КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 20.06.2005
22:37  Цыц, мохнатые... К.Бакиев указом повелел чтоб грядущие КирВыборы были честными
21:15  "Die Tageszeitung" - "Оранжевое" бессилие. Более бездарного правительства у Украины еще никогда не было
16:46  "Завоевания КирРеволюции 24 марта низвергнуты?" Заявление ККПЧ
15:43  В.Хван - Экономическое значение русского языка в Казахстане
14:18  "Washington Post" - США хотят объединиться с демократами в Средней Азии
13:35  Число мусульман в Кыргызстане сократилось с 2001 года на 5%
13:22  Сбросить со спины паразита... Якобы, самый умный в Администрации Путина Сурков откровенничает "Spiegelу"

13:05  Ф.Кулов сложил полномочия и.о.1-го вице-премьер- министра Киргизии
12:02  "Что лучше - единство страны или ее раскол?" Совместное обращение К.Бакиева и Ф.Кулова
11:13  А.Таланов - Упаси, Господи, от гнева киргизской толпы…
10:52  "Америка – ответишь за кровь в Андижане!" Дугинские "евразийцы" завтра будут пикетировать узбекское посольство в Москве
10:43  П.Гончаров - Расследование в Андижане не устраивает США. Почему?
10:28  "Мегаполис" - Захват Дома КирПравительства. Эпизод 3. Атака клоунов
10:07  Gazeta.kz - Предвыборная лихорадка, или Кто станет президентом Кыргызстана?
10:03  Имя нам - регион. Дальнейшую интеграцию ЦентрАзии по модели Н.Назарбаева обсудили в Караганде
10:00  Доклад ОБСЕ призывает остановить преследования журналистов в Узбекистане
09:59  Айдара Акаева хотят привлечь по делу "барыктабасова бунта"
09:49  "НГ" - Выборы по-ирански. Бюллетень как пуля в тело врага
09:41  "НВ" - "Барыктабасовщина" на экспорт. В Бишкеке откроется офис казахстанской оппозиции
09:38  Н.Бухари-заде - Макоборец: Карзай против наркобаронов
09:09  Н.Байрамова - "Конституционная" диктатура: 13-я годовщина правления Туркменбаши
08:16  Ю.Семыкина - Не нужен нам берег киргизский? Казахстанцы не хотят отдыхать на Иссык-Куле
08:07  Б.Орозалиев - Киргизские силовики брошены на происки экс-президента
08:04  "Къ" - Вертикаль стражей. Во второй тур выборов в Иране вышел кандидат силовиков
07:56  Сборная стран ЦентрАзии (Киргизия+Таджикистан+Узбекистан) по футболу выиграла турнир ШОС в Шанхае
07:55  К.Лабецкая - Перманентный переворот. За организацию беспорядков в Бишкеке арестован экс-спикер Чолпонбаев
07:52  "ВН" - Углеводородная "бомба". За туркменский газ сядут украинские политики
07:46  "Business Week": Южно-азиатский "трубопровод мира"
01:50  М.Чкаников: Зачем России подложили американскую свинью?
01:27  Впервые в мире Монголия внедряет индексированное страхование скота
01:03  Чингиз Айтматов - "Достижим ли единый универсум бытия на планете?" (статья)
00:59  "НП" - Cледственный эксперимент. В Казахстанском правительстве грядет чистка?
00:10  Ч.Шамшиев - Киргизские реалии. Технократы против демократии
00:06  С.Абдылдаев - Передел сфер влияния в Киргизии. Кто следующий?
Воскресенье, 19.06.2005
22:15  Э.Рахмонов и Х.Карзай заложили первый камень в американский мост через Пяндж
17:00  Россияне критикуют бойню в Узбекистане и считают причиной восстания нищету населения (соц-опрос)
10:28  У.Барыктабасов - "Я патриот своей страны" (интервью)
09:13  Сон разума Сороса рождает... чудовищ Киргизской "демократии"
08:39  "Отставка!" "Оранжевые" вывели на улицы Баку от 5 до 20 тысяч сторонников
08:36  Кандидат от иранских реформаторов Кярруби заявляет о подтасовках в ходе выборов
08:26  Руководители Киргизского МВД и СНБ получили по выговору за сдачу Дома Правительства
08:23  Р.Оруджев - Азербайджан между противостоянием Ирана и США
07:55  В Карабалте (Киргизия) похоронили найденный радиоактивный металл
07:31  "РГ" - Недо-вольные. Как пал Киргизский "Белый Дом"
01:26  МИД Узбекистана: Андижанские события являются следствием ограничения полетов ВВС США с аэродрома "Карши-Ханабад"
01:10  IWPR - Туркменистан: Далекое эхо Андижана
00:55  Б.Сейдахметова: ШОС - перспектива роста, или Кто поддержал Каримова
00:45  А.Рафсанджани - "Мы хотим возобновить процесс обогащении урана" (интервью "Figaro")
00:42  Спецслужбы Украины расследуют аферы "РосУкрЭнерго" с транзитом туркменского газа
00:39  М.Ауезов - Такси смерти в Кандагаре. 4-й месяц Пентагон не может набрать новобранцев в армию
00:36  А.Саидов - Война дипломатов. Ташкент поссорил Москву с Кабулом
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Кыргызстан   | 
Чингиз Айтматов - "Достижим ли единый универсум бытия на планете?" (статья)
01:03 20.06.2005

Чингиз АЙТМАТОВ: "Достижим ли единый
универсум бытия на планете?"

Что происходит в наш век, откуда, из какой преисподни современной цивилизации, технологически и антропологически осваивающей уже космические пространства, и почему проистекает столько зла и насилия в мире, именуемых международным терроризмом? Не является ли терроризм международной диверсионной войной, методично сокрушающей стремление народов к стабильному и прогрессивному сосуществованию, выстраданному на горьком опыте предыдущих мировых войн? Разве этих кровавых уроков было недостаточно? И почему проявление терроризма возлагается в мире прежде всего и главным образом на исламский фактор? Почему ислам оказался в подобном ракурсе современного мировосприятия? Без выяснения этой глобальной ситуации не может быть реальной перспективы на будущее мировой ойкумены культур и сожительство народов мира.

Но, чтобы прийти к таким выводам и убеждениям, требуется познание исторической роли и миссии исламской религии в аспекте современного мироустройства. И тут, хотим мы этого или нет, не сомневаясь, ценя и уважая основополагающую гуманистическую и толерантную суть ислама, приходится тем не менее искать ответ - почему ислам оказался в хаосе истолкования террористических событий как насущный идеологический фактор, что это, могут ли быть такое извращение, такая духовная и философская деградация, несовместимые с современным мировым сознанием человечества, или это ухищренная провокация, или умышленное злодеяние против мусульманской религии, как таковой, с целью втягивания ее в перманентные враждебные отношения с окружающим миром?

Невозможно не думать, не задаваться такими вопросами в ХХI веке, ибо для всех нас есть общая забота - какая участь ждет нас завтра в процессе глобализации, когда наряду с научно-техническим прогрессом выдвинулась и уже включилась в движение всеобщая задача морально-этического прогресса цивилизации как новой фазы в развитии духовных ресурсов человечества, в процессе которых роль и миссия мировых религий первозначны, естественны, и, более того, исламу в этой связи предстоит новая фаза Ренессанса во внесении своей доли пассионарности в историю мирового развития, как когда-то в эпоху Омейядов (VIII век) ислам с исключительной толерантностью относился к представителям иных монотеистических религий, а Ближний Восток был превращен исламом в ту пору в мировой центр науки и культуры. В то время расцвели философия, математика, астрономия, медицина, поэзия, глубоко изучались античное наследие, труды Аристотеля, неоплатоников. Это был Золотой век, это был золотой вклад ислама в мировую культуру. Нечто подобное, но уже в измерениях ХХI века, ожидается от ислама и в наши дни, и предстоящие времена.

Да, ислам обладает таким потенциалом, спонсированным свыше, от высших миров. Но для этого с целью реализации необходимо трезвое, реалистическое видение сегодняшнего дня. Какие задачи, какие проблемы, какими путями и методами они могут быть осуществлены в недрах исламского мира и сопредельных конфессий? Когда религиозные доктрины своим влиянием на массовое сознание содействовали либеральным тенденциям, а не религиозному фанатизму?

Задача, по сути, всеобщая для всех религий, всех культур, поскольку современный человек, соблюдая религиозные, духовные и нравственные ценности, как данные вечностью, одновременно находится в модернистском русле эволюции, во всеохватном движении глобализма, и потому мыслит, действует все более усложненно, опираясь на опыт и достижения современных уровней цивилизации, его мировоззрение в этой связи неизбежно актуализируется, модернизируется, и, естественно, происходит эволюция в постижении божественного смысла бытия.

Исходя из этого положения вещей, следует иметь в виду, насколько религия (имеются в виду все религии) поспевает за современным человеком в его духовно-нравственном процессе. В то же время религия не должна меняться под влиянием суетных, греховных и зачастую агрессивных событий, ибо религиозное учение изначально обращено к осмыслению и постижению высших, божественных ценностей вечности. Такова дилемма...такова творческая студия Бога...

Как известно, всякому учению - религиозному или философскому - если оно не идет вслед за временем, не развивается, дополняясь и пополняясь новыми открытиями в бесконечности знаний, угрожают две опасности - догматизм и скепсис. Великие религиозно-философские системы в конце Средневековья стали обращаться буквально в каменные глыбы догм - в конфуцианстве, христианстве и в особенности в исламском абсолютизме. Догматы сковывают мысль и время. Лучшие умы Ренессанса боролись тогда не с религией, как таковой , а догматизмом как в религии, так и в философии. Эта борьба велась самыми различными средствами, и одним из путей был мистицизм, в странах ислама выразившийся в учениях суфизма, в христианских странах - в так называемых ересях, за что еретики подвергались жестоким наказаниям. При этом следует напомнить, что суфизму присущи такие качества, созвучные современным культурологическим и философским понятиям, как свободомыслие, поиски понимания, прежде всего как свободы от догм в любых их проявлениях, диалектическое толкование развития как единства противоположностей, понимание сообщества всех людей на земле как великого братства, санкционированного Всевышним устроителем Вселенной. Разработанная суфиями концепция самосовершенствования человека поражает своей широтой и концептуальной неисчерпаемостью. В наши дни эти потенциальные качества ислама имеют жизненно важное, судьбоносное значение в ориентации межконфессиональной взаимотолерантности, ибо в основе суфизма лежит универсальная идея постижения Бога через познание самого себя. Философия суфизма базируется на освобождении человека от страха перед Богом, провозглашая любовь к Богу как цель самосовершенствования.

Почему это все так важно сегодня? Потому что та ситуация, которая складывается вокруг так называемого религиозного противостояния Запада и Востока, требует ясности, открытости и доказуемости, ибо только такой подход может и должен снять напряжение в мире. И здесь истина об исламе должна быть проявлена убедительным образом. Как считают исламские теологи, сегодня истинному, подлинному, непорочному исламу противостоит исламская ортодоксия, упорно навязывающая мусульманскому вероисповеданию догматическое, реакционное, сектантское движение ваххабитов, опирающихся на религиозный фундаментализм ислама, порождающих, как говорят сторонники священного вероучения, импульсы международного терроризма, маскирующегося под ислам, у которого, как известно, свои корыстные цели, к религии истинного ислама не имеющие никакого отношения. И здесь мыслителям современности следует наконец сказать свое слово, обнажающее природу международного терроризма.

Полагаясь на традиции вероисповедания от суфизма, следует рассматривать тот факт, что защитники фундаментализма стараются в своем противостоянии всем и всюду утверждать себя единственными и неукоснительными выразителями ислама. Чтобы преуспеть в этом, они дискредитируют всех прочих претендентов на авторитет в исламской сфере. И здесь самое внушительное место в контексте исламского вероучения принадлежит суфизму. Но современные проповедники ваххабизма, фундаментализма предпочитают игнорировать ценности суфизма, оборачивая таким образом ислам в позицию противостояния Западу, просвещенческим тенденциям мира, обвиняя современную цивилизацию в "бездуховности". Как показывает негативный опыт последних лет, фундаментализм обращается в политическую идеологию международного терроризма. Риторика фундаментализма - это навязывание пристрастных представлений о многочисленных других религиях как о соперничающих враждебных идеологиях. Выход из этого сложного положения фундаментализм видит самый примитивный, самый эгоистичный - уничтожить всех своих соперников. Отсюда проистекают негативные импульсы, порождающие бесчеловечные действия международного терроризма на виду у всего мира.

Безусловно, терроризм - не путь к истине, не защита ислама, а наглядное свидетельство отвержения основного принципа сосуществования многообразного мира - принципа религиозной терпимости.

Вопреки преступным действиям религиозных экстремистов, мечтающих под крышей ислама через насилие создавать халифаты в разных точках мира, необходимо заявить: просвещенный или истинный ислам, опирающийся не только на наследие великих суфиев, но и на приобретенные за многие века последнего тысячелетия научные знания, живет в умах и душах современников, в том числе и в нашем многострадальном от терроризма и экстремизма Центральноазиатском регионе, принося свои вечные ценности нынешним поколениям и предвещая будущее.

В этой связи я хотел бы привести некоторые выдержки из популярной брошюры "Что такое религия ислам" известного исламоведа Рахматуллаха Расулжон-оглы: "Ислам" - религия истины и человечности. Она призывает к таким человеческим качествам, как честность, добродушие, совестливость, милосердие и патриотизм. Ислам в воспитании чистосердечного и добросовестного настоящего человека прибегает к двум средствам - основанному на знаниях убеждению и богослужению".

Знания помогают познанию Аллаха: человек познает Аллаха в соответствии со своими знаниями. Потому и совестливые ученые-естествоведы, открывшие тайну природы, имеющие богатые знания по точным наукам, больше всего понимают, каким великим разумом и могучей силой обладает Творец. Ибн Сина утверждал: "Не постигая науку по анатомии человека, невозможно обладать твердой верой".

Аллах - изначальное и вечное существо, создатель Вселенной, основанной на совершенной мудрости и неизменных законах, и внутри нее людей, каждый из которых по отдельности - это целый мир. Я не говорю о механизме безграничной Вселенной, чудо-человеке, но разве даже крохотный муравей не сложнее и причудливее в 1000 раз самой современной и уникальной техники? Неужели ваш разум воспримет вздор о том, будто сегодняшний мир стал таким сам по себе или развиваясь постепенно?

Мухаммед был бесподобной личностью по уму и нравственным качествам. Вот его некоторые благословенные слова:

"Для человечности и духовной красоты Аллах послал меня к человечеству"... "Не станешь мусульманином до тех пор, пока не научишься желать и другим того, чего пожелаешь самому себе"... "Мусульманин - тот, чьи язык и руки не доставляют вреда кому бы то ни было. Джихад возможен только с самим собой"... "Овладение наукой - обязанность каждого - мужчины и женщины"... "Овладевай наукой, начиная с колыбели, и до могилы"...

"Самое большое место в Коране занимает тема истории людей Древнего мира. В его рассказах отображается борьба добра и зла, правды и несправедливости. Эта священная книга призывает изучать прекрасную и беспредельную природу, показывающую управляемость Земли, Неба, Солнца, гор, растений и животных, словом, всего, что существует в мире, некой мудрой внешней силой, размышлять о природе. Аллах после представления себя дает указания относительно места человека в мире, халола и харома, то есть разрешаемого и запретного, способов установления в обществе справедливости, богослужений и нравов человека, приверженного исламу... Отпущенный человеку срок жизни - это временно отданный в его распоряжение большой капитал. Разумные люди преуспевают в эффективном использовании этого капитала. Они посвящают свою жизнь познанию Творца, любви к нему, благим деяниям, воспитанию в себе совершенного человека. Любое доброе деяние, совершенное во имя достижения благословения Аллаха, не пропадет даром".

Да, так комментируется современным теологом смысл заветов и мировоззрения древнего вероучения - ислама - как божественной парадигмы вечного бытия людского под сводами божественных ипостасей.

Да будет так всегда...

о вернемсЯ к насущным заботам сегодняшнего дня, к тому укладу, что слагает нынешнее геополитическое местоположение эпохи - Запад и Восток. По этому поводу высказываются разные суждения, с одной стороны, как исторический синтез глобализации, как основополагающий фактор современного мироустройства, и с другой - как неизбежное противостояние, как столкновение цивилизаций, культур, религий и политических стратегий. Насколько точны такие геополитические расклады, жизнь еще покажет. А пока актуальные проблемы, к тому примыкающие. Безусловно, в этом смысле проблемы Запада-Востока касаются прежде всего исламского фактора в мире, все более обостряющегося с осложнениями в демократических новых государствах, подверженных массовой бедности, массовой безработице среди молодежи и не менее массовой коррупции. Все это порождает во многих восточных странах, в бывших социалистических странах Центральной Азии, столкнувшихся со стихией переходного периода, в условиях бедности, незанятости, неконкурентоспособности и, что важно подчеркнуть, при повсеместной системе платного образования, благодатную социальную почву для постоянного пополнения террористических отрядов, и при этом якобы первые религиозные убеждения, и вербовка идут через местные мечети...

Ислам обладает великой силой убеждения и идейного вовлечения, обращаясь к разуму и душам людей через глобальное по охвату священное вероучение. И в то же время, как отмечают международные аналитические круги, нынешняя ситуация, в частности в Центральной Азии, означает появление третьей волны религиозного радикализма за последние 15 лет в лице новой силы - религиозно-экстремистской организации "Хизб ут- Тахрир".

По оценкам экспертов, деятельность "Хизб ут-Тахрира" является очень схожей с действиями движения "Талибан" и включает в себя вопросы, как религиозные, так и касающиеся мировой политики. По мнению экспертов, некоторая нейтрализация сил Исламского движения Узбекистана (ИДУ), наряду с движением "Талибан" и "Аль-Каеда", в ходе антитеррористической операции в Афганистане привела к созданию определенного вакуума в Центральной Азии с точки зрения религиозного радикализма, что является причиной быстрого распространения в регионе влияния "Хизб ут-Тахрира".

Кроме того, определенная "финансовая поддержка" со стороны общин "Хизб ут-Тахрира" наиболее бедных и безработных слоев населения, особенно молодежи, способствует быстрому расширению сторонников этой организации в странах Центральной Азии.

Насколько это соответствует действительности? Не есть ли это проявление информационной войны, ведущейся в современном мировом пространстве?

Итак, мы побуждаемы двумя причинами, чтобы еще раз преклониться перед вселенской значимостью исламского вероучения и чтобы еще раз отметить нашу озабоченность и мировую тревогу, ибо, спекулируя именем священного ислама, во многих точках земного шара культивируются в подпольях силы международного терроризма...

Обратимся же к Всевышнему, чтобы открыл он нам подлинную истину...

№63 (21825) 17 июня 2005г.

Источник - Слово Кыргызстана
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1119214980


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх