З.Абдуллаев - Ислам, глобализация и будущее Таджикистана 00:44 24.06.2005
Ислам, глобализация и будущее Таджикистана
Зафар АБДУЛЛАЕВ
Таджикистан является мусульманской страной, но с европейским (советским) менталитетом и этот фактор необходимо использовать для укрепления национальной государственности.
Как известно, более 90% населения страны исповедуют Ислам, поэтому Таджикистан считается мусульманской страной. В то же время, в результате 70-летнего влияния русско-советской культуры, многие таджикистанцы, особенно среднее поколение, приобрели основу европейского менталитета, в частности впитали русскую культуру и язык, привыкли к европейской архитектуре и образу жизни.
Сегодня, когда религиозный экстремизм на мировом уровне, в частности исламский, стремительно набирает обороты, и мы становимся свидетелями очередного витка противостояния исламской (восточной) и христианской (западной) цивилизаций, способного поглотить малые страны и народы, необходимо использовать наше пограничное в цивилизационном плане положение для укрепления государства и нации.
Современный Ислам - в каждый дом
Ислам, как и остальные традиционные религии, имеет много положительных моментов, однако реакционные силы в корыстных целях искажают основные постулаты этой религии и используют их для разрушения, а не созидания. Реализация конструктивных положений Ислама, интенсификация их использования в повседневной жизни может не только благоприятно воздействовать на общество, но и оказывать профилактическое действие в плане религиозного экстремизма и фундаментализма. Поэтому задачей светского правительства в мусульманской стране является использование этого фактора в государственном управлении.
Следует отметить, что этот путь – противостояние религиозному экстремизму и модернизация исламских ценностей полностью совпадает с приоритетом крупнейших мировых центров, как США, Европа, Россия и Китай. Сверхдержавы имеют немало разногласий, но в этом вопросе они придерживаются единой позиции, и готовы оказывать необходимую поддержку правительствам, выбравшим такой курс. В условиях глобализации и цивилизационного противостояния, те исламские страны, которые смогут добиться конвергенции Ислама и западных ценностей, получат максимальные инвестиции и политическую поддержку, столь необходимые для выживания в современном мире.
В этой связи в первую очередь необходимо говорить об активизации мусульманского образования в Таджикистане, и развития в обществе альтернативных духовных ценностей, в частности принципов интернационализма и национальной культуры.
Ислам разбавить Интернетом
В частности, наравне с Исламом в Таджикистане можно постепенно возрождать доисламские ценности, к примеру, культуру эпохи зороастризма, как древние истоки таджикской нации. 2006 год – объявленный правительством Годом арийской культуры хороший повод для возрождения священного писания "Авеста" и использования его положительных моментов в общественной жизни. Но нужна первоначальная реабилитация зороастрийской культуры на государственном уровне, так как наиболее радикальные исламисты сегодня придают ей ореол реакционности или иноверства.
Правительству стоит обратить внимание на возможность организации в стране специальных программ по укреплению основ модернизированного Ислама, приемлющего иные ценности и светский характер государства. К примеру, создание специальных учебных курсов для школ и ВУЗов по предмету Ислама ("Основы Ислама", "Ислам и современность" и т.п.), которые с детских лет бы объясняли сущность религии, ее положительные стороны и уважение к гражданскому обществу, формируя тем самым новое толерантное поколение.
Было бы эффективно внедрить обязательное преподавание стандартного образования, в том числе использование современных информационных технологий (компьютеры, Интернет), в исламских образовательных центрах страны (университет, медресе, отдельные классы при мечетях). Особенно это касается потенциально конфликтных зон с имеющимися сильными исламскими настроениями, таких как Раштская зона, часть Кургантюбинской зоны, Исфаринский район.
Убеждение – главный инструмент
Другим важным элементом политики в этой сфере могло бы стать содействие открытию новых средств массовой информации, направленных на информировании населения о негативных последствиях религиозного фанатизма и радикализма, ваххабизма, региональных нео-исламских течений типа "Хизб-ут-тахрир" или "Байат".
"Тахрировским" листовкам необходимо противопоставлять слова экспертов-исламоведов и авторитетных религиозных деятелей, передаваемые по каналам СМИ. Есть уже первые такие попытки: в настоящее время в процессе регистрации находится ООО "А-Медиа", которое намерено создать радиостанцию соответствующей антирелигиозно-экстремистской направленности. История 20-го века показала, что ни одна армия или финансовые средства не способны так эффективно влиять на религиозную идеологию, как словесные аргументы. Сегодня государство должно взять это правило на вооружение и подключить гражданское общество.
21 июня 2005
|