М.Урумбаев - Кто ворует наши души? "Хизбуты" оказались в Андижане не случайно 11:15 06.06.2005
Кто ворует наши души?
Махамаджан УРУМБАЕВ
Андижанские события показали: "религиозный интернационал" - это далеко не миф. Эксперты подчеркивают: активисты запрещенной в Кыргызстане партии "Хизб ут–Тахрир" оказались 12–13 мая в Андижане отнюдь не случайно. И неспроста многие из них стояли в рядах митингующих "до упора", несмотря на многократные предостережения тамошних властей о возможных эксцессах.
Да, причастность их к мятежу в соседней стране не установлена - алиби достаточно надежное: "были в гостях, по делам, случайно оказались в толпе". В умысле же, который двигал хизбутовцами, - помочь братьям по вере по меньшей мере морально - мало кто сомневается. Мобильность и организованность новоявленных миссионеров ставит их оппонентов в затруднительное положение. Неспроста "круглый стол" в Оше, собравший представителей госструктур, официального духовенства и правоохранительных органов, изобиловал тревожными размышлениями. - Готовы ли мы к наплыву всевозможных религиозных течений? Соответствуют ли наши законы реалиям времени? Отчего не можем выработать антиидеологию? - вопрошал недавно назначенный председатель Госкомиссии по делам религий Латипжан Сагынбаев. Досталось в этот день святым отцам по первое число. - Многие богословы все еще пребывают в плену былых представлений, - полагают участники диалога. - Провел проповедь в стенах мечети - и делу конец. Бороться же по–настоящему за сердца людские, как это делают эмиссары, они не привыкли. Уверовали в то, что и без того большинство населения - их паства. - В южной столице 45 мечетей, 10 религиозных организаций, - рассказывает вице–мэр Оша Сайракан Юсупова. - Немалая духовная сила. Вот если бы служители культа больше внимания уделяли подрастающему поколению... Все любят декларировать, что религия у нас сильно развивается: мол, созданы все условия для укрепления духовности. А почему, спрашивается, в таком случае Ош лидирует в стране по числу ВИЧ–инфицированных, процветает наркомания? - Отчего молодые люди из мусульманских семей уходят в другие религии - да потому, что имамы наши не идут в народ, - говорит служитель одной из мечетей Анарбай–хаджи.
Представитель муфтията республики на юге страны Саибжан–хаджи Абдувахидов сетует на низкую материальную обеспеченность. Мол, на энтузиазме не развернешься. Но тут же следует реплика: почему не востребованы молодые священнослужители - выпускники теологического факультета ОшГУ? Повышают ли квалификацию сегодняшние имамы? Участники дискуссий резюмируют: у официальных конфессий нет четкой кадровой политики.
Губернатор Анвар Артыков призвал их воздержаться от вмешательства в политику. По его словам, во время тех или иных политических кампаний храмы оказывались подобием центров политической пропаганды. На что главный имам региона Саибжан–хаджи простодушно сообщил: "Недавно в Наукате во время сельского схода с участием шести–семи тысяч человек один верующий спросил: "За кого будем голосовать на президентских выборах?", я ответил: "Это ваше личное дело, а я - за Бакиева". Представители силовых структур говорили во время встречи мало. Но веско. При этом, как всегда, кивали на слабость законодательной базы: тот же "Хизб ут–Тахрир" в стране вне закона, а привлечь к ответственности за противоправные акции непросто.
- Пока сами верующие и население не займут нетерпимую позицию по отношению к экстремистам, их не остановить, - заявляет начальник Ошского облуправления юстиции Эрмамат Кожоахматов.
По мнению юриста, религия может внести немалую лепту и в преодоление бедности. В одном только районе на проведение всевозможных, притом зачастую надуманных похоронных обрядов, за год люди потратили не менее семидесяти миллионов сомов! Чиновник предлагает "разработать единые правила проведения обрядов для всей республики".
Руководители Госкомиссии по делам религий смотрят дальше - ратуют за разработку государственной программы в области духовной жизни. Ибо неурядицы в этой сфере несут угрозу основам самой государственности.
№103 за 3 июня 2005
|