"Ислам.Ру": Суфизмофобия в Казахстане - это борьбы различных группировок за власть 08:49 22.06.2005
Суфизмофобия в Казахстане Тема суфизма последнее время обсуждается в Казахстане все чаще, что вполне естественно для страны, где Ислам появился и утвердился, прежде всего, благодаря усилиям суфиев, а большинство выдающихся представителей ее народа так или иначе испытали влияние суфизма.
Суфизм – вполне органичная составляющая казахстанского культурного, духовного и общественного пространства. Правда, эта тема пока еще ждет своих объективных исследователей.
Благодаря же образовавшемуся за годы советского атеизма зазору в науке, который ощутим, в том числе, и в мусульманской среде, рассуждения о суфизме в республике пока зачастую вызывают ассоциации со старым одесским анекдотом, в котором два жителя этого черноморского города обсуждали уровень таланта оперного певца Энрико Карузо.
- Да слышал я этого вашего великого Карузо, ничего особенного, - говорит первый. - Где? - удивляется второй. - По радио? - Да нет. - Неужели пластинку достал? - Ну, ты что… Миша из соседнего подъезда напел.
Только это можно сказать, если автор пишет о "суфизме с радикальным ваххабитским содержанием", который "напичкан идеями основателя суфистского течения в Исламе Бахоуддина Накшбанди, как пояс шахида гексогеном".
На основании этого Алибек Бейбитов, обозреватель казахстанской Интернет-газеты "НАВИгатор – II", построил в подробностях целую конспирологическую теорию "заговора суфистов", проникших в высшие эшелоны власти в республике, которые готовят в сотрудничестве с "товарищами по оружию из Хизб ут-тахрир" очередную "цветную революцию" на постсоветском пространстве.
"Религиозные экстремисты земли казахстанской" "превращают нормальных людей в ярых фанатиков-шахидов", "зомбируют" и "ломают психику", пишет Бейбитов. И все это, по его словам, входит в коварный план экстремистов, которых "больше ничто не сдерживает", по свершению "государственного переворота в ближайшее время".
"Скорее всего, революция планируется на ближайшие выборы президента страны, который сейчас озабочен поисками преемника", - утверждает автор, явно намекая на опыт Грузии, Украины и Киргизии, где "цветные" потрясения произошли после выборов, которые многие в этих странах сочли подтасованными.
У "сектантов", как отмечает Бейбитов, в этой связи есть даже свои ударные молодежные группы, вроде грузинской Кхмары и украинской Поры. "В вузах они давно уже осели. В институтах работают молодежные секты суфиев и суфисток". В общем, "суфиюгенд", меньше нельзя!
Более того, щупальца "суфитского заговора" опутали и крупнейшие республиканские СМИ. Даже "президентский телерадиокомплекс "Казахстан-1" стал главным логовом гидры суфистского экстремизма". Таким образом, идет "настоящая идеологическая экспансия".
Аналитическую поддержку "заговора" "закрытой секты с политической окраской" обеспечивает соответствующая группа, "созданная на базе молодежного клуба "Элита", куда входили студенты, тяготеющие к национал-патриотическим идеям". Однако после того, как их "оплодотворил, как опытный селекционер, создатель гибридов идей национализма и религиозных учений" главный "суфист-экстремист" "пресловутый Сматулла", "на свет появилась неслыханно уродливая злокачественная политическая опухоль на духовном теле общества. Сегодня ими поставлена цель овладеть всем организмом нашего социума".
В результате кропотливой работы заговорщики уже сегодня, бьет тревогу журналист, быстро достигли ощутимого эффекта, "рекрутировав в свои ряды крупные политические фигуры Казахстана". "Благодаря этому в начале 2005 года настал "звездный час" суфистов, которые восторжествовали в ключевом регионе Казахстана. Южная столица с содроганием восприняла назначение суфия №2 на должность заместителя городского головы по идеологии. Ликование суфистов плавно перешло в массовую зачистку городских органов власти и расстановку своих кадров на ключевые посты города".
В общем, все идет по классическому "оранжевому" сценарию. Внутренняя фронда в опоре на один из регионов поднимает мятеж против центральной власти, как это было в Киргизии и на Украине. В общем, Казахстан в опасности.
А если учесть, что, по словам журналиста, у "суфистских заговорщиков" есть, помимо всего остального, еще и шиитский уклон, ассоциируемый с иранской исламской революцией, дело приобретает совсем гротесковые формы. "Муриды (ученики) Сматуллы считают его Пророком Мадии (по всей видимости имеется в виду Махди – лидер мусульман, который, согласно Корану и хадисам, явится перед Концом Света – прим. Ислам.Ру), а себя его воинами. Мади в мифологии шиизма является освободителем всех народов от сатанинского ига – христианства и иудаизма. Кстати, создатели этой идеи, с помощью мифа о мессии Мади, совершили несколько революций в ряде арабских стран, а также в Испании. Но такие режимы, не сумев освободить мусульман от инородных религий, были недолговечны", - пишет автор, излагая ведомую только ему версию всемирной истории и мусульманского вероучения.
Все это, конечно, напоминает пародию на исламофобию, вернее суфизмофобию. Но, тем не менее, статья Бейбитова действительно направлена, как замечает ее автор, на то, чтобы отстоять "светский и справедливый Казахстан", которому грозит, по его мнению, гидра мировой "суфистской революции".
Более того, как это ни странно, у Бейбетова есть единомышленники. В последнее время в Казахстане можно наблюдать некоторую атаку на суфизм.
1 сентября 2004 года республиканские спецслужбы в лице своего руководства заявили о "суфитском движении" как об угрозе национальной безопасности. Есть слухи, что даже отдельные представители самых высоких эшелонов казахстанской власти с большим недоверием относятся к суфизму в силу слабого владения предметом.
Но все же, какой "коллективный дядя Миша из соседнего подъезда" решил использовать тему суфизма в обостряющихся внутриклановых конфликтах и в борьбе за потенциальное наследство Назарбаева, нас, в принципе, не интересует. Обидно то, что от попыток "подверстать" суфизм под борьбу с угрозой "цветной революции", а заодно с "исламским экстремизмом" всех видов и сектами (о чем активно говорилось на недавнем съезде казахстанского муфтията) страдает, прежде всего, мусульманское сообщество республики.
Ведь суфизм - это неотъемлемая часть Ислама. На его основе строится духовная жизнь миллионов мусульман по всему миру. Все авторитетные исламские ученые современности и прошлого (даже те, к кому зачастую апеллируют непримиримые противники суфизма) признают его позитивную роль и правомочность в рамках нашей религии.
Правда, речь идет о суфизме в его подлинном виде. А это означает стремление к наилучшему следованию и глубочайшему осмыслению Корана и Сунны. В таком смысле суфизм, по мнению выдающихся авторитетов уммы, представляет необходимый метод достижения ихсана, т.е. наивысшей степени поклонения и приближенности ко Всевышнему, о которой говорил Пророк (мир ему) в известном хадисе.
Однако именно с этим в Казахстане ощущаются серьезные проблемы. До сих пор в республике суфизм ассоциируется, как правило, с набором доисламских пережитков шаманистского характера, народными суевериями, а иногда и с модными ныне экстрасенсами и чародеями.
И вот эта проблема должна серьезно волновать политиков и общественность. Республике требуется всестороннее религиозное просвещение и модернизация исламской мысли, которая открыла бы людям то, во что они верят, в полном смысле этого слова. Только здесь и больше нигде находится ключ к решению проблем мусульман.
Играть же такими вещами, как суфизм, в республике безответственно даже с политической точки зрения. Ведь суфизм, по сути, составляет часть идентичности казахстанцев, является элементом национальной идеологии (нельзя забывать, что знаковые имена для республики - Ясави и Фараби - были суфиями).
В данном смысле атака на суфизм – не только эпизод борьбы различных группировок за власть и влияние между собой. Но это удар по самой казахстанской государственности.
|