Б.Сейдахметова - Есть ли альтернатива Исламу (Каримову)? 05:22 03.07.2005
Есть ли альтернатива Исламу?
Ботагоз Сейдахметова
Сегодня, 1 июля, истекает срок ультиматума, который Европейский союз поставил президенту Узбекистана Исламу Каримову. Речь идет о намерении Запада провести независимое международное расследование по событиям в Андижане
Есть ли узбекскому президенту Исламу Каримову альтернатива?
Вообще, существует ли в Узбекистане персона или оппозиционная власти партия, которая могла бы прийти на смену действующему президенту и тем властным структурам, которые, впрочем, напрямую подчиняются самому Исламу Каримову?
Вопрос не праздный, и возник он не на пустом месте. После известных событий в пятницу, 13 мая, в Андижане мне не раз приходилось слышать от разных весьма образованных людей, в том числе и от европейских демократов, мнение о том, что-де Каримов был отчасти прав, жестоко подавив мятеж "радикальных исламистов", что опасность исламского экстремизма в данном случае важнее соблюдения прав человека. Из этой же логики вытекал вывод, что пока Ислам Каримов - наиболее приемлемая фигура, с которой Запад и Россия готовы сотрудничать.
Однако возникает вопрос: неужели все так безнадежно и в Узбекистане перевелись просвещенные умы, которые могли бы повести страну к лучшему будущему? Обращаюсь за комментариями к человеку, который не понаслышке знает ситуацию в Ферганской долине, потому как родом из Узбекистана.
Даниил Кислов является главным редактором популярного интернет-сайта Фергана.Ру, в котором можно узнать последние новости и аналитику по региону. Даниил считает, что "оппозиция возникает тогда, когда есть политическая жизнь. Политическая жизнь возникает тогда, когда есть механизмы осуществления политической жизни - свободные или относительно свободные СМИ, право людей на собрания, создание организаций, в том числе политических. Ни одной оппозиционной организации, ни одной партии, ни одного общественного движения с эпохи "Бирлика" и "Эрка" не было создано. Это что, народ сам не хотел? Хотел. Существует куча незарегистрированных правозащитных организаций, в том числе политических. Другой вопрос - эти лидеры не очень достойны, потому что у них нет опыта, им перекрыли кислород сразу, и у них не было возможности реализовываться, набирать опыта и авторитета. Узбекистан остановился на политическом уровне брежневских времен советского периода 1972-1975-х годов".
- Даниил, существует распространенное мнение о менталитете дехканина, которому свойственна политическая апатия и которым легче управлять железной рукой, коей и является Каримов. Что вы можете сказать на этот счет как уроженец Ферганского региона?
- Ферганцы действительно аполитичны. В долине, где предки узбеков окончательно осели пятьсот лет назад, вероятно, наиболее сильны "оазисные" традиции, уклад патриархальной жизни не подразумевает какой-то агрессии или метаний... В отличие от Ислама Каримова, я думаю, что узбеком-дехканином вообще не надо управлять. Надо дать ему дышать, дать ему свободно заниматься тем, чем он занимался тысячу лет. И я не романтизирую и не идеализирую образ "натурального хозяина" в Узбекистане, но узбеки - действительно хорошие и рачительные хозяева. Надо просто дать им возможность жить и работать не в условиях развращенного коррупцией государственного строя, а в законопослушном мире, где царствует справедливость. Свою "железную руку" президент лучше бы направил на искоренение коррупции в силовых структурах и судах, а также в региональных администрациях. Мы все время слышим о судах над "акромистами" и какими-то врагами государственного строя, намеревающимися построить Халифат, но настоящей опасностью для Узбекистана является нынешняя государственная власть, ведущая страну к хаосу и распаду на отдельные княжества.
- Как вы думаете, есть ли в окружении Каримова люди, на которых может сделать ставку Россия или Запад?
- Думаю, что такие люди есть. Но они никому не известны. Я говорю о том, что в окружении Каримова нет "раскрученных" личностей масштаба Ющенко или Кулова. Мухаммад Салих почти забыт на родине, а в Штатах к нему относятся несерьезно (хотя сейчас он окрылен тем, что его принимают на уровне конгресса и сената). Из окружения Каримова (элиты) персоны уже побежали, подобно когда-то сбежавшему от Туркменбаши Шихмурадову, но ни один из них пока не озвучил своих политических намерений и амбиций.
Каримов очень сильно запугал своих приближенных, так что они пока не могут и рыпнуться против того, кого сами на блатном жаргоне называют "папой".
- Даниил, если предположить вариант дворцового переворота, то кто, на ваш взгляд, мог бы стоять за этим?
- Не имею права и информативной базы рассуждать об этом. Думаю, что дворцовый переворот в настоящее время маловероятен.
- Не стоят ли за андижанскими событиями интересы определенных узбекских кланов? Как то: ущемление финансовых интересов, потеря политического влияния и прочее. Вообще, можете ли вы дать общую характеристику клановой системы в Узбекистане, насколько она влияет на всю политическую картину страны?
- Клановая система в Узбекистане - почти такой же миф, как "международный терроризм". Кланы давно размыты, есть лишь весьма поверхностное, формальное деление по происхождению. Например, супруга Каримова родом из Ферганской долины, и в настоящее время реальная власть в Ферганской долине принадлежит родственникам президента по линии жены. А в прессе "клан Каримова" продолжают считать "самаркандским". Есть вместо кланов некие групповые интересы элит, но они слабо идентифицируемы, тоже размыты. К примеру, совершенно точно известно, что "Акромия" представляли собой не столько религиозную общину, сколько бизнес-силу, группу, построившую альтернативную экономическую систему в Андижанской области, альтернативную системе государственной экономики. Этим - в огромной степени - они и представляли собой угрозу центральной власти.
- Даниил, а насколько вообще сильно влияние ислама в Узбекистане?
- Не больше, чем в Польше влияние католицизма. Но влияние ислама и подпольных радикальных мусульманских течений будет возрастать по мере увеличения разрыва между легальной властью и народом. Когда обнищавшее население окончательно убедится, что его проблемы никого не волнуют, оно вполне может легко подняться на восстание, руководимое "пророками в чалмах", обещающими легкое построение хорошей жизни. Прессинг светской власти, режим которой уже сегодня ничем не лучше талибанского, толкает жителей депрессивных регионов в объятия исламистов.
- В последнее время в Интернете появилось имя Санжара Умарова, узбекского иммигранта в США, который заявляет о себе как о лидере коалиции "Серкиеш Узбекистан" (Солнечный Узбекистан). Кто стоит за ним?
- Процитирую отрывок из своей последней статьи: "Параллельно встрече Каримова с Путиным в Москву по приглашению "политических и деловых кругов России" приехал лидер "Солнечной коалиции" Узбекистана Санжар Умаров, которого многие считают "креатурой" Гульнары Каримовой. Эта персона как черт из табакерки появилась на публике совсем недавно. Человек, который стоял у истоков создания крупнейшей сотовой компании "Уздунробита", курировал поставки ракетного топлива для сил антитеррористической коалиции, а несколько последних лет прожил в США, называет себя "олигархом". В программе его не то партии, не то общественного движения (пока не зарегистрированного в Минюсте Узбекистана) ярко и патетично говорится о либерализации всех сфер экономики и политической жизни страны.
"Солнечная коалиция" позиционирует себя как единственная конструктивная оппозиция действующей власти. Независимо от того, какие силы реально стоят за Умаровым, "олигарх" и его сторонники понимают, что дружить надо и с США, и с Россией одновременно. Буквально на днях "Солнечная коалиция" направила Кондолизе Райс открытое письмо, в котором "андижанский мятеж" назван "прямым следствием несостоятельности узбекского правительства во главе с президентом Исламом Каримовым". С кем будет встречаться господин Умаров в Москве и какую позицию будет озвучивать, пока неизвестно. Но сам факт совпадения его поездки с визитом главы государства кажется неслучайным".
- Насколько верна информация о том, что среди андижанских беженцев были люди, готовые вернуться в страну, чтобы таким образом мировое сообщество узнало об их проблеме?
- Они хотели пойти на такой шаг от отчаяния, когда, вопреки своим ожиданиям, не получили серьезной материальной и моральной поддержки в свой адрес и не услышали гневной отповеди от мировой общественности в адрес режима Ислама Каримова. Потом им объяснили, что, вернувшись в Узбекистан, они погибнут. В самом деле, есть данные о том, что те беженцы, которых уже выдали Узбекистану обратно, были замучены пытками почти до смерти. Хотя по узбекским каналам телевидения нескончаемой чередой идут программы с интервью кающихся беженцев, которые вернулись и "рады, что любимый президент их простил". Сегодня беженцы в лагере на территории Киргизии рассчитывают только на переезд в третьи страны.
Даже в Киргизии им оставаться небезопасно, потому что узбекские спецслужбы орудуют на территории безнаказанно и вольготно. Беженцам сегодня нет нужды совершать столь радикальные шаги, чтобы привлечь внимание "мировой общественности". Последняя уже давно поделилась на две части: одна часть их услышала и будет помогать, а вторая не услышала и не хочет услышать, и не услышит никогда. Я в том числе имею в виду российское политическое руководство, однозначно поддержавшее действия узбекского президента по подавлению "террористического акта".
1 июля 2005 №26 (370)
|