А.Абдынасырова - Таджикистан: конфликт власти и народа. Уроки истории 02:21 25.07.2005
Таджикистан: конфликт власти и народа
А. Абдынасырова, кандидат философских наук
В связи со сложившейся политической ситуацией после восстания кыргызского народа 24 марта 2005 года и бегством А. Акаева хотелось бы рассмотреть национальный конфликт, произошедший в связи с президентскими выборами в Таджикистане, в 90-х годах.
Еще в 1975 году в Таджикистане нелегально появилась Партия Возрождения Ислама, так называемая "ХИЗБ-И-НАХ-ЗАТИ-ИСЛОМ". Ее первым официальным лидером был Мухаммад Шариф Химмат Зода. Впоследствии идеологом партии стал Саид Абдулло Нури, бывший инженер-строитель и затем сопредседатель Комиссии национального примирения Таджикистана. В эпоху "перестройки" (1985-91гг.) члены этой партии требовали, официальной регистрации ее в Министерстве юстиции республики, признания ее программы и устава. И они добились своего.
Сторонников этой партии стали называть "вовчиками", ваххабитами, фундаменталистами, исламистами, экстремистами, террористами, бандформированиями в духе лексики 90-х годов. Противников этой партии и сторонников властей прозвали "юрчиками". В период войны воюющие стороны обвиняли друг друга в экстремизме и терроризме.
Таджикский конфликт начался с обретением республикой суверенитета. Здесь, так же, как в Кыргызстане, не оказалось общепризнанного лидера, который смог бы взять в свои руки судьбу народа и сплотить общество.
21 июля 2005 г. | № 28 (250)
Когда из Конституции СССР на Верховном Совете СССР была изъята 6-я статья, предоставлявшая КПСС всеобъемлющую власть, во всех республиках центральные комитеты партии автоматически постепенно прекратили свою деятельность. Везде избирались президенты вместо первых секретарей ЦК КП республик. В Таджикистане президентом осенью 1990 года избирается Кахор Махкамов, так и не снискавший общенародного признания.
В августе 1991 года СССР прекратил свое существование. Республики обрели независимость, о которой большинство "оболваненных" советских народов в свое время не могли и думать. И прошла вторая волна выборов президентов уже суверенных государств.
В Таджикистане из числа выдвинутых кандидатур к финишу пришли Довлат Худоназаров - известный кинорежиссер и председатель Союза кинематографистов СССР (постановщик известных в 80-х телесериала "Ниссо", художественного фильма "Дети Памира", оператор цикла популярных в 70-х фильмов по "Шахнаме" поэта Фирдоуси –– "Сказание о Рустаме", "Рустам и Сухраб", "Сиявуш") и Рахмон Набиев, первый секретарь ЦК КП Таджикской ССР в эпоху "развитого социализма".
Довлат Худоназаров набрал большее количество голосов. Но, как нам уже это знакомо, произошла фальсификация результатов демократических выборов. Позже Худоназаров отошел от политики. Его буквально не подпустили к власти. В республике власть бывших коммунистов негласно продолжали существовать. Довлат Худоназаров - выходец из Горно-Бадахшанской автономной области. Его земляки считают, что его "отодвинули" только потому, что он памирец. Памирцы (самоназвание: ПОМЕРE) - это ираноязычный народ, численностью около 400 тысяч человек. Населяет он Горный Бадахшан или Памирские горы. Памирцев называют еще "горные таджики". Язык их не похож на таджикский. Они мусульмане-шииты-исмаилиты, но тяготеют к таджикам, которые являются мусульманами-суннитами-ханафитами. В исламе мусульман роднят Коран и Сунна. При Советской власти из памирцев сформировался устойчивый слой интеллигенции. Они дали республике многих писателей, ученых, врачей, артистов, музыкантов.
Довлат Худоназаров был известным кинорежиссером в СССР. Когда в Кыргызстане один известный кинорежиссер стал министром туризма, а другой послом в Турции, это вызвало среди нашей общественности недоумение. Кадровую политику А. Акаева сочли несерьезной. В России знаменитого Никиту Михалкова, выдвинувшего свою кандидатуру на пост Президента РФ, осмеяли и вытеснили из большой политики. Но памирцы обиделись, почувствовав себя ущемленными. Здесь ситуация была другой.
Президентом суверенного Таджикистана становится Рахмон Набиев. У него не было ясной программы изменения общества, не было конкретной цели. Рахмону Набиеву было безразлично - создавать демократию или восстанавливать социализм. Он имел пристрастие к алкоголю. При нем начиналась приватизация. Все основные отрасли народного хозяйства оказались в руках бывших партийных начальников. Пошел процесс вывоза из республики стратегических объектов на фоне присутствия здесь российской армии. Со стороны таджикских властей никто не препятствовал этому.
Люди ощущали безволие и некомпетентность власти. В таких случаях всегда находятся люди, которые берут инициативу и власть в свои руки. В обстановке неопределенности и растущей напряженности ситуацию взялся изменить с помощью командно-административных и силовых методов Сафарали Кенжаев, Председатель тогдашнего Верховного Совета суверенного Таджикистана. Он попытался вернуть общество в прежнюю систему отношений: воспрепятствовал утверждению таджикского языка в качестве государственного, ограничил свободу слова и вероисповедания, пытался запретить исламские партии, строительство мечетей и медресе.
Сафарали Кенжаев пригласил на сессию Верховного Совета Таджикистана министра внутренних дел республики генерала Мамадаеза Наджуванова и устроил над ним самосуд. Стал требовать отчета о проделанной работе, об увольнениях и назначениях, о якобы незаконно приобретенной квартире и т.п. Генерала унизили и опозорили. Сафарали Кенжаев, превысив свои полномочия, снял М. Наджуванова с занимаемой должности. А на следующий день все памирцы, находившиеся в Душанбе, вышли на площадь с требованием оставить генерала Наджуванова в должности министра внутренних дел. Несколько дней памирцы не покидали площадь перед душанбинским "Белым домом". Рахмон Набиев и Сафарали Кенжаев вынуждены были вновь назначить генерала министром.
Через пару дней на центральной площади произошло новое скопление нескольких тысяч человек. Это были люди, прибывшие из разных районов и областей Таджикистана, не только памирцы. Интеллигенция и сторонники демократии поддерживали свой народ и митинговали вместе с ним. Позже многие из них были убиты, часть эмигрировала. Митингующий народ требовал отставки Сафарали Кенжаева, новых парламентских выборов, встречи с Рахмоном Набиевым для переговоров. Президент не вышел к народу. Тогда собравшиеся стали требовать отставки Набиева.
К вечеру после окончания митинга со стороны некоторой части молодежи, не связанной с пикетчиками, были проявления хулиганских выходок. В связи с этим Сафарали Кенжаев бросил в тюрьмы многих невинных людей и лидеров митингующих, которые к хулиганским акциям не имели никакого отношения. Требования пикетчиков ужесточились.
В пику демократам на другой площади власти организовали демонстрацию в поддержку законного правительства и Президента. Рахмон Набиев разрешил выдать демонстрантам оружие, и они назвали себя "Президентской гвардией". Народ стал тоже вооружаться. Противостояние площадей нарастало. В столкновениях был убит один из журналистов. Сафарали Кенжаев, спикер парламента, не ушел в отставку как требовали пикетчики. Он на танке въехал в Душанбе и остановился у центральной мечети. Вслед за танком прибыло четыре автобуса, заполненных вооруженными парнями 18-19 лет. Они стали чинить беспорядки, драки, стрелять в сотрудников муфтиата. Погибшие были сброшены в общую могилу и закопаны. Позже могилу раскопали, тела погибших развезли по моргам для опознания родственникам.
На место происшествия прибыл ОМСН - Отряд милиции специального назначения в количестве 20 человек. А молодчики не могли оказать сопротивления, не знали, что делать с автоматами. Молодежь была накачена наркотиками. Убитые долго лежали в морге. За ними никто не приходил. Тогда предположили, что это граждане Узбекистана. Власти сделали дипломатический шаг и позволили, чтоб родственники соседнего государства забрали своих "детей".
В те годы среди таджикской молодежи и интеллигенции получили распространение идеи о возврате таджикскому народу городов Узбекистана - Самарканда и Бухары. Население этих городов на 80% таджикское, но записано было в 30-х годах как узбекское. Говорят, что Сафарали Кенжаев хотел провести имитацию интервенции, чтобы запугать пикетчиков. Позже Узбекистан стал минировать границы с Таджикистаном, Кыргызстаном, Казахстаном, возможно и с Туркменистаном. Как правило, на минах подрывается мирное население, женщины и дети. Сафарали Кенжаев был узбеком, он пытался еще собрать отряды молодчиков, но не успел, его убили.
Чем питалась уверенность Сафарали Кенжаева? Он опирался на армию, которая была российской. Советский президент Таджикистана Кахор Махкамов способствовал тому, чтобы 201-я дивизия, дислоцировавшаяся в Таджикистане, осталась российской. Общественность республики до сих пор недовольна этой акцией: Таджикистан оказался единственной республикой Центральной Азии тех лет, из которой российское влияние не было вытеснено.
А на юге республики уже началась война. В Душанбе власти столкнули каратегинцев и кулябцев. Кулябцы, потерпев поражение, вернулись домой. В Кулябе они создали вооруженные отряды, назвавшись "Народным фронтом", и продвинулись к центру Каратегина. Во главе кулябцев стал Сангак Сафаров, который 23 года отсидел в тюрьме за убийство. Парламент и правительство, Президент и КГБ поддержали его. Он стал исполнителем их воли. Начавшаяся война сопровождалась проявлениями зверства, мародерства, и исходом мирного населения за пределы республики. В нестабильных районах были введены паспортный режим, комендантский час, блокпосты. На каждом шагу проверялись паспорта. Устанавливалась личность жителей именно мятежных районов - таджиков и памирцев, но не представителей других этносов. "Мятежников" – взрослых и детей, стариков и женщин –– всех подряд без суда и следствия расстреливали у блок-постов. Трупы сбрасывались в общие ямы. Позже места массовых захоронений "вовчиков" обнаруживались часто. Мирное население было парализовано страхом от беспредела властей. Были случаи, когда при отсутствии паспорта, таджик или памирец прикидывался перед "юрчиком" узбеком, кыргызом, русским или татарином, отвечая на вопросы на языках этих национальностей, и оставался в живых.
Производились массовые расстрелы таджикского населения Курган-Тюбинской области, Каратегинского и Гармского районов (Каратегинской долины), памирского населения Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. Это был геноцид собственного народа со стороны таджикских властей в ответ на его демократические требования.
|