"В российской армии мы клялись на мече и Библии...", - афганские "залепухи" от "Daily Telegraph" 09:14 18.06.2005
Советские войска, оставшиеся в Афганистане ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Том Коглан (Tom Coghlan), Баглан, 17 июня 2005
Спустя шестнадцать лет после того, как последний танк Красной Армии покинул Афганистан, три привидения десятилетней советской оккупации по-прежнему прячутся в горах на севере страны.
Они живут, как и местное население, но кожа у них бледная, и, собираясь вместе, они говорят по-русски.
До 1981 года Назратулла был советским офицером по имени Николай. Раматулла и Аминулла были призывниками. Они единственные оставшиеся в живых из пяти советских солдат, которые попали в плен или дезертировали, приняли ислам и сражались с моджахедами против своих бывших соратников.
Вторжение в Афганистан стало российским Вьетнамом, и с 1979 по 1989 там погибли 23 тыс. солдат. Афганцы потеряли 1,3 млн. человек, в т.ч. много мирного населения.
Сегодня 45-летний Назратулла получает 45 фунтов в месяц, работая полицейским в провинции Баглан. Он тихо говорит, меланхоличен, заядлый курильщик и все еще боится возмездия за переход на сторону противника. Говорит, что его звали Николай, что он родился в 1960 в Харькове на Украине.
Фамилию он называть не хочет. Его отец Анатолий тоже был военным, и Николай окончил военную академию.
Назратулла рассказывает, что поехал в Афганистан добровольцем, но в 1981, после трех месяцев службы, дезертировал, так как стал свидетелем убийства более 70 человек мирного населения в деревне Калигай.
"В российской армии мы клялись на мече и Библии помогать обществу. То, что произошло, было противозаконно", - говорит он.
Принять ислам он решил лишь после года в плену. "Это не был мой выбор, - поясняет он. - Религия выбрала меня".
После этого Назратулла провел восемь лет на линии фронта. Его соратники-моджахеды говорили, что он и другие русские неплохо сражаются и особенно полезны для прослушивания русских радиосообщений.
"Если ты на линии фронта, ты должен сражаться и должен убивать", - это все, что он готов сказать о том, как воевал против соотечественников.
В июле 1988 российское правительство предложило российским военнопленным в Афганистане амнистию.
Ни один из новообращенных этим предложением не воспользовался, хотя все они умудрились побывать в России после войны, используя визы, полученные в Пакистане.
Приехав на Украину в 1996, Назратулла встретился с бывшими товарищами по Красной Армии и говорит, что испытал облегчение, поняв, что они не винят его за принятие ислама и поддержку моджахедов.
При правительстве талибов трое русских привлекли внимание лидера движения, Муллы Мухамеда Омара. Впечатленный их благочестивой жизнью, он дал им дома и работу. У всех троих в Афганистане есть жены и семьи.
Но после падения Талибана в 2001 году дома отобрали. Ни одного из троих можно назвать богатым. В своем районе их считают диковинами, но восхищаются их религиозностью.
|