлены "коробками дьявола", под запретом оказался Новруз байрамы - этот праздник остался еще с доисламских времен, следовательно это "языческий обряд" со всеми вытекающими отсюда последствиями, женщинам было запрещено работать и учиться вне дома...
Можно, конечно, отмахнуться, что Афганистан - это, дескать, крайний пример. Но когда беспорядки в Андижане начались с того, что "защитники радикального ислама" сожгли городской театр, а еще раньше исламисты устраивали взрывы на многолюдном базаре в Ташкенте как раз накануне Новруза, отчетливо понимаешь, что Афганистан - это, увы, не исключение и не "крайнее выражение", а всего лишь конкретный пример. Потому как и в Иране после исламской революции тоже разбивали виниловые диски и рвали магнитофонные ленты, и до сих пор в этой стране продолжаются споры, допустимо ли "живое" исполнение музыки, в Саудовской Аравии от женщин не просто требуется носить "хиджаб" - улемы запрещают даже украшать традиционную черную накидку-абаю вышивкой...
И тогда уже, откровенно говоря, одинаково противно и рассуждать о "диалоге цивилизаций" вслед за уходящим президентом Ирана Мохаммедом Хатами, и повторять вошедшие в моду после 11 сентября теоретические построения Хантингтона вокруг "войны цивилизаций". И вовсе не потому, что в "войне цивилизаций" в обоих случаях по одну сторону баррикад оказываются и те, и другие: Азербайджан, Турция, Узбекистан и еще множество мусульманских стран вступают в антитеррористическую коалицию, "альгаэдовские" бонзы путешествуют по миру с паспортами христианской Армении, а "диалог цивилизаций" при ближайшем рассмотрении оказался не более чем беседой со старыми партнерами Ирана: Россией и Арменией - о закупке оружия и сотрудничеству в ядерной области. Потому как, если уж быть до конца откровенными, то никаких "цивилизаций" во множественном числе в мире не существует - просто есть цивилизация и есть дикость, с которой никакого диалога не может быть по определению.
И самое страшное, что такие вот приверженцы "истинного ислама", скажем так, весьма активно навязывают свою идеологию и всем остальным. В том числе и при помощи взрывов и поджогов. Откуда именно исходит в таком случае угроза культуре Востока: от американской "глобализации" или же таких вот ревнителей "чистоты ислама" - вопрос риторический. Если, конечно, хватит мужества на него ответить. Потому как до сих пор никто не оспорил право тех же "суперрадикалов" выступать от имени "всех мусульман", включая и тех, кого сами эти "суперрадикалы" давно записали в "гяуры". Потому как не заметно никакого антиэкстремистского движения в самих мусульманских странах. Потому как мусульманские же теологи и священнослужители никак не отреагировали на заявление того же аз-Заркави, который в своем очередном аудиообращении в Интернете призвал своих сторонников не останавливаться даже перед гибелью женщин и детей, если, мол, того требуют интересы "джихада", мусульманские художники и музыканты не пытаются защитить свое право на творчество. И ответ, почему так происходит, до обидного ясен. Просто те же "суперрадикальные политические круги", параллельно с террором, контролируют еще и многие "благотворительные фонды". И любая попытка воспрепятствовать такой вот экстремистской агитации немедленно отражается на финансировании лагерей беженцев, на кредитах и финансовых программах. А посему проще и удобнее молчать. И не задумываться, что молчание - не всегда золото, и платить за него придется кровью.
№ 104(1093) Пт., 3 Июня 2005
|