КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 03.08.2005
22:54  Синьхуа комментирует "план переброски байкальских вод в Китай"
20:20  У Иракского города Хадита взорван автомобиль-амфибия с 14-ю американскими морпехами
19:50  Аятолла Хаменеи утвердил Махмуда Ахмадинежада в должности президента Ирана
19:38  В Таджикистане начался суд над лидером Демпартии Махмадрузи Искандаровым
19:11  Президентская гвардия свергла президента Мавритании, пока он хоронил короля Аравии
17:39  Немецкая организация "Товарищ" окажет помощь детскому дому Чуйской области
16:27  З.Таджибаева - Таджикистан: здравоохранение становится платным

15:26  IWPR - Туркменистан: праздник урожая на голодный желудок
14:18  М.Чернов - Россия отрепетирует войну с китайцами. Российско-китайские военные учения спасут отечественный ВПК
13:13  А.Желенин - Деньги сделали президентов Киргизии и Таджикистана менее принципиальными
13:05  А.Айдаралиев (глава Союза ректоров Киргизии) - Прошу не верить провокациям, направленным на мою дискредитацию! (обращение)
13:01  "Правда Востока" - Узбекистан уже "более шести раз" по-хорошему просил Пентагон свернуть базу
12:39  ГосДеп США - Диалог с Узбекистаном будет продолжаться, несмотря на потерю авиабазы
12:32  Нурани - Мировая "нефтяная война" засосет и Каспийский регион
12:17  Аскар Акаев с сентября начнет читать лекции в МГУ
12:15  Джергаланский тупик. Кыргзыстан сидит без угля на... угольном разрезе
11:34  "Эхо" - Иран: ситуация остается неопределенной. Из Тегерана поступают противоречивые сообщения
11:25  "Комсомолке", несмотря на сопротивление бюрократов и "правозащиты", удалось выбить российское гражданство для семьи Пищаевых из Узбекистана
11:21  К.Байбосунов - Заглядывая в будущее. Кыргызским языком в середине века займутся лингвоархеологи
10:17  "Къ" - Иран отступил на один день. "Евротройке" предъявлен окончательный ультиматум
10:10  Как подавляли в 1959 году рабочее восстание в Темиртау. Очевидцы вспоминают
10:09  "НГ" - Каримов не хочет быть палачом. Отмена смертной казни не избавит политических противников режима от пыток
09:42  Стратегические дилеммы США в Узбекистане и Туркменистане: пора вводить санкции?
09:41  "Мирная миссия-2005". Совместные военные учения России и Китая пройдут 18-25 августа
09:03  Цыгане бывшего СССР объединяются вокруг первого короля - Артура Чераря
09:01  Т.Рамадан: "Мусульманам пора выбираться из своих интеллектуальных и социальных гетто"
06:12  Кто ответит за гибель узбекских гастарбайтеров в России. Письмо Ф.Тиллоева из Байсуна Президенту В.Путину
03:03  Д.Ашимбаев - Выборы в Казахстанский Сенат: лотерея для избранных. Часть 2-я
02:29  "Мегаполис": Хот-доги по-туркменски. Скандал с казахстанским послом - это "предупредительный выстрел"
02:05  Туркменистан отчитывается в ООН о принятых мерах по ликвидации расовой дискриминации
01:33  Россия: Американский телеканал Эй-би-си - это изгой
01:29  Ш.Кудратходжаев: "Фальшивый демократизм цветных революций"
01:03  А.Асроров - Китайская лапша или "ножки Буша"-2? Узбекско-китайская дружба проходит первые испытания
00:57  "РусКурьер" - Тотальная коррупция не дает России увеличить ВВП
00:56  А.Рар - В Средней Азии Китай опережает Россию
00:00  Правозащитники А.Шаймарданов и Е.Урлаева начинают кампанию по защите прав абитуриентов Узбекистана
Вторник, 02.08.2005
21:44  В Бишкеке пройдут соревнования по поеданию сосисок на мотоциклах
15:47  С.Сафаев (глава комитета Сената Узбекистана) - "Демократический фундаментализм проявляется в ЦентрАзии в двух формах" (интервью)
12:39  М.Соколов - Послание Алиеву из Вашингтонской Орды, или Драматический разговор в Берхтесгадене
12:29  "Frankfurter Allgemeine" - Неприятная ситуация. Мелкий диктатор Каримов указывает мировой державе
11:57  И.Мамедов - Контуры "Каспийской стены" и роль Азербайджана, как опоры "евроатлантизма"
11:16  "БП" - Беспредел в кадровой политике Киргизии, или Когда Бакиев уволит Кулова?
11:05  "Wall Street Journal" - Прощай, Каримов. Путин явно хочет вернуть бывшие советские республики под власть Москвы
10:54  "Эхо" - США перебросят базу из Узбекистана в Азербайджан?
10:45  А.Шарман - США и Казахстан объединяет многовековая общность мировоззрения...
10:32  "Tageszeitung" - Теперь Каримов может сколько угодно бросаться на грудь России и Китая, это не спасет его режим
10:11  А.Кацев - Ты, за антисемитов или сионистов? ГосДеп США нашел в Киргизии еще одну проблему
10:00  Узбекистан отменяет с 1 января 2008 смертную казнь
09:52  "Times": Отныне - плохой. И.Каримов "погубил экономику страны и жизни бессчетных тысяч ее граждан"
09:36  "КП" - Сотрудники "одной из американских спецслужб" готовили на базе "Ханабад" "хлопковую революцию"
09:09  "ВН" - У МАГАТЭ вылетают пломбы. Тегеран наказывает Евросоюз за медлительность
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Т.Рамадан:  Мусульманам пора выбираться из своих интеллектуальных и социальных гетто Т.Рамадан: "Мусульманам пора выбираться из своих интеллектуальных и социальных гетто"
09:01 03.08.2005

Пол Валлели
The Independent

В день, когда в Лондоне взорвались первые бомбы, швейцарский академик выпустил пресс-релиз, осуждающий действия террористов. "Исполнители подобных актов являются преступниками, и мы не можем принимать или слушать их возможных оправданий о том, что они якобы действовали во имя идеологии, религии или какой-либо политической цели", - говорилось в нем. Несмотря на то, что это решительное заявление было подписано мусульманином, Тариком Рамаданом, лектором по философии Университета Женевы и президентом Мусульманской организации Швейцарии, оно получило мало внимания со стороны СМИ.

Четырьмя днями позже Т. Рамадан был представлен британской общественности в несколько ином свете. C первой страницы "Sun" бросалась в глаза статья, в которой утверждалось, что ученый представляет собой "большую опасность", чем такие экстремисты, как Абу Хамза или Омар Бакри, а его "умеренный тон" создает "приемлемое лицо террора в глазах чувствительных молодых мусульман".

В этой короткой статье вообще хватило места для многочисленных ошибок и неточностей. Другие газеты тут же бросились перепечатывать ее, не проверив содержащихся в материале фактов.

"London Evening Standard" отличилась тем, что допустила сразу четыре ошибки в десяти коротких строчках. Наиболее существенной из них стало утверждение, будто бы профессор готов смириться с акциями террористов, в то время как он яростно осудил их.

В действительности Т. Рамадан – одна из самых ярких фигур в современном исламском мире. С его именем многие связывают надежды на то, что все-таки удастся добиться мира между мусульманами и остальной частью общества. Это является, пожалуй, наиболее важной задачей на планете, не первый раз потрясенной масштабными терактами.

Именно поэтому профессор был главным оратором на конференции, спонсируемой Ассоциацией старших офицеров полиции. И по этой же причине в прошлом году он был назван журналом "Time" одним из 100 лиц, в наибольшей степени способствовавших прогрессу в 21 столетии. Поэтому в академических кругах Рамадан пользуется заслуженной славой эрудита и ученого с интригующими идеями, посвятившего себя работе ради создания "Европейского стиля Ислама", если так можно выразиться (а точнее – философии мусульманина, чувствующего себя частью европейского общества).

В сегодняшнем мире, когда мусульмане и сторонники западного образа жизни, похоже, заняли два непримиримых лагеря и каждая из сторон готова бросать упреки в адрес другой, не утруждая себя попытками ее выслушать, Тарик Рамадан дает ключ к диалогу нового типа. Корни его подхода лежат в исламской теологии, однако профессор также хорошо разбирается в интеллектуальном наследии Запада, прошедшего через эпоху Возрождения. Поэтому он способен найти способ перекидывания моста.

Во время прошедшего на днях в Великобритании мусульманского фестиваля "Живой Ислам" в Линкольншире, неподалеку от Лондона, Тарик Рамадан говорил о том, что террористы своими действиями хотели дать понять британским мусульманам: это – не исламское общество, и поэтому оно – не ваше. "Мы же должны сказать, что это – наше общество, - утверждал он. – Сейчас более чем когда-либо раньше, мусульмане стоят перед императивом занять активную гражданскую позицию".

А последнее, в том числе, означает готовность поддержать новые законы, направленные на усиление мер безопасности и на запрет выступлений деятелей, призывающих от имени религии к насилию. "Я всегда осуждал то, что трибуна предоставляется некоторым из этих людей – например, Абу Хамзе и Омару Бакри. Безусловно, свобода слова необходима, но всему должны быть границы. Люди, которые утверждают, будто бы совершать убийства и не уважать законы страны, в которой они проживают, а также распространять ненависть к окружающим - соответствует Исламу, выходят за его границы. В то же время мы должны осудить использование фактора безопасности как предлога для ограничения прав человека и как повод для дискриминации мусульман".

Но сегодня, продолжает ученый, необходимо не ограничиваться просто принятием мер безопасности. "Мы должны понимать, что британские мусульмане являются частью решения, а не частью проблемы. Необходимо партнерство на низовом уровне. Приверженцам Ислама необходимо сотрудничать с местными властями и с полицией. А население, в свою очередь, должно стараться относиться к мусульманам с доверием. Если же мы сосредоточим все свое внимание на безопасности, то не сможем придти к взаимному пониманию".

В целом же, европейское исламское сообщество сегодня сталкивается с более широкими задачами и с необходимостью принять на себя большую ответственность, считает Рамадан. "Мусульманам сейчас, как никогда прежде, нужна готовность к самокритике", - отмечает он. Это означает, что обучение молодых мусульман должно стать не просто религиозной формальностью.

Им необходимо привить "способность добиваться социальной справедливости и защищать неприкосновенность любого человеческого существа, будь то женщина или мужчина, богатый или бедный". Именно в этом и заключается послание подлинного Ислама, говорит мусульманский деятель.

Презрения к террористам недостаточно. Люди "должны понять, - добавляет он, - что подобные рассуждения не являются всего лишь "неисламскими". Они являются антиисламскими".

Однако существует и более тонкий момент. Разговоры между членами мусульманского сообщества сегодня свидетельствуют о том, что они испытывают чувство вины, отчуждения и не видят возможности приспособиться к жизни в окружающем их обществе.

"Молодым людям говорят: все, что вы делаете, – неправильно. Вы не молитесь, вы пьете, вы не проявляете скромности, вы ведете себя не так, - отмечает ученый. - Им внушают, что единственный способ быть хорошим мусульманином – жить в исламском обществе. А поскольку они не могут выполнить этого, у них возникает кризис самоидентификации. Такие молодые люди становятся легкой добычей любого, кто придет и скажет, что есть способ "очиститься". Некоторые из подобных "учителей" даже позволяют молодым людям пьянствовать, чтобы усилить живущее в них чувство вины, что облегчает задачу манипулирования ими".

Альтернативой всему этому является обучение мусульманской молодежи критическому мышлению. "Наше искусство, наша литература, наше чувство юмора и даже то, что мы едим, заставляет нас – второе поколение европейского исламского сообщества – чувствовать себя ближе к окружающим нас немусульманам еще со школьной скамьи. И это правильно. Такой путь соответствует Исламу, универсальность которого как раз и заключается в способности его последователей интегрироваться в местную культуру. Нашим молодым людям, - говорит Рамадан, - необходимо сказать: вы можете носить европейскую одежду, если при этом соблюдаете принцип скромности. Демократия и плюрализм не противоречат принципам вашей религии. Все проявления западной культуры, которые не идут вразрез с Исламом, следует принимать и использовать".

Такой подход к воспитанию подрастающего поколения необходим для того, чтобы преодолеть явление, которое Тарик Рамадан называет "бинарным восприятием реальности – делением людей на "мы" и "они", мнением, что все западное непременно противоречит Исламу и ведет к упадку". Молодому поколению необходимо также отбросить тяжелое наследие своих родителей, которые пытались стать "незаметными" для других членов общества. "Сейчас необходимо высказываться – как против экстремистов, так и против тех, кто говорит, что быть хорошим гражданином – значит слепо выполнять любое решение правительства Великобритании. Участвовать в жизни общества, - советует Рамадан, – это значит, в том числе, быть способным к конструктивной критике".

Еще одно положение, на котором настаивает Т. Рамадан, – это углубление межконфессионального диалога. "Если вы обратитесь к корням наших религий, то обнаружите, что они основаны на общих ценностях. Важно изучать писания других учений, чтобы понять, как их последователи интерпретируют эти ценности. Мы должны задаться вопросами о наших собственных традициях и отбросить все то, что можно назвать сектантством и расизмом. Только тогда наше общество будет в состоянии построить общее будущее", - говорит он.

Все эти слова, звучащие вполне логично для западной интеллигенции, приводят Тарика Рамадана к ожесточенным столкновениям с некоторыми из его единоверцев. Наиболее ярким примером в этой связи является неприятие высказываний профессора, в которых он призывал наложить мораторий на применение предусмотренных Шариатом телесных наказаний и требовал соблюдения предусмотренных Исламом прав женщин.

Но сложность полемики, в которую вступают с Рамаданом представители самых разных сторон, в том, что все аргументы, приводимые им в обоснование своей позиции, исходят из Ислама. Телесные наказания действительно предусматриваются в Коране, однако, как утверждает профессор, о них говорится применительно к определенным социальным условиям. В этой связи профессор приводит исторические примеры, когда мусульманские общества отказывались применять их.

"Среди ученых Ислама, - также поясняет он, - нет единогласного мнения по вопросу о том, позволяют ли условия, существующие в сегодняшнем мире, применять наказания, предусмотренные Шариатом. А если имеются сомнения, то их следует трактовать, как учит исламское право, в пользу обвиняемого. Ведь справедливость, безусловно, пользуется приоритетом в нашей религии. Применять же телесные наказания при наличии сомнений – несправедливо".

"Ислам используется для того, чтобы подавить волю мужчин и женщин в некоторых мусульманских обществах", - также сетует он. И если мусульмане делают вывод, что положения их религии подлежат буквальному пониманию и претворению в жизнь независимо от социальных условий, то именно они отходят от подлинного учения Ислама, его духа.

Мусульманские религиозные деятели, не желающие смириться с такой точкой зрения, часто обвиняют профессора в продажности или же в том, что он проповедует "облегченную" версию Ислама. Швейцарский академик не очень переживает из-за этого. "Да, можно сказать, что я проповедую "вестернизацию". Но я не отступаю от универсальных принципов своей религии. Я всего лишь стараюсь не смешивать Ислам с традициями мусульманских стран".

Тем не менее, профессор подвергается нападкам и с другой стороны, в первую очередь – атакам американских неоконсерваторов, недовольных его критикой политики Тель-Авива. Из этого "легко понять, почему так много мусульман полагают, что главной целью политики западных стран является убийство людей в Палестине", - говорит Тарик Рамадан, что вызывает гнев ультраправых. Оппоненты ученого из их рядов засыпали Интернет ложными обвинениями, в результате которых сверхбдительная администрация США отозвала разрешение на работу на территории страны, выданное профессору ранее, и он так и не смог занять кафедру в американском университете.

"Некоторые деятели на Западе осуждают меня за то, что я отстаиваю ценности Ислама. С точки зрения таких людей, наилучший мусульманин – тот, кто наименее строго соблюдает требования своей религии, а богобоязненный приверженец Ислама является потенциальным террористом", - отмечает ученый.

Лекция, которую Тарик Рамадан прочитал на фестивале, носила название "Срединный путь". Это тот путь, которым пытается идти сам профессор, невзирая на трудности, который состоит в "поиске правильного соотношения духа и буквы в нашем меняющемся мире".

"Нам необходима, - добавляет он, - глубокая вера в сочетании с критическим мышлением. И, в конце концов, настало время выбираться из наших интеллектуальных и социальных гетто, освобождаясь от узкого понимания мира. Это сделать нелегко. Легко только стать экстремистом".

Источник - Ислам.Ru
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1123045260


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Сенаторами утверждена повестка заседания Палаты
- О "Старом" и "Новом" Казахстане
- Кадровые перестановки
- Единые требования к спортивному инвентарю утверждены в рамках ЕАЭС
- Конфликт Израиля и Ирана: почему никто не выиграет – мнение политолога
- Казатомпром расширяет горизонты: в поисках редких металлов на новом месторождении
- Рабочий график главы государства
- Спикер Сената встретился с Председателем Парламента Грузии
- Мажилис рассмотрит законопроект "О масс-медиа" во II чтении
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх