КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 31.07.2005
23:12  Бороться с террористами при помощи исламистов. "Die Zeit" выдала шедевр "аналитического" слабоумия
22:29  Умер казахский писатель Жаркын Хайдаров - автор дилогии "Великий той"
21:00  "Chicago Tribune" - Почему русские ракеты взлетают, а американские "шаттлы" взрываются?
20:16  А.Миловзоров - Китай мертвой хваткой вцепился в российский нефтяной кран
19:40  Ватикан отказался осудить все палестинские теракты
18:08  Узбекские правозащитники благодарят правительство и народ Киргизии, ООН, ОБСЕ и др. за спасение андижанских беженцев
17:01  Открыта новая 10-я планета Солнечной системы. Ее зовут - 2003UB313, она в 1,5 раза больше Плутона

17:00  Чемпионат по планерному пилотажу - Россия на высоте
15:10  Х.Худойберди (узбекский правозащитник) - А.Бекназарову (киргизскому генпрокурору). 15-ть оставшихся беженцев нельзя выдавать Ташкенту!
02:49  Как становятся пассионариями: уроки превращения Тэмуджина в Чингизхана
02:00  В Монголии впервые изготовлен синий кирпич
01:27  А.Тынаев: Кыргызстан - слуга двух господ
01:04  А.Сарбонов: Каримовский режим – режим-мутант
00:34  О.Суваналиев (экс-глава УВД Бишкека) - "С ханскими замашками в Киргизии пора кончать..." (интервью)
00:12  Ассоциацию нефтетрейдеров Киргизии возглавил Базарбай Мамбетов
00:02  В Иране думают какое дать имя 8-летнему периоду реформ
Суббота, 30.07.2005
22:55  Монгольская шахматистка стала чемпионкой мира по шахматам среди юниоров
19:12  Китай славит храброго мореплавателя Чжэн Хэ
18:37  Президент Пакистана приказал всем иностранным студентам религиозных вузов покинуть страну
17:17  ООН назначила спецдокладчиков по ситуации в Узбекистане и Судане
16:42  Страны ГУАМ "взорвали" Дубоссарскую ГЭС
15:47  Кыргызстанский журналист Э.Якубжанов освобожден из узбекского СИЗО и уже дома
14:40  И.Каримов дал американцам 180 дней, чтобы убрать базу "Ханабад" из страны
11:25  В.Агафонов - Туркменистан: смена курса или конъюнктурные колебания режима?
11:04  ЕБРР приостанавливает финансирование госсектора Узбекистана
10:38  Дикая охота. Убит основатель охотничьего VIP-туризма в Казахстане С.Степанченко
10:22  Gazeta.kz: Остановить рубку! Саксаул - это национальное богатство
10:17  ОДКБ создаст "базовую организацию" по "военно-техническому сотрудничеству"
10:13  С.Белковский - Любовь к Владимиру П. Дайте ему уйти!
10:11  В.Бондаренко - Поле Куликово. Победа над Мамаем - это и татарский праздник
10:07  И.Кадырбеков (минтранс Киргизии) - "Более чем 90% "бывших" остаются на ключевых государственных постах" (интервью)
10:05  Сомнительная благотворительность первых леди. "Мээрим": две стороны медали
10:00  Р.Алшанов - Чабанский сын приехал в город... Проблема политическая
09:58  Три года болтовни... Почему никак не откроется биосферный резерват "Западный Тянь-Шань" на границе Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана?
09:47  Чжу Да - "Мы полны уверенности и способны осуществить полное объединение родины"
09:45  "Не просто историческое полотно..." В Туве якутские кинематографисты снимают фильм об империи Чингисхана
09:36  В России за убийство своих сослуживцев осуждены два монгольских пограничника
09:32  "Караван": Урумчи - "город, меняющийся на глазах". Репортаж из Синьцзяна
09:26  А.Хасенов - Индия вступает в соперничество с Китаем за казахстанскую нефть
09:21  "Озод дехконлар партияси" - Счастливого пути, андижанцы!
01:29  Оппозиция не берет денег у экс-зятя Максуди! Заявление Конгресса Демократического Узбекистана
01:04  Сын Бога. Ющенко-младший чихать хотел на разоблачение отца-коррупционера
00:57  Gazeta.kz - Внешнеполитическая доктрина КНР в XXI веке. Не хватает "жизненного пространства"
00:52  Иссык-Куль "встал". Доходы Кыргызстана от казахстанских туристов сократились на две трети
00:40  Ozod Ovoz - Кто дал США право вмешиваться в наши дела? Узбекские "пенсионеры" клеймят Америку
00:25  Глава Фонда поддержки демократии в Узбекистане А.Толкачев (Украина) обратился к узбекским оппозиционерам с призывом к единству
00:13  Ш.Нателашвили - "Гранатометание" в Буша организовали спецслужбы... Саакашвили
00:08  В российском Иваново задержан кыргызстанец, участвовавший в андижанских событиях
00:07  Кыргызстан не собирается размещать на своей территории китайскую военную базу
Пятница, 29.07.2005
22:50  Подписан итоговый доклад "Группы высокого уровня" по созданию нормативной базы ЕЭП
21:10  Франция увеличивает свой авиаконтингент в Киргизии еще на 2 самолета
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
О.Суваналиев (экс-глава УВД Бишкека) - "С ханскими замашками в Киргизии пора кончать..." (интервью)
00:34 31.07.2005

Омурбек Суваналиев:
Ханские замашки в нашей стране ни к чему
–Омурбек Исакович, скажите, пожалуйста, что на самом деле случилось 18 июля и с чем связана Ваша отставка?
- Сообщили по телефону, что меня вызывает к себе секретарь Совета безопасности Мирослав Ниязов. Когда я спросил, по какому поводу, то услышал в ответ: по поводу направления вас начальником УВД Баткенской области. Я задал второй вопрос: президент знает об этом? - Да, это по его заданию будет со мной собеседование. Тогда я ответил, что на собеседование не пойду, и попросил передать Ниязову, что отказываюсь от этого назначения, а если это - вопрос решенный, то я подам в отставку. И в тот же день я написал рапорт на имя и.о. министра внутренних дел в связи с тем, что посчитал мой перевод политическим решением.
Вообще мое видение такое: порядок и спокойствие в столице означают порядок по всей республике. Все знают о моем вкладе в стабилизацию ситуации в Бишкеке. К тому же многое еще осталось сделать. Поэтому расценить по–другому направление меня в Баткенскую область я не мог.
- Может быть, следуя этой логике, Курманбек Салиевич, увидев, что Вы быстро навели порядок в столице, собирался направить Вас на очередной трудный участок? Может быть, Вам, как человеку военному, служивому, стоило согласиться?
- Находясь на посту и.о. заместителя министра, я хорошо владел ситуацией в республике. Необходимости отправлять меня в Баткенскую область на самом деле не было, к тому же новое место работы считаю понижением в должности. И я расцениваю это решение как политический акт, как стремление поставить на бывшую мою должность своего, лояльного человека. Я профессиональный оперативный работник - хожу по земле, владею информацией и хорошо понимаю нынешний расклад сил. К тому же еще раньше мне стало известно о том, что меня просто хотят снять с занимаемой должности, а Баткен - это просто повод.
В свое время я был начальником Управления национальной безопасности по Ошской области, тогда еще Баткенской области не было, и я, как член коллегии МНБ, курировал юг республики. Так что этот регион мне хорошо знаком. Мы проводили упреждающие меры по стабилизации, по борьбе с наркобизнесом и международным терроризмом. Помните ситуацию с эшелоном оружия в 700 тонн? Сейчас–то можно сказать, что тогда нам удалось предотвратить конфликт в масштабах всей Средней Азии. Потому что оружие всегда стреляет. Тем более, оно направлялось в Кара–Теги - долину, где базировалось ИДУ.
- Перефразируя Ваш ответ, можно ли сказать, что, скорее, нужно было не Ваше место, а исключение Вашего влияния здесь?
- Вы правы, на данном этапе они пошли по пути того, чтобы исключить мое влияние на севере республики.
- А чем Ваше влияние могло не устроить?
- Потому что я самодостаточный человек, который подчиняется только закону. У меня есть свое понятие о чести, о том, как вести себя в критических случаях. Поэтому я всегда отдавал предпочтение законности, никогда не шел на поводу у каких–то политических сил и никогда не шел вразрез со своей совестью.
Как бы ни складывалась политическая ситуация, мы настойчиво проводили свою работу - вели борьбу с организованной преступностью, отмыванием денег - и не собирались останавливаться. Бишкек - это не только столица, но и финансовый центр. Мы хотели нормализовать ситуацию в экономике и исключить резко усилившиеся рэкет и "наезды" на бизнесменов. Люди жили надеждой на это, и мы наводили порядок.
Я хочу сказать вам больше. Буквально за четыре дня до моей отставки мы провели большое неформальное офицерское собрание в кафе "Байсуу", где собрали весь оперативный состав Чуйской области, уголовный розыск Чуйской области, Главное управление уголовного розыска республики и г. Бишкека. На этом собрании мы решили, что будем противостоять организованной преступности и объявляем войну криминалитету.
Через два дня я выехал в Иссык–Кульскую область, где было проведено подобное собрание. Итогом его стало решение о том, что мы даем бой преступности, чтобы на побережье Иссык–Куля не было рэкета, никаких преступных "наездов" и чтобы восторжествовал закон. В те дни мы осуществили спец-операцию "Ураган" по борьбе с организованной преступностью, которая впредь должна была проводиться систематически.
Как оперативный работник, как генерал милиции, я не желал бы, чтобы имеющаяся у нас информация имела подтверждение. В ином случае это будет означать только одно - политический криминал, которого сотрудники правоохранительных органов всегда опасались. Это худший сценарий, который можно было бы предположить. Его последствия будут напрямую влиять и на экономику, и на политику.
Рано или поздно, все равно станет известно, исходя из чего президент принял такое решение. Хочу только сказать, что на сегодняшний день это весьма знаковая ситуация. Очень много сотрудников милиции озабочены криминальной обстановкой. Многие бизнесмены обзавелись телохранителями, опасаясь за свою жизнь, потому что убийства идут заказные. Кто за ними стоит - это тема отдельного разговора.
- Вы - не только крупная фигура в правоохранительных органах, Вы - еще и политик. Означает ли Ваша отставка несогласие с курсом новой власти? Означает ли это, что Вы уходите в оппозицию?
- На эту тему у меня были разговоры с ближним окружением Бакиева. Пересказывать их будет просто не по–мужски. Я имею информацию о том, какие у кого есть намерения в отношении проведения политики в Кыргызстане. И это меня очень сильно волнует как гражданина, поскольку я всегда был на стороне справедливости. С тем курсом, по которому сейчас хотят направить наше общество, я не согласен, поскольку это противоречит его интересам. Пока это не означает, что мы будем в оппозиции к действующей власти. Но мы будем бороться за верховенство закона и норм правового государства.
- Что Вы собираетесь теперь делать?
- Подав рапорт об отставке, я стал безработным. Но из большой политики уходить не собираюсь и буду принимать активное участие во всех политических процессах. Мы со своими единомышленниками сейчас анализируем ситуацию и в ближайшее время предложим свою программу политического курса страны. А это означает, что мы будем требовать от президента и его администрации движения страны по пути демократизации.
Ни у кого не должно быть абсолютной власти. Ханские замашки в нашей стране ни к чему, потому что мы - цивилизованное демократическое государство, Я хотел бы призвать наших руководителей, которые сегодня пребывают в эйфории, чтобы они остановились. Они пришли к власти на волне волеизъявления народа, революционным путем. Люди ждут от них реального роста экономики, наведения порядка в государстве, а не политических игр.
- Так сложилось, что когда говорят "Суваналиев", то подразумевают и Кулова, а когда говорят "Кулов" - подразумевают Суваналиева. Вы будете дальше работать вместе с ним?
- Этот вопрос мне задают очень многие. С Феликсом Шаршенбаевичем мы знакомы очень давно, и Вы правильно заметили, что мое имя ассоциируется с его именем. Я очень уважаю этого человека. Еще задолго до президентских выборов мы с Бакиевым вели открытый разговор о необходимости бороться с преемниками Аскара Акаева. Мы продумали стратегические и тактические шаги дальнейшего сотрудничества. Мы решили, что будем выдвигать как можно больше человек - до 10–15 - кандидатами в президенты с целью "растаскивания" голосов навязываемого преемника, чтобы охватить всю республику. По нашему плану предполагалось, что затем эти кандидаты отдадут голоса своих избирателей в пользу Курманбека Бакиева.
В то время Бакиев сказал, что Кулов - политический узник, это признало и международное сообщество. Также он заявил и о том, что после его оправдания он назначит его премьер–министром. Этот разговор я дословно передал Кулову после его освобождения из тюрьмы 24 марта. Тогда я ему сказал, что мы должны поддержать Бакиева на предстоящих выборах, что этот тандем нужен для стабилизации общества. И Феликс Шаршенбаевич с этим согласился. Время показало, что это было правильное решение, потому что шансы Бакиева и Кулова были равные, а результат зависел только от качества работы команд. На международном уровне Феликс Кулов, конечно, был больше раскручен. Но мы на практике знали настроение народа и реально осознавали: если на выборах свои кандидатуры выставят оба, то никто своего поражения не признает. И тогда противостояние двух политиков могло привести к столкновению Севера и Юга и в конечном итоге, завело бы народ в тупик. Последствия были бы самими непредсказуемыми, именно поэтому мы настояли на тандеме.
Но на сегодняшний день есть люди, которые в СМИ говорят о своем несогласии с меморандумом в отношении тандема "Бакиев - Кулов", потому что идет только дележ портфелей. На самом деле такие заявления могут делать недальновидные политики. Людям, которые подталкивают Бакиева на конфронтацию с Куловым, я сразу могу сказать, что последствия будут очень плохие.
- Не могли бы Вы подробнее остановиться на упомянутом Вами криминалитете? И что вообще такое - политический криминалитет?
- На сегодняшний день именно криминалитет идет во власть, он начинает контролировать денежные потоки в стране, влиять на экономику. Ситуация может выйти в определенный момент из–под контроля, потому что могут быть "наезды" и на госструктуры, потому что сегодня во власти есть такие люди, которые сознательно идут под криминалитет. Я мог бы сказать больше, но в данной ситуации ограничусь только этим в целях личной безопасности, моей и моих единомышленников.
- То есть Вы хотите сказать, что наши силовые органы с этим могут не справиться?
- Не то чтобы не смогли справиться. Когда правоохранительные органы видят, что у власть предержащих нет политической воли, то они не хотят быть "мальчиками для битья". Поэтому, зная реальную ситуацию, они не будут становиться под удар.
- Омурбек Исакович, Вы - один из наиболее информированных людей в республике. Скажите, что ждет страну в ближайшем будущем?
- Во–первых, нужно пресечь попытки отдельных политиков, ставящих свои узкие интересы превыше национальных, разбить тандем "Бакиев - Кулов". Если этот тандем будет хорошо работать, то мы очень скоро сможем увидеть реальные сдвиги. Если же все пойдет исключительно в политическом русле, а не в экономическом, то нас ждет непредсказуемое, туманное будущее. Я считаю, что с криминалитетом должны бороться правоохранительные органы, а не политики. Поэтому нельзя допускать ситуации, когда на следствие оказывается давление со стороны Жогорку Кенеша, правительства или Генпрокуратуры. Только суд может определять виновность или невиновность, а не Генпрокуратура. Если мы хотим построить правовое государство, то должны исходить из того, что вина любого человека должна быть доказана только в суде. Именно поэтому для нас так важны открытые суды и т.д. А чем сегодня занимается Генеральная прокуратура? Я бы назвал это неправомерными действиями. Не может прокуратура быть истиной в последней инстанции и ставить точки в делах - для этого есть суды.
- Омурбек Исакович, сейчас существует много версий событий 17 июня: о руке Казахстана и Москвы, о предполагавшемся физическом устранении Бакиева, Мадумарова и Усенова. Вы можете дать свои комментарии?
- Еще за несколько дней до 17 июня у нас была информация, что готовится большой митинг в поддержку Барыктабасова. На площади перед "Белым домом" должен был собраться народ со всей республики. И, естественно, у нас уже был разработан план. Вечером 16 июня я, как начальник бишкекского гарнизона, как и.о. замминистра, был у и.о. министра внутренних дел Мурата Суталинова. В его кабинете также присутствовали начальник Управления общественной безопасности полковник Субанов, командующий внутренними войсками генерал Бакаев. Мы вчетвером обговорили наши планы, проинформировали многих чиновников, но никто серьезно к этому не отнесся. К слову, некоторые из них сегодня геройствуют в СМИ. Сейчас они утверждают, что никакой информации от МВД не поступало. Что уж говорить, если об этом знали многие в городе, закрылись ЦУМ и "Дордой Плаза", и по всему городу были звонки.
В общем, утром 17 июня мы выставили на площади бишкекский гарнизон в разных местах по нашему плану. Что было дальше - все знают. Что интересно, 17 июня, в день штурма, в "Белом доме" почти никого не было - все убежали. Смешно после этого видеть геройствующих личностей. Разговоры о готовившемся покушении на Бакиева - это чистой воды пиар–кампания. Нет никаких данных на этот счет.
Но если бы не силы нашей милиции, то в тот день контрреволюция на самом деле могла бы взять реванш. Нужно отдать должное сотрудникам милиции - они выполнили свой профессиональный долг. У русских есть хорошая пословица: "У победы много отцов, а поражение - всегда сирота". Я не хотел бы детализировать, кто какую роль в этом сыграл. Но скажу одно: если бы Суталинов и я ушли с площади даже просто покурить, то вся милиция замерла бы в ожидании.

Источник - gazeta.kg
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1122755640


Новости Казахстана
- Ряд международных соглашений рассмотрят сенаторы на заседании Палаты
- Мажилис одобрил законопроект по борьбе с лудоманией в первом чтении
- О правящей элите и бюрократии
- Снижение цен на социально значимые продукты отмечается вторую неделю подряд в РК
- Канат Бозумбаев дал ряд поручений по противопаводковым мерам в ЗКО
- О традициях
- Кадровые перестановки
- Два техрегламента ЕАЭС усовершенствованы по инициативе Казахстана
- Казахстан принял участие в 80-й сессии Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана
- Непродуктивные посредники исключаются из цепочки электроснабжения
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх