КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 26.07.2005
23:04  Казахстан отдал России спорный поселок Огнеупорный
21:16  В Андижане почтили память Владимира Высоцкого
20:16  Указом И.Каримова в 2006 году Узбекистан пышно справит 670-летие Амира Темура и 2700-лет городу Карши
14:35  Фергана.Ру - "Крайним" будешь? В Узбекистане началась серьезная кадровая чистка
13:52  Д.Сарыгулов - "От тенгрианства в государственную доктрину Киргизии могли бы войти..."
13:19  Металло-угольный король Казахстана индус Миттал хочет купить в Казахстане еще чего-нибудь на $100 млн
12:48  И.Рустамбек - Пригласят ли на инаугурацию Аскара Акаева?

12:29  К.Абдылдаев - Кыргызстан: осторожно, "двери" закрываются!
12:22  Кусок российского шельфа Каспия прикупили Valkyries из Канады
11:54  Навои. Незаконной отправкой узбекистанских гастарбайтеров занимаются... органы местной власти
11:35  Глава Пентагона Рамсфельд "недоумевает" в Бишкеке по поводу Астанинской деларации ШОС, требующей вывода американских баз
11:25  В.Рогов - Столкновения цивилизаций можно избежать. До сих пор мир идет на поводу у террористов
11:24  МИД Киргизии просит Узбекистан "объективно расследовать ситуацию" и освободить арестованного киргизстанского журналиста Э.Якубжанова
10:12  "Свободу всем узникам совести Узбекистана!" Обращение правозащитников
10:04  "Эзгулик" - Власти Андижанской области не хотят расследовать изнасилование и убийство двух девушек
09:41  МИД Ирана выступил с лживым заявлением о 17% Каспия, - утверждает азербайджанское "Эхо"
08:28  Узбекскую футбольную сборную возглавил англичанин Бобби Хофтон
07:37  "Мегаполис" - Муфтий Казахстана хочет через суд закрыть "Союз мусульман Казахстана"
06:41  В.Северный - Бизнес "на лопостях" и разгильдяйство губят ВВС Казахстана
06:40  "Financial Times Deutschland" - Эйфория украинцев улетучилась. Пост-"оранжевое" похмелье
05:57  "Tageszeitung" - Борьба за узбекских беженцев. Кыргызстан прогибается...
05:05  "Suddeutsche Zeitung" - 25 млн китайцев остаются без женщин. Кого же им... того?
04:35  Т.Тукембаев - Куда кыргызам податься? Три стула для нас - это уже слишком
03:29  ВВС - Утечка умов. Тяжкая доля женщины в Таджикистане
02:22  Б.Букашева: Бриллианты для Бакиева. Временное правительство оттягивает свою смерть датой инаугурации
00:47  А.Мурзабулатов - Возможность мусульмано-иудейского братства
00:38  А.Князев - "В Киргизии охотятся на ведьм", а Запад ласково треплет новое киргизское руководство по голове
00:29  Рустама Азимова разжаловали из 1-го вице-премьера Узбекистана в обычного министра
00:18  Трое кыргызстанцев из Оша обвинены в Андижанских беспорядках. По наводке узбекских коллег
00:13  А.Лапшин: 9000 километров по Средней Азии. Путевые впечатления и сравнения
00:11  Самую высокую башню Европы в Москве соорудит China State Construction Engineering Corp
00:08  В Ташкенте осуждены к 47 годам заключения 3 "акромиста"
00:02  Президент Радио "СЕ/Свобода" Томас Дайн уволен за провал вещания на Ирак, Иран и Афганистан и прочие "подвиги"
00:01  Главхиджаб? В Киргизии введена уникальная должность - полпред президента в Парламенте по гендерным вопросам
00:00  Д.Ашимбаев - Президенты и правительства СНГ: 15 лет суверенитета. Часть 2-я
Понедельник, 25.07.2005
23:31  Саакашвили обвиняет Россию в организации терактов. Хорошо хоть не в беременности секретарш...
21:05  В Оше именем космонавта Салижана Шарипова будет названа школа
20:29  Коалиция "Серкуеш Узбекистоним" подала документы на регистрацию в минюст Узбекистана
20:13  Синьцзянские рыбаки выловили трехметрового сома
20:12  Золотой Алмаз. АО "Кыргызалтын" возглавил Алмазбек Жакыпов
19:40  Американцы и россияне: столкновение цивилизаций
19:17  Академию управления при Президенте Киргизии возглавил Адылбек Султанбек
18:53  П.Романов: Американцам не хватает критического взгляда в зеркало
16:56  А.Князев - "Бакиеву нужно нейтрализовать соперников, установить авторитарный режим и править". Иного не дано?
16:51  Волшебная чаша. У Казахстанского антиквара хранится удивительный самозакипающий тазик с золотыми ручками II–III вв. до н.э.
15:46  Российскому ученому Макарову обломилось засудить ЦИК Казахстана, за кражу его "считалки голосов"
14:40  А.Мадумаров (вице-премьер Киргизии): "Кадровая политика К.Бакиева - это порядочность, честность и профессионализм"
14:33  По морю "Шагала". Уральские корабелы достраивают уже 16-й военный катер Казахстана
13:25  Хорезмский суд начинает рассматривать дело И.Абдуллаева, посмевшего критиковать власти в Интернете
11:29  Ozod Ovoz - Каракалпакские власти намекают неугодным о психбольницах
10:59  Р.Дырылдаев - Киргизским правозащитникам американские базы не мешают. Заявление ККПЧ
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
Д.Сарыгулов - "От тенгрианства в государственную доктрину Киргизии могли бы войти..."
13:52 26.07.2005

Путь Тенгри – путь справедливости и равенства

Если бы мы вернулись в прошлое на двенадцать тысяч лет назад, то оказались бы в очень необычном времени, когда зарождалась сама человеческая культура. Большая часть хомосапиенсов тогда еще вовсю орудовала каменными топорами и устраивала каннибальские пиршества, на которых пожирались соплеменники или враги.

Но в других общинах появилось бронзовое оружие, пришедшее на смену камню. Первые кулинары сильно разнообразили меню - на смену традиционному жаркому на костре из двуногой или четвероногой добычи пришли изысканные яства из мяса домашнего скота. Готовили их в глиняных горшках с добавлением специй. Первые модельеры вместо звериных шкур ввели тканые наряды. Первые литераторы рассказывали истории, ставшие впоследствии мифами. И тогда же появилась письменность. Уже несколько столетий на планете существовали первые города Иерихон и Ур, появились первые государства - Шумер, Египет, Китай.

За 4 - 6 тысячелетий до этого на Алтае начала формироваться единая культура, давшая духовное начало далеким предкам современных японцев, монголов, корейцев, ойротов, ханты, манси, киргизов и других народов. За тысячелетия они покинули колыбель своей цивилизации, но сохранили много родственного, объединяющего их до сего дня. Их языки относятся лингвистами к единой агглютинативной группе, и, кроме этого, общие корни алтайских народов обнаружены в языке, сказаниях, традициях и обычаях. Даже имена на редкость схожи. Например, кыргыз Сааданбек – тезка японского Сааданобу. Но главное – схожесть фундаментальных понятий, легших в основу всей духовной культуры. Верховная триада тюрков Тенгри – Умай - Кут правит всеми алтайскими пантеонами от эпохи неолита до VII-X вв. н. э. Например, титул японского императора Тенно переводится как "посланец Тен", то есть Всевышнего. Причем Тенгри или Тен - это не просто Всевышний, он символ высшей справедливости, равно благосклонный ко всему и каждому. К человеку и цветку, к волку и муравью. Умай, женское порождающее начало природы, проявляется во всех ее чадах; Кут – благославление Тенгри. Так движется и развивается все существующее, с точки зрения древнейшего алтайского мировоззрения – тенгрианства. О многом из этого стало известно из научных исследований Дастана Сарыгулова - тюрколога, создателя фонда "Тенгир-Ордо", а ныне госсекретаря Кыргызской Республики.

- Тенгрианство - это современная попытка возрождения древнейшей религии? – спросили мы у Дастана Исламовича.

- Тенгрианство – это не религия. Это, скорее, мировоззрение или мироощущение, характерное для кочевников эпохи неолита и энелоита. Для них храмами были горы, реки, тайга. Все вокруг было живым: каждый камень, каждый куст. И человек знал это. Он знал, что он не сильнее природы. Наоборот, она сильнее его. Но если проявлять к ней уважение, с ней можно плодотворно сосуществовать. Были специальные обряды для удачной охоты, для удачной рыбной ловли, но они "помогали" до тех пор, пока человек не начинал брать больше, чем ему нужно для того, чтобы прокормиться.

А религия – структура более иерархическая и замкнутая. И появляется она тогда, когда в обществе оказывается достаточно средств, чтобы прокормить отдельную касту жрецов – посредников между людьми и высшими силами, чтобы построить храмы и делать жертвоприношения. Потом появляются жесткие религиозные предписания, за отступления от которых служители культа карали смертью.

Именно тогда человек почувствовал себя сильней природы и пришел к твердой уверенности: бог – такой же, как и он. После чего осознал себя венцом творения и перешел ради своего процветания к нещадной эксплуатации окружающей среды. Идеи антропоморфного божества присущи всем мировым религиям: христианству, исламу, индуизму, иудаизму. К чему это привело, мы видим сейчас. Мы живем в комфортных условиях, ездим в автомобилях и дышим загазованным воздухом, едим искусственно синтезированную пищу и почти поголовно страдаем аллергией. А рядом с нами вымирают растения и животные.

- А как тенгрианство согласуется с традиционным для Кыргызстана исламом?

- Ислам в Кыргызстан проник в XVIII – начале XIX веков. Кыргызы – и это ни для кого не секрет – никогда не были фундаментальными исламистами. Они всегда могли терпимо сочетать в своей духовной жизни элементы исторического наследия с тем хорошим, что нам дали другие цивилизации, в том числе арабская. Тенгрианство здесь имеет гораздо более глубокие корни, чем и объясняется его устойчивость в обычаях, в повседневной народной жизни. Здесь всегда обращались к Тенгри и Умай-эне наравне с Аллахом. Наши женщины никогда не носили паранджу, их не могли насильно выдать замуж, а после неудачного брака каждая могла по своей инициативе развестись с мужем, и никто ее за это не осуждал. Можно сказать, что налицо был синкретизм.

Некоторые люди выступают против тенгрианства, не до конца разобравшись в его природе, не зная, что оно старше ислама на V-VII тысяч лет. В основном же этические ценности мусульманства и тенгрианства едины.

- А как вы расцениваете "исламскую угрозу" и политику США в регионе?

- Америка помогает нашей стране, за что мы ей благодарны. Но конфликт США с мусульманским миром является следствием эгоистической политики мировой элиты с обеих сторон, всеми силами стремящейся контролировать нефтяные ресурсы. К сожалению, очень часто это делается за счет других стран, чьи интересы не берутся в расчет.

Идеология современного общества целиком построена на стремлении к удовольствиям и получению максимальных материальных выгод. Это проявляется как в большой политике, так и в отношениях между людьми. Например, все чаще дети просто забывают своих стариков. Они заняты – зарабатывают деньги. Изменив мировоззрение, мир бы имел шанс вылечиться от эгоизма, потребительства, алчности и стяжательства.

- То есть тенгрианство, по-вашему, в силах остановить кризис современного мира?

- Самое большое стремление человека всегда было и будет только к одному – к справедливости. Весь исторический путь человечества – это борьба с неравенством. Раб был фактической собственностью господина, лишен всего, а крепостной крестьянин – уже нет. Затем буржуазия сравнялась в правах с феодалами. Постепенно человечество осознало права женщин, национальных меньшинств. Тем не менее, современное общество существует в условиях глобального неравенства. И глобализация это неравенство пока не сглаживает, а, наоборот, обостряет. Получается так, что 6-8 процентов людей планеты держат в своих руках богатство и ресурсы мира. И вместе с тем каждый год на земле 300 миллионов погибают от голода и болезней, и еще миллиард постоянно живет в крайней нищете. Декларируются равные возможности и права всех, но на деле этого нет. Демократия на деле оборачивается плутократией.

Идеи же тенгрианства изначально пропитаны духом справедливости, а значит, и истинного равенства. У кочевников не было такого, чтобы богатый имел реальные преимущества перед бедным. Они вместе пасли свой скот, вместе кочевали и были вынуждены приходить на выручку друг к другу. Кроме того, постоянные перекочевки делали невозможным вещизм, культ накопительства. Тенгрианец не мог быть рабом вещей. В условиях кочевой жизни интересы семьи, племени, рода всегда выше индивидуальных, так как в одиночку человек перед стихией – ничто. Деспотия и монархия так же исключались, так как невозможно было иметь мощный репрессивный аппарат и тюрьмы. А кроме того, кочевник мог легко покинуть своего тирана.
В тенгрианстве понятие равенства заложено изначально. Там оно – даже не продукт прогрессивных идей, а просто естественная необходимость. Человеку необходимо осознать, что на самом деле один не лучше другого: богатый – бедного, белый – черного, человек не лучше зверя.

- Вы называете тенгрианство "экологической доктриной". Как оно может повлиять на сохранение и восстановление природных богатств?

- Когда я был маленьким, на кочевьях меня посылали собирать топливо. Вокруг был лес, и можно было просто срубить дерево. Но вместо этого мы, детишки, по нескольку часов собирали сухие ветки. "Убивать" деревья запрещалось. Для того, чтобы обогреться, хватало немного сухостоя. Совершенно ни к чему было уничтожать лес.

Еще нам, детям, запрещали рвать цветы. Старики объясняли, что они тоже живые и хотят жить. Такое трепетное отношение к природе характерно для всех алтайских народов. Человека с самых ранних лет учат тому, что нельзя брать лишнее. Иначе непременно постигнет кара. Мы помним из эпоса "Кожожаш" участь чересчур жадного охотника: дикий зверь заманил его в скалы, где нечестивец и погиб. Но и сами люди не терпели рядом с собой варваров.

Все, кто хищнически и неуважительно относился к природе, в древнем обществе становились изгоями. Их не считали людьми. Сами можете себе представить, что ожидает такого изгнанника, брошенного на выживание в условиях первозданной природы. Людская помощь исключалась полностью: ему никто не подавал и куска лепешки.

Вот это осознание прав природы, того, что мы – ее дети, а не хозяева, должно войти в жизнь современного человека, балансирующего на грани гибели природных ресурсов, что приведет и к его гибели. А если мы этого не осознаем, силы природы просто заставят нас это сделать, и отнюдь не в мягкой форме.

- Войдет ли тенгрианство в государственную доктрину?

- От тенгрианства в государственную доктрину могли бы войти основные ценности: это идеи экоцентризма, справедливости, идеалы равенства, ценности человека вне зависимости от его социального статуса, а также человеколюбие, щедрость, бескорыстие – все, что хранилось тысячелетиями и оказалось резко сметено диким капитализмом.

- Что вы думаете о возрождении старинных практик?

- Дух и традиции, сами идеи тенгрианства сохраняются, конечно, лучше, чем, к примеру, конкретные методы лечения. Например, некогда в нашем народе были в ходу настойки из иссык-кульского корня для лечения рака. Но, увы, сейчас они известны разве что нескольким старикам.
За свою многотысячелетнюю историю кыргызы накопили не только уникальный опыт лечения болезней, но и интереснейшие наблюдения за погодой. Например, существуют дни, известные под названием "Тогол", когда созвездие Плеяд максимально сближается на небосклоне с Луной. В такие дни всегда погода резко меняется. С утра может светить солнце, а после обеда пойдет снег. В эти дни энергетическое поле Земли находится в особенном состоянии, происходят магнитные бури. Рыба не ловится, дикий зверь отлеживается в своем логове. В дни Тогол наши предки никогда не занимались охотой. Сейчас об этом подзабыли….

Уникальные знания надо спасать, сохранять для потомков! В республике есть объединение "Тенгир-Ордо" (e-mail: tenir_ordo@mail.ru), которое занимается собиранием, популяризацией, применением таких практик, изучает обычаи, осваивает древние рецептуры. Государство эту деятельность не поощряет, но и не ставит палки в колеса, как было при советском строе. Работники "Тенгир-Ордо" с удовольствием сотрудничают с представителями аналогичных обществ других народов, изучающих наследие своих предков. Возрождение дорелигиозных знаний по всему миру – ключ к будущему.

Катарина РАДЗИХОВСКАЯ
Нестор МАНИЧКИН

26.07.2005

Источник - ИА "Белый пароход"
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1122371520


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх