К.Ускенбай ("историк") - Первым казахским государством была Ак-Орда, а этногенез начался с... массагетов 11:51 22.07.2005
Начало казахской государственности
Канат УСКЕНБАЙ , кандидат исторических наук
В многовековой истории казахского народа много знаменательных дат и событий. Однако самым краеугольным моментом в отечественной истории являются время и обстоятельства появления на исторической арене нового этноса - казахов, образования их первого национального государства - Казахского ханства. Но можем ли мы считать, что Казахское ханство, возникшее в начале второй половины XV века, являлось первым государством казахов? Многолетние исследования казахстанских историков убеждают в обратном.
Образование нового этноса
Появлению национального государства, как показывает опыт истории, предшествует сложение народности. В этногенезе казахов это был длительный исторический процесс, растянувшийся на два с половиной тысячелетия. Ученые ведут истоки этногенеза казахов и многих других народов Центральной Азии с эпохи бронзы и раннего железа, когда на просторах казахских степей господствовали андроновские (или арийские) и сако-массагетские племена во втором - первом тысячелетиях до нашей эры. Завершение данного процесса, как это сегодня установлено историками, приходится на XIV век - первую половину XV века.
Именно в этот период в политических границах Ак-Орды, а затем Ханства Абулхаира, Могулистана и Ногайской Орды происходил процесс завершения консолидации казахского народа. В рамках этих государств-предшественников, по выражению известного ученого К.Я.Пищулиной, шло завершение формирования трех частей казахского народа - Старшего, Среднего и Младшего жузов. По ее справедливому мнению, в составе Ак-Орды были объединены многие роды и племена сложившегося казахского народа, и это государство можно признать первым казахским государством. Казахский этнос существовал уже в XIV веке, и Ак-Орда по своему этническому составу была преимущественно казахской, но само название народа определилось и вошло в источники позднее. Таково мнение казахстанских исследователей.
Образование и начало возвышения Ак-Орды
Прежде мы писали о том, что после смерти Джучи его обширные владения унаследовали сыновья. Большая территория современного Казахстана, которую историки на тот период называют Восточным Дашт-и-Кипчаком, вошла в состав владений старшего сына Джучи-хана Орда-Ежена. Это Джучид и его многочисленные потомки управляли территорией между Иртышом и Сырдарьей с 30-х годов XIII века до середины XIX века, когда на смену традиционной ханской власти пришла колониальная администрация Российской империи.
В первой половине далекого XIII века в степях Сары-Арки и Улытау было положено начало новому государству, в границах которого при правлении хана Коничи (1280-1301 годы), внука Орда-хана, складывались политические предпосылки для объединения обособленной территории Восточного Дашт-и-Кипчака от Иртыша, Аягуза и Балхаша на востоке до Жайыка и Едиля на западе, от Сырдарьи и Арала на юге до границ Западной Сибири на севере. В эти годы Ак-Орда сложилась как независимое государство, отказавшееся от прежних формально-вассальных отношений с Каракорумом и Сараем. Ак-Орда стала зависимой от потомков Бату при правлении Узбек-хана, когда в начале XIII века она ослабла в результате внутренних междоусобных войн. Восстановил независимость владений Ордаидов (потомков Орды) Урус-хан.
Возвышение
Объединение не только прежних политических, но и этнических границ казахов было во многом осуществлено Урусом (1361-1377 годы). В годы его правления на территории Ак-Орды проживал народ с единым языком, территорией, материальной и духовной культурой, общей судьбой и рядом других признаков, присущих единому этносу. В дальнейшем в его рамках шла лишь этническая консолидация народа. Поэтому сейчас мы с полным правом можем говорить о том, что Ак-Орда - это первое Казахское государство.
Очень часто приход Урус-хана к власти связывается с удачным стечением обстоятельств: ослаблением внутренней власти, междоусобицей во владениях потомков Бату, но настоящие причины лежат намного глубже. Этот человек имел наследственные права на верховную власть.
В исторической литературе господствуют ошибочные мнения, что Урус-хан был потомком другого сына Джучи - Тука-Тимура и являлся ханом Золотой Орды. Но сегодня мы можем с полной уверенностью утверждать, что он потомок Орда-хана, который в середине XIV века восстановил могущество Ак-Орды. Это государство в период правления Урус-хана имело устоявшуюся территорию, где жили родственные роды и племена, говорившие на одном языке. Уже через сто лет это государство стало называться Казахским ханством. При этом территория и язык народа, населявшего его, а также правящая династия остались прежними.
Утвердившись у власти, Урус-хан предпринял поход на Нижнюю Волгу. По ошибочному представлению некоторых историков, он хотел объединить Ак-Орду и Золотую Орду и восстановить тем самым Улус Джучи. На самом деле он ставил цель - обозначить этнические границы Ак-Орды по левобережью Волги. Он не предпринял ничего на правом берегу Волги, не воевал против Мамая и не ходил против булгар. Другой его внешнеполитической акцией стало стремление включить родственные роды и племена, населявшие Жетысу, в состав Ак-Орды. Иногда историки воспроизводят ошибочные сведения автора XVI века Кадыргали Жалаира о том, что Урус-хан основал свое государство в Жетысу. Он лишь хотел включить этот регион в состав своих владений. Но окончательно добиться этого удалось только его потомкам - ханам Жанибеку и Керею. На время же правления самого Урус-хана пришлась трудная и ожесточенная борьба с внешней агрессией - захватническими устремлениями правителя Средней Азии эмира Тимура, который ставил своей задачей захватить территории за Сырдарьей, Отрар, Сыгнак и другие средневековые казахские города.
Что же это была за личность? Как Урус-хан выглядел? На последний вопрос некоторый свет проливает его имя. Разные исследователи переводят его по-разному. Одни - как счастливый (ырыс), другие - как битва, сражение (_рыс), третьи - как богатое плодородное пастбище (_рiс), еще одни говорят, что это неизвестное монгольское слово. Наиболее вероятно мнение о том, что таким именем называли светловолосых детей, чей облик был схож с русскими людьми, жившими на границе Улуса Джучи. Русские люди часто бывали в Улусе Джучи (Золотой Орде), жили там. Сама Русь была известна как Русский улус, поскольку была зависима от "ордынцев". У многих тюркоязычных народов и поныне бытует имя Урус - похожий на русского. Много известных политических деятелей с таким именем среди современников ак-ордынского хана.
Урус-хан остался в истории как сильный и волевой человек, которому удалось под своей властью объединить слабеющее из-за внутренних распрей государство. По характеристике своих современников, "падишах" этот был "весьма упрямый (сварливый), очень сильный и могущественный". С ним считались правитель Мавараннахра (Средней Азии) эмир Тимур, временщик Улуса Джучи Мамай и другие средневековые властители. Потомки Урус-хана Жанибек и Керей в начале второй половины ХV века вернули себе владения деда, узурпированные на 40 лет Абулхаир-ханом - потомком Шибана, еще одного сына Джучи. В эпоху их правления Ак-Орда стала называться Казахским ханством. Но это уже следующая история.
Еще один факт. В период правления Урус-хана к вышеперечисленным признакам единения народа добавляется общая религия - ислам. В ХIV веке население Казахстана окончательно принимает эту религию. Оно нашло отражение в двух заметных явлениях: в строительстве различных религиозных учреждений - мечетей и медресе, которые возводили ханы Ак-Орды в своих городах, и в том, что ханы стали добавлять к своим именам новые мусульманские имена. Урус-хан стал Мухаммад-Урусом; Токтамыш, еще один потомок Джучи, - Махмуд-Токтамышем. Другим чингизидам уже при рождении стали давать мусульманские имена: Мубарак-ходжа, Джалал ад-Дин, Мухаммад и т.д.
Заложенные при Урус-хане важнейшие приоритеты внешней политики на протяжении последующих двухсот лет выдерживались его потомками - казахскими ханами Кереем, Жанибеком, Бурундуком, Касымом, Хакназаром, Есимом и другими. Деятельность этого человека оставила большой след в истории, но ее полноценное изучение только начинается.
№136 (15794) от 22 июля 2005
|