КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 13.06.2005
23:31  Ош: бой в районе гостиницы "Алай" прекратился, женщины сложили автоматы
22:19  Экс-командующий украинскими "миротворцами" в Ираке генерал Савченко задержан за контрабанду
18:23  Е.Авдееева - Ежовая рукавица для киргизской демократии, или Давайте проголосуем по-быстрому
17:09  Акаев с семейством нанес урон Киргизии на 50 млн долларов
17:06  Чужбина - не рай, но и домой не хочется. Репортаж из лагеря узбекских беженцев в Кыргызстане
17:03  "Э-К": У казахстанской "абитуры" больше не будут спрашивать, как звали собаку Чингисхана
16:00  В Уральске спущен на воду 6-й казахстанский военный катер

15:07  А.Асроров - Узбекистан: государство уходит из электротехники
14:56  В Оше у офиса депутата Б.Эркинбаева идет перестрелка из автоматического оружия
14:43  7 кандидатов в президенты Киргизии демонстративно отвергли "мальчишескую" "Хартию" ОБСЕ
14:27  Власти Киргизии пытаются отогнать протестующих от Верховного суда
14:09  В Туркмении новые: мингаз - А.Овезов, госналог - Д.Ходжаев и др.
13:40  Узбекским беженцам дали регистрацию, позволяющую законно находиться на территории Киргизии
13:21  "Арена" - Узбекское правительство продолжает кампанию против иностранных СМИ
13:16  К.Байболов (депутат Парламента Киргизии) - "Кыргыз всегда хочет быть первым. Быть у руля..." (интервью)
12:11  Кыргызский комитет по правам человека осудил свое правительство за выдачу узбекских беженцев
11:12  "НВ" - Киргизия предвыборная: нападения, убийства и компрометация
10:48  Н.Бухари-заде - Таджикистан: борьба с бедностью малоэффективна
10:38  А.Шаймарданов - Режим Каримова рухнет под тяжестью собственных преступлений!
10:18  "Литер" - Феодализм по-казахстански. Селяне в Карагандинской области грозят самосожжением
10:12  М.Джумаев/О.Динаров - Кровь людская не водица. Зачем Россия поддерживает Каримова? Ч. 2-я
09:55  Хайдарканский ртутный комбинат и Бишкекский машиностроительный завод вероятно отойдут за долги к России
09:32  Бишкек: неизвестные напали на центральный предвыборный штаб К.Бакиева
08:45  Под Кандагаром афганский камикадзе взорвал американский конвой: погибло 5 "миротворцев"
08:21  Дос Кушим - "Казахстанская оппозиция не опасна. Она борется сама с собой"
08:15  "КазМунайГаз" получил международную премию "Caspian Energy Integration Award – 2005"
07:29  Ноам Чомски (Нобелевский лауреат) - Тоталитарные технологии. Вторжения Буша не имеют ничего общего с демократизацией
06:58  РусскиЙ культурный центр провел в Джизаке чествование ветеранов войны
04:53  В Вашингтоне состоялось первое заседание учредителей Конгресса Демократических Сил Узбекистана
01:33  А.Саидов - Оранжевый флаг украинской "Поры" привезли в Ташкент
00:36  М.Маратова - Генпрокурор ищет акаевские миллиарды.
00:31  И.Максаков - От кухни до террора. Радикальный политический ислам напоминает слоеный пирог
00:27  С.Земляной - Теория абсолютности. Современный фундаментализм - что это такое?
Воскресенье, 12.06.2005
22:09  "Золотые притчи Ходжи Насреддина". В Сибири издана последняя книга Т.Зульфикарова
14:23  А.Тарасов - Персидские фэнтези, или "Всемирный еврейско-бехаитский заговор": хочешь верь, хочешь - не верь
13:28  Узбекский боксер М.Абдуллаев проиграл в Нью-Йорке свой первый бой в профи
13:19  Н.Бордюжа (генсек ОДКБ): Штаб Коллективных сил СНГ себя изжил (интервью)
10:25  А.Тынаев - Курултай, курултай, кого хочешь выбирай! Зачем Киргизии Конституция?
10:22  Процесс пошел. Казахстан предъявил Halliburton претензии на $230 млн
10:19  "Мегаполис" - Прощай, погоны. МВД Казахстана грозит приватизация
10:17  Афган: повстанцы обменяли итальянскую журналистку К.Кантони на Шах-ханум
10:11  Ф.Кулов - "Лозунг у меня простой: честное правительство - богатый народ" (интервью)
10:03  "МС" - Дети за родителей не отвечают. Киргизские разборки продолжаются
09:57  Ч.Шамшиев - "Сотрудничество" Киргизии с МВФ: экономика взаимной лжи
08:54  Киргизия, Таджикистан и Узбекистан надеются, что их тоже включат в список "беднейших стран" мира и спишут все госдолги
07:55  Р.Абдулатипов: Работа в Таджикистане - это новая для меня перспектива
02:13  Управление ООН по беженцам шокировано депортацией четырех узбекистанцев из Кыргызстана
01:54  Uzbekistanerk - Узбекстан... затишье перед бурей. Следующая резня будет последней
00:58  Ш.Ахмаджонов - Власти Узбекистана хотят вновь применить карательную психиатрию
00:45  Д.Атабеков - О политическом лидерстве и "синдроме Акаева". Киргизии пора "домой"?
00:42  Все кандидаты в Президенты Киргизии намерены подписать меморандум за честные выборы
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
С.Земляной - Теория абсолютности. Современный фундаментализм - что это такое?
00:27 13.06.2005

Теория абсолютности

Сергей ЗЕМЛЯНОЙ, кандидат философских наук

"Понятие фундаментализма лишь недавно приобрело четкое значение, выходящее за пределы его религиозного и не религиозного толкования. Оно используется ныне для обозначения структур, характеризующихся произвольной закрытостью систем мышления и невосприимчивостью по отношению к критике и альтернативным вариантам". Питер Шредер

С началом III тысячелетия в сознание международного сообщества властительно ворвалось то, что прежде скрупулезно вытеснялось на его периферию: а именно факт, что религия не только продолжает оказывать влияние на мировую политику, но что в известном смысле это влияние в последние годы заметно усилилось. Это относится конкретно к определенной религиозной формации, которая на политологическом жаргоне стала обозначаться как "фундаментализм". Пелену с глаз современников на сей счет совлекли в особенности два действенных феномена с колоссальным глобальным резонансом.

Речь идет прежде всего о вторжении США в Ирак и развернутой в связи с этим пропагандистской кампании: в их свете как-то вдруг стало очевидно, сколь большую роль в идеологическом обеспечении интервенции играли мотивы протестантского фундаментализма с его проповедью окончательного устроения всех мирских дел в некоем подобии мировой империи. Миссия такой великой христианской державы, как США, интерпретируется в смысле приближения Второго Пришествия путем воссоздания библейского обетованного Израиля (не путать с реально существующим на политической карте государством) и достижения его победы над всеми врагами – от советского коммунизма до исламского радикализма.

Курсовую стоимость протестантского фундаментализма резко повышает растущее воздействие на ход мировых событий исламского фактора, специально в обличье так называемого "исламского фундаментализма" с его идеей "мирового халифата".

Развитие событий в мире сделало безнадежно устарелым ходовое, кочующее по справочникам и энциклопедиям, определение и понимание фундаментализма как консервативного (реакционного) течения в протестантизме, прежде всего американском, заостренного против рационализма и модернизма, отвергающего любую критику Библии и, напротив того, проповедующего непогрешимость Священного Писания как фундамента христианства.

Вообще пафос попечения о фундаменте, возвращения к основам характерен отнюдь не только для религий; этим пафосом, к примеру, был всецело проникнут Ренессанс со знаменитым кличем гуманистов "Ad fontеs!" – буквально: назад, к основам. На затруднение, связанное с применениями категорий "прогресс" и "реакция" к той все еще проблематической современности, которая наступает после Модерна, в свое время (1924) указал Николай Бердяев в эссе с симптоматическим названием "Новое средневековье": "Нам суждено жить в историческое время смены эпох. Старый мир новой истории кончается и разлагается, и нарождается неведомый еще новый мир. И замечательно, что этот конец старого мира и нарождение нового одним представляется "революцией", другим же представляется "реакцией". "Революционность" и "реакционность" так сейчас перепутались, что потерялась всякая отчетливость в употреблении этих терминов. Эпоху нашу, – заявлял Бердяев, – я условно обозначаю как конец новой истории и начало нового средневековья". Антимодернизм свойствен этой концепции эпохи не в меньшей, если не в большей, степени, чем помянутому протестантскому фундаментализму.

В общем и целом антимодернистский императив свойствен многим умственным течениям, в особенности консервативного толка, ХХ в. Можно упомянуть в данном контексте таких знаменитых английских интеллектуалов, как Кристофер Г. Доусон и Гилберт К. Честертон, вспомнить о деятелях германской "консервативной революции" – Мартине Хайдеггере, Эрнсте Юнгере, Карле Шмитте, Гансе Фрайере, Арнольде Гелене; не говоря уже о богатой громкими именами – Этьен Жильсон, Жак Маритен, Мартин Грабнер, Карл Ранер и другие – влиятельнейшей философской школе неотомизма. Попечение о фундаменте (не только веры) является своего рода эпохальным веянием.

В отношении таких сложных феноменов, как нынешний фундаментализм, не применимы понятия "прогресс" и "реакция" в их обычной абстрактности. Если причастные фундаменталистским верованиям Буш-младший и его команда выступают в качестве самых радикальных реформаторов мироустройства и поборников демократии, то это что: реакция или прогресс? В данной связи мне представляется намного более перспективным подход немецкого религиоведа Питера Шредера который в работе "Религиозный фундаментализм" предложил, на мой вкус, более адекватное современности толкование этого термина: "Понятие фундаментализма лишь недавно приобрело четкое значение, выходящее за пределы его религиозного и не религиозного толкования. Оно используется ныне для обозначения структур, характеризующихся произвольной закрытостью систем мышления и действия по отношению к критике и альтернативным вариантам. Фундаментализм стал синонимом как теоретической ориентации, так и практических организационных форм всестороннего культурного и политического антимодернизма". В настоящее время разразился новый тур нескончаемой дискуссии о том, обязательно ли фундаментализм имеет религиозную природу. Независимо от ее результата – или безрезультатности – можно выдвинуть тезис, что все мировые религии и все христианские конфессии знают внутри себя нечто вроде собственного фундаментализма. Фундаменталистский характер могут носить также светские идеологии: актуальным сюжетом для России является, в частности, фундаментальный либерализм.

В типологическом смысле фундаментализм является ответным движением, противостоящим Просвещению и плюрализму, неуверенности и открытости. Взамен он предлагает надежность и несокрушимость абсолютных фундаментов. В сравнении с ними все прочее становится зыбким и относительным. Кто не желает воздать должное абсолютным фундаментам, тот не заслуживает, чтобы уважались его девиантные аргументы, предлагаемые альтернативы, интересы и права. Такова жесткая логика любого фундаментализма. Опираясь на работу Умберто Эко "Пять эссе на темы этики", попытаюсь обозначить еще некоторые характерные черты фундаментализма. Для фундаментализма любой религиозно-политической окраски характерен прежде всего культ традиции, причем традиционализм, как правило, поражен порчей синкретизма, то есть сочетания несочетаемого. "Из этого вытекает, что нет места развитию знания. Истина уже провозглашена раз и навсегда; остается только истолковывать ее темные словеса", – пишет Эко. Далее, фундаментализму обыкновенно сопутствуют иррационализм, подозрительность к современной науке и культуре, обвинения в адрес интеллектуального сообщества за отход от вековечных ценностей. Иррационализм же крепко связан с проповедью действия ради действия, агрессивным активизмом и экспансионизмом: думание – немужественное дело. Всякий фундаментализм стремится закрыться от критики: несогласие есть предательство. Поэтому фундаментализм любого толка страдает ненавистью ко всему инородному, легко переходит в ксенофобию, психологически восприимчив к идее заговора, по возможности международного. Нередко фундаментализму присущ своеобразный "популистский элитаризм": рядовые американцы (русские, арабы, евреи etc.) составляют лучший народ в мире. Фундаментализм всех сортов неизменно говорит на собственном новоязе, позволяющем без труда отделить "наших" от чужих. Наконец, от фундаментализма неотделимо насаждение идеи самопожертвования его поборников ради некой Сверхцели.

№20 за 6 июня 2005

Источник - Политический журнал
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1118608020
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Насколько живо гражданское общество Казахстана – Г.Илеуова
- Минздрав опровергает президента?
- Кадровые перестановки
- Популяризация нацпроектов и брендов объединит казахстанцев в возрождении национальных традиций - Е. Тугжанов
- Депутат Мажилиса от Демпартии "Ак жол" Андрей Линник по обращению жителей г.Семей изучил проблему городского транспорта и встретился с предпринимателями сферы общественного питания
- Более 15,7 тыс. иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность в Казахстане
- Скончался известный казахстанский врач-фтизиатр
- Сообщения об итогах выборов акимов сельских округов
- Данияр Ашимбаев: Маленькая победоносная война
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх