"Herald Tribune" - Миф Мао жив и продолжает вести китайский народ к победе коммунизма 04:35 08.07.2005
Миф Мао жив ("The International Herald Tribune", США)
Джонатан Мирски (Jonathan Mirsky), 07 июля 2005
ЛОНДОН - Недавно я написал восторженную рецензию на книгу Цзюн Чан (Jung Chang) и Джона Халлидэя (Jon Halliday) "Mao: The Untold Story", представляющую собой новую биографию вождя. Июньский номер "Far Eastern Economic Review", в котором была напечатана моя рецензия, был немедленно запрещен к ввозу в Китай.
Та же судьба постигла и другие публикации с аналогичными рецензиями, а также интервью Би-би-си с самой Цзюн Чан (автором всемирного бестселлера "Wild Swans").
Мао Цзэдун (Mao Zedong) умер в 1976 г. Почему же почти через 30 лет, в Китае, где, как говорят, растет свобода слова, на критику Председателя по-прежнему наложено табу?
Биография Чан и Халлидэя ниспровергает все прежние идеалы. Чан говорит о Мао: "Он был таким же злодеем, как Гитлер или Сталин и причинил человечеству столько же вреда, сколько они". Авторы утверждают, что Мао несет ответственность за гибель более 70 миллионов человек в мирное время, в том числе 37 миллионов в результате голода 1959-61 гг., вызванного его неразумной экономической политикой.
Вряд ли эти факты неизвестны в Китае. Если до них погибло 70 миллионов человек, а еще больше пострадало во время культурной революции, то сотни миллионов китайцев должны помнить о бесчинствах Мао.
И в самом деле, в 1981 г. партия огласила свое официальное суждение, признав, что Председатель несет главную ответственность за эпохальную трагедию культурной революции, а, начиная с конца 1950-х гг. Председатель допускал ошибки и неверные суждения.
Но партия заключила, что Мао остается великим революционером-марксистом. Таким образом, тема культурной революции остается в Китае недоступной для серьезного исследования.
И тут мы обнаруживаем, что Мао, громадный портрет которого нависает над площадью Тяньаньмэнь (Tiananmen) - священным центром Китая - абсолютно неприкосновенен.
Соответствующие исследования в Китае показали бы то, что уже хорошо известно западным специалистам по этой стране, и на что обращают внимание в своей книге Чан и Халлидэй. Как и Сталин, Мао всегда должен был знать самые жуткие подробности осуществления наказания, будь оно применено к его старым товарищам или простым чиновникам и ученым.
Далее разоблачается миф Мао до 1949 г. - героя "Великого похода", который в 1934-35 гг. провел состоящую из отбросов общества Красную Армию в Янань (Yanan), столицу партизан, откуда Мао руководил военными действиями против Чан Кайши (Chiang Kai-shek), приведшей к окончательной победе коммунистов в 1949 г.
Как показали Чан и Халлидэй, а также их предшественники, этот миф Мао привил боготворившему героев американскому журналисту Эдгару Сноу (Edgar Snow) в 1936 г. Он основан, главным образом, на лжи.
Самый героический момент "Великого похода" - и это открытие Чан и Халлидэя - переход смельчаками-красноармейцами горящего моста через ущелье, на другом конце которого были войска Чан Кайши, оказывается полной выдумкой.
На самом деле, похоже, что Чан Кайши сам позволил красным уйти.
Все это было давным-давно. Зачем же сейчас защищать Председателя? Потому что без Мао у ног Коммунистической партии разверзнется пропасть. В конце концов, после осуждения Хрущевым культа личности Сталина в 1956 г., Ленин остался. Без Мао его наследники - ибо у власти именно они -зависли бы в идеологической пустоте.
Пустоты быть не должно. Каждому китайскому ученику с первых лет обучения регулярно преподается "политическое воспитание". На его уроках восхваляются победы Коммунистической партии - над империализмом, эксплуататорским капитализмом, помещиками и Чан Кайши - и ее завоевания: искоренение голода, проституции, венерических заболеваний и опия.
Кто же был вдохновителем всего этого? Мао Цзэдун, Великий Кормчий, Учитель, и Самое Красное Солнце в наших сердцах, полубог, провозгласивший 21 сентября 1949 г., что "китайский народ встал с колен".
Так что низвержение Председателя было бы катастрофой для сегодняшних руководителей. В конце концов, эти лидеры продолжают подчеркивать, что "Коммунистическая партия допускает ошибки, но только Коммунистическая партия может их исправлять".
Но что, если сама партия - ошибка, а Мао - еще большая ошибка? Лидеры Китая решительно настроены на то, чтобы не позволить таким идеям проникнуть в сознание миллионов китайцев.
Джонатан Мирски ранее был редактором Восточноазиатской секции лондонской газеты "Таймс"
|