"НП" - Дехканская мафия. "Хизб ут-Тахрир "не существует", но набирает силу во всей ЦентрАзии 01:13 25.07.2005
Дехканская мафия
Исламистская партия "Хизб-ут-Тахрир" ведет себя по-хозяйски на юге Кыргызстана, развернула активную деятельность в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, России и других странах Центрально-Азиатского региона. Любая экстремистская акция здесь связывается именно с ней. Однако у нашего ближайшего соседа - Кыргызстана - эта сила отнюдь не подпольная, у них есть офисы в южной столице, Оше, чуть ли не на проспекте Достук, многих лидеров знают и могут подсказать, как найти. И можно сделать выводы о том, что "Хизб-ут-Тахрир" на юге Кыргызстана давно уже вышел за рамки подпольной организации. Это в Казахстане и Узбекистане скрытно действующие структуры, занимающиеся в основном распространением листовок, а в Кыргызстане - это фактически активно работающая НПО.
О своих впечатлениях рассказывает известный казахский политолог Ерлан Карин, лично повидавший, что же это такое - киргизский "Хизб-ут-Тахрир"
Их не существует
Во время парламентских выборов хизбуттахрировцы организовывали в Оше три митинга. Причем достаточно большое количество людей участвовало в этих митингах. Это нормально - таких "мероприятий" в каждой области проводилось десятки в неделю. Конечно, в Киргизии тогда ни один митинг не был санкционированным, настолько была слабая власть.
Но хизбутовцы митинговали перед зданием городской прокуратуры. Здесь, в Казахстане, мы их ищем и не можем найти, а там они под боком у той организации, которая должна ими заниматься. Интересно, что эти митинги организовывались с требованием зарегистрировать некоторых кандидатов, которые были сняты по разным обвинениям. Ясно, что эти кандидаты пользовались поддержкой "Хизб-ут-Тахрира". Хотя, конечно, не исключена клановая поддержка - под флагом известной экстремистской организации. Однако опасность развития "Хизб-ут-Тахрира" на юге Кыргызстана - в стереотипах, считает Карин. Например, когда происходит какое-то событие, автоматически возникает вывод аналитиков или журналистов: "теракты организованы "Аль-Каедой". Хотя на самом деле "Аль-Каеды" как организации не существует. Специалисты знают, что это как бы ассоциация разных группировок с разными названиями - "Бригады моджахедов" и так далее. Причем не все акции контролируются. Эта "ассоциация" структурно разбита и там нет жесткой координации.
"В большей мере "Аль-Каеда" - это очередной миф. И "Хизб-ут-Тахрир" - аналог такой ассоциации, поскольку как таковой одной организации, которая координирует свою деятельность в Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане - нет. "Хизб-ут-Тахрир" организовался в Центральной Азии как целостная организация. Но в разных республиках региона она начала двигаться самостоятельно, и в итоге это ряд автономных структур. Это тоже сеть. И опасность в том, что она больше и больше разбивается. И нет никакого менеджмента. То есть происходит своеобразная мутация, когда образовавшиеся некогда мелкие религиозные группировки начинают создавать вокруг себя мелкие ячейки, а потом корректируют под себя платформу, программу и даже стратегию и тактику действий. Например, базовая структура "Хизб-ут-Тахрир" отрицает приверженность к террористическим действиям и считает себя политической партией. В какой-то степени это действительно так. Потому что изначально он не занимался организацией и подготовкой террористических акций, во всяком случае, силовых акций. И из-за прошедшей мутации эти организации из разряда экстремистских переходят в разряд террористических".
Сельсовет от "Хизбута"
По данным Государственного комитета по делам религии Кыргызстана, численность "Хизб-ут-Тахрир" составляет 2000-2500 человек. Возможно, они не ошибаются. Просто есть несколько "Хизб-ут-Тахриров". Разные религиозные экстремистские группировки по своему усмотрению пользуются разными названиями. Но каждая себя условно называет "Хизб-ут-Тахриром". Так что речь идет о численности какой-то одной организации. Тогда как я только в одном из районов Джалал-Абадской области насчитал три тысячи человек, членов "Хизб-ут-Тахрир". Там, конечно же, нет формальных процедур приема, членства, выплаты взносов.
Преимущественно сеть подобных организаций распространена среди узбекского населения. Тому есть ряд предпосылок. В частности, потому, что у них есть общинный уклад - махалля. Кроме того, у них есть такой обряд "джяд", когда взрослые мужики встречаются раз в неделю, причем в разных возрастных группах - молодежь отдельно, взрослые отдельно. Например, каждую пятницу, в разных дворах. И якобы они там готовят плов, проводят мирные беседы. У них есть вожди. Это еще не экстремистская организация. И все это контролируется одним человеком, выбранным старшим.
Так что стоит только договориться со старшим общины. Грубо говоря, достаточно подарить старшему общины барана, и он приведет тридцать человек. Правда, тут все тоньше. Проводятся беседы, организовываются встречи, все - деликатно, дипломатично.
Таким образом, формально в партии не состоит никто. В организации нет никого, просто есть договоренность со старейшинами. В принципе, тогда непонятно, на кого ориентируются листовки. Скорее всего, это просто инструмент имиджа, возможность показать, что организация существует, жива, заодно и привлечь деструктивно настроенное население. А что касается "своих", то одно дело - просто дать команду, другое дело - бумага. Ну а публичные акции - понятно, что направлены на дестабилизацию в государстве и решение политических задач.
Я был свидетелем пятничного намаза. Там была религиозная беседа, потом все собрались на площади, где провели политическую беседу. За четыре дня до этого произошел очередной конфликт между США и Ираном, причем шла речь о возможной бомбардировке азиатской страны. И на этой встрече лидер "Хизб-ут-Тахрир" рассказывал об ирано-американских отношениях, про этот конфликт, потом завершил тем, что Соединенные Штаты продолжают вести свою агрессивную милитаристскую политику. Это было в отдаленном селе, где нет телевизора, не ловится радио. Использовалась аппаратура, микрофоны. Участвовали 2000-2500 человек. Все снималось на камеру для подтверждения факта беседы - для руководства. Отсюда можно сделать вывод, что такая обработка исходит извне, из другой страны. Тем более что местные организации получают какие-то материалы из "Центра" - идеологического характера.
Киргизов становится также много в ячейках организации. Причем по последним сообщениям, ячейки обнаруживаются в традиционно киргизских северных областях - Нарынской, Иссык-Кульской, Чуйской. Раньше считалось, что их там нет.
Узбеки втянуты туда по общинному принципу, а киргизы - из протеста, потому что не доверяют власти, они делают назло.
Справка "НП"
История создания "Хизб-ут-Тахрир аль-ислами" (с арабского "Партия освобождения ислама") уходит корнями в начало 50-х годов прошлого века. Идея ее создания принадлежит шейху Такитдину Набахонию. В последнее десятилетие партия распространила свою деятельность на центральноазиатские государства, Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, Азербайджан. По некоторым данным, ее ячейки создаются в мусульманских регионах России, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове, Ставрополе, Курске, Воронеже. Существенное место в политической программе данной организации занимают следующие положения: изменение существующего строя и создание исламского государства в форме "халифата" путем совершения государственного переворота. Структура "Хизб-ут-Тахрир" построена по пирамидальному принципу. Каждая группа - ячейка ("халка") состоит из 5-6 человек и является отдельной. Построение структуры по данному принципу сводит к минимуму возможность провала. Финансирование деятельности тахрировцев происходит в основном за счет самой организации. Каждый член обязан ежемесячно вносить взнос от 5 до 20% доходов.
Для того чтобы утвердить исламскую систему организации жизни, основатель "Хизб-ут-Тахрир" призывает "убрать физические препятствия на этом пути", "воспользоваться принуждением, применением силы". Примечательно, что изучению религии хизбутовцы уделяют очень мало времени: около 10-15 % от всего учебного процесса. Согласно мнению авторитетных богословов, "Хизб-ут-Тахрир" нельзя отнести ни к одному из существующих течений ислама.
Императивный мандат по-экстремистски
Но в то же время они довольно самостоятельны - во всем, что касается внутриполитической жизни. Потому что лидеры местных организаций сами принимают решение, кого из кандидатов поддерживать, кому какие условия ставить. В некотором смысле можно провести тут аналогию с российским нацболами, которые за деньги в неэлекторальный период проводят некие акции, которые помогают политикам или бизнесменам (что одно и то же) решать свои проблемы с государством и конкурентами.
Да, у "Хизбута" в Кыргызстане нет бизнес-интереса. Лидеры достаточно просто выглядят и практически ничем не выделяются. Единственное - то, что они владеют хорошо ораторским искусством. Это простые дехкане, занимаются мелкой торговлей.
Но, несмотря на такую бескорыстность, организация стремится "двигать" законы. Фактически каждый третий депутат от юга связан с "Хизб-ут-Тахриром". Организация ставит своим кандидатам политические задачи - изменение закона о религии, конституции и так далее. Причем есть или нет в Киргизии императивный мандат - неважно. Есть более простые механизмы отзыва депутатов по-горски. Например, перекрыть дорогу, мост... В конце концов можно обнародовать кассету, где депутаты публично клянутся в верности "Хизб-ут-Тахриру". Кандидат, стоя на площади перед несколькими тысячами людей, на камеру должен обязаться выполнить девять условий. Три из них - антиконституционные - поменять конституцию, установить шариат в стране.
В каждом округе численность избирателей 25-30 тысяч человек. И хизбутовцы обеспечили около 90 процентов явки. А если вспомнить, кто такие депутаты жогорку кенеша, сразу все становится понятно. И даже если "Хизб-ут-Тахрир" не связан впрямую с таким людьми, как Баяман Эркинбаев, нельзя забывать, что в Киргизии все тесно переплетено. Значит, торговля оружием, наркотиками вполне может быть завязана и на "Хизб-ут-Тахрир".
"В отличие от наших правительств деятельность таких организаций не ограничивается рамками государства, - говорит Карин. - У большинства узбекских террористических организаций опорные точки в южном Кыргызстане и Таджикистане. Тем более что есть вероятность, что в некий час "икс" они вполне могут выполнить какую-то единую задачу".
Записал Вячеслав Щекунских 22 июля 2005 №29 (373)
|