Степной дозор. Начался прокат казахстанского мега-кино-блокбастера "Кочевники" 00:23 14.07.2005
Степной дозор
В Астане и Алматы состоялась презентация кинопроекта "Кочевники"
Тулеген Байтукенов, тел. 59-71-99, пейджер 54-41-61, аб. 10546.
Самое точное и лаконичное определение фильма "Кочевники", которое довелось услышать после презентации мега-проекта, родилось в диалоге между человеком, который попал а сеанс, и тем, кого не пустили охранники: - Ну как? - "Храброе сердце" Гибсона видел? - Да, конечно! - Так вот, это - не "Храброе сердце". По сути, споры между теми, кто считает, что фильм получился хорошим, и их оппонентами - вторичны. Первично то, что фильм вообще получился. Так что, будьте добры, полюбите его таким, какой он есть. Об исторической достоверности картины говорить вообще глупо, ибо сами создатели сразу признали, что сказка - ложь. Фабула сказки проста: казахский народ беспощадно атакуют джунгары, и нет от них избавителя. Однако в один прекрасный для казахов, но ужасный для джунгар день посреди бескрайней степи раздается плач новорожденного. Имя ему - Аблай (Куно БЕКЕР). К казахам пришел хан, и джунгарам пришла хана. Предводитель супостатов по имени Галдан Царен (Досхан ЖОЛЖАКСЫНОВ) пытается убить младенца, но куда ему... Аблай вырастает, влюбляется в прекрасную Гаухар (Аян ЕСМАГАМБЕТОВА), объединяет народ и мочит войско Галдана почем зря. В хеппи-энде звучат слова реального Аблай хана о том, что кто к нам придет с войной, тот захлебнется своей кровью. Сразу за ними - текст речи президента Назарбаева о бесценности нашей независимости. Занавес. Как известно, все познается в сравнении. Другой вопрос: с чем, собственно, сравнивать "Кочевников"? И в чем? Технологически этот проект - гигантский шаг вперед казахстанского кино. Грамотный травеллинг (съемка в движении) без кардиограммной вибрации камеры, панорамные съемки (не Бондарчук, конечно, но все равно приятно), невиданный доселе размах декораций и куча приглашенных актеров. Марк ДАКАСКОС, Джей ЭРНАНДЕС и Куно БЕКЕР просто и честно делали свое дело. В отличие от некоторых казахстанских коллег. Их актерская игра в "Кочевниках" - это минус. За исключением Жолжаксынова и особенно Аянат Есмагамбетовой. Фильм вообще можно посмотреть из-за одной Аян - такой талант ничем не испортишь. Кстати, по странному стечению обстоятельств сюжетная линия казахстанского мегапроекта здорово смахивает на вышедшее недавно "Царство небесное" Ридли СКОТТА. В масштабе 1:10. Причем как по размаху съемок, так и по качеству драматургии. В центре обоих кинополотен - "избранный", которому суждено в одном случае отстоять Иерусалим, а в другом - Туркестан. И там, и тут этот избранный - сын справедливого, но не очень дальновидного отца. Правда, у Скотта предок погибает в завязке истории, а у Сергея БОДРОВА султан Уали остается жить и радоваться всем смертям и джунгарам назло. Впрочем, автор сценария "Кочевников" Рустам ИБРАГИМБЕКОВ начал писать текст едва ли не тогда, когда Ридли Скотт работал над "Гладиатором". Выйди наш фильм на полгодика пораньше - глядишь, можно было бы считать Голливуд продолжателем казахстанских традиций. Впрочем, по бюджетам эти фильмы рядом не поставишь: 34 миллиона долларов у нас против $100 млн. у них. Казна "Кочевников" близка к помянутому "Храброму сердцу" - Мел Гибсон снял свое кино в Новой Зеландии за 24 миллиона долларов. Снял - и срубил несколько "Оскаров". Даже самые завзятые оптимисты понимают, что "Кочевникам" статуэтки киноакадемии не видать. Но ведь не в "Оскаре" счастье! Кстати, у "Кочевников" было два режиссера, причем ПАССЕР передал эстафету Бодрову, когда отснял 60 процентов материала. Этот фильм - как пацан, достигший подросткового возраста и лишившийся отца. Отчим может дарить ему подарки и давать ключи от машины. Но он другой. Он - не родной. Пацан, конечно, вырастет. Но не таким, каким его хотел видеть отец. Игорь ВОВНЯНКО, председатель Союза кинематографистов Казахстана: - В сознании наших чиновников произошел перелом, и, я думаю, они наконец поняли, что надо выделять деньги на кино. И не надо пугаться 33 миллионов долларов, потраченных на "Кочевников". Фильм такого уровня на Западе стоит $120-150 миллионов. Это абсолютно новый, технологически качественный прорыв для нашего кинематографа. Благодаря ему за рубежом мы предстанем не просто как "стан" какой-то, а именно как Казахстан! Конечно, можно спорить о соблюдении исторической правды в картине, о художественной ценности фильма. Но самое главное - мы впервые чисто технологически создали проект мирового уровня. А это дорогого стоит. Аубакир СУЛЕЕВ, оператор "Кочевников": - Картина получилась не совсем такой, какой бы мне хотелось и какую я ждал. Не могу до конца понять - почему. И до сих пор хожу в смятении. Мне кажется, что в представлении казахов за рубежом в фильме слишком мало показан казахский быт. Показывают в основном джунгар, причем у них такие же лица, что и у казахов. А ведь монголоидные черты очень своеобразные. Кстати, Бодров решил снимать свой новый фильм "Чингисхан" в Монголии. А еще меня удивляет, что больше половины материала в фильм не вошло. Ведь картина должна была быть продолжительностью 3 часа, а получилась 1 час с небольшим. Но главная ценность фильма - это идея единства всех казахов.Страсти утихнут, а ценность главной идеи останется. Это очень важно. Картина никого не оставит равнодушным. Рустем АБДРАШЕВ, режиссер: - В технологическом плане "Кочевники" - новая эра для нашего кино. И не только для нашего, а для всей Средней Азии. Это бесспорно. Фильм "смотрибельный". О его художественной ценности мне трудно судить, но, думаю, для подростков 15-16 лет он очень неплох в качестве наглядного пособия по воспитанию патриотизма. О клише говорить не буду, потому что ясно, что их очень много. А по поводу европейца Куно Беккера в роли казахского хана... Мне кажется, что это сделано сознательно, чтобы западный зритель не путался в джунгарах и казахах. Конечно, если бы удалось найти парня-казаха такого же уровня, как великолепная Аян Есмагамбетова, то было бы здорово. 14 ИЮЛЯ 2005 г. ( № 28)
|