Т.Рамадан: "Мусульманам пора выбираться из своих интеллектуальных и социальных гетто" 09:01 03.08.2005
Пол Валлели The Independent
В день, когда в Лондоне взорвались первые бомбы, швейцарский академик выпустил пресс-релиз, осуждающий действия террористов. "Исполнители подобных актов являются преступниками, и мы не можем принимать или слушать их возможных оправданий о том, что они якобы действовали во имя идеологии, религии или какой-либо политической цели", - говорилось в нем. Несмотря на то, что это решительное заявление было подписано мусульманином, Тариком Рамаданом, лектором по философии Университета Женевы и президентом Мусульманской организации Швейцарии, оно получило мало внимания со стороны СМИ.
Четырьмя днями позже Т. Рамадан был представлен британской общественности в несколько ином свете. C первой страницы "Sun" бросалась в глаза статья, в которой утверждалось, что ученый представляет собой "большую опасность", чем такие экстремисты, как Абу Хамза или Омар Бакри, а его "умеренный тон" создает "приемлемое лицо террора в глазах чувствительных молодых мусульман".
В этой короткой статье вообще хватило места для многочисленных ошибок и неточностей. Другие газеты тут же бросились перепечатывать ее, не проверив содержащихся в материале фактов.
"London Evening Standard" отличилась тем, что допустила сразу четыре ошибки в десяти коротких строчках. Наиболее существенной из них стало утверждение, будто бы профессор готов смириться с акциями террористов, в то время как он яростно осудил их.
В действительности Т. Рамадан – одна из самых ярких фигур в современном исламском мире. С его именем многие связывают надежды на то, что все-таки удастся добиться мира между мусульманами и остальной частью общества. Это является, пожалуй, наиболее важной задачей на планете, не первый раз потрясенной масштабными терактами.
Именно поэтому профессор был главным оратором на конференции, спонсируемой Ассоциацией старших офицеров полиции. И по этой же причине в прошлом году он был назван журналом "Time" одним из 100 лиц, в наибольшей степени способствовавших прогрессу в 21 столетии. Поэтому в академических кругах Рамадан пользуется заслуженной славой эрудита и ученого с интригующими идеями, посвятившего себя работе ради создания "Европейского стиля Ислама", если так можно выразиться (а точнее – философии мусульманина, чувствующего себя частью европейского общества).
В сегодняшнем мире, когда мусульмане и сторонники западного образа жизни, похоже, заняли два непримиримых лагеря и каждая из сторон готова бросать упреки в адрес другой, не утруждая себя попытками ее выслушать, Тарик Рамадан дает ключ к диалогу нового типа. Корни его подхода лежат в исламской теологии, однако профессор также хорошо разбирается в интеллектуальном наследии Запада, прошедшего через эпоху Возрождения. Поэтому он способен найти способ перекидывания моста.
Во время прошедшего на днях в Великобритании мусульманского фестиваля "Живой Ислам" в Линкольншире, неподалеку от Лондона, Тарик Рамадан говорил о том, что террористы своими действиями хотели дать понять британским мусульманам: это – не исламское общество, и поэтому оно – не ваше. "Мы же должны сказать, что это – наше общество, - утверждал он. – Сейчас более чем когда-либо раньше, мусульмане стоят перед императивом занять активную гражданскую позицию".
А последнее, в том числе, означает готовность поддержать новые законы, направленные на усиление мер безопасности и на запрет выступлений деятелей, призывающих от имени религии к насилию. "Я всегда осуждал то, что трибуна предоставляется некоторым из этих людей – например, Абу Хамзе и Омару Бакри. Безусловно, свобода слова необходима, но всему должны быть границы. Люди, которые утверждают, будто бы совершать убийства и не уважать законы страны, в которой они проживают, а также распространять ненависть к окружающим - соответствует Исламу, выходят за его границы. В то же время мы должны осудить использование фактора безопасности как предлога для ограничения прав человека и как повод для дискриминации мусульман".
Но сегодня, продолжает ученый, необходимо не ограничиваться просто принятием мер безопасности. "Мы должны понимать, что британские мусульмане являются частью решения, а не частью проблемы. Необходимо партнерство на низовом уровне. Приверженцам Ислама необходимо сотрудничать с местными властями и с полицией. А население, в свою очередь, должно стараться относиться к мусульманам с доверием. Если же мы сосредоточим все свое внимание на безопасности, то не сможем придти к взаимному пониманию".
В целом же, европейское исламское сообщество сегодня сталкивается с более широкими задачами и с необходимостью принять на себя большую ответственность, считает Рамадан. "Мусульманам сейчас, как никогда прежде, нужна готовность к самокритике", - отмечает он. Это означает, что обучение молодых мусульман должно стать не просто религиозной формальностью.
Им необходимо привить "способность добиваться социальной справедливости и защищать неприкосновенность любого человеческого существа, будь то женщина или мужчина, богатый или бедный". Именно в этом и заключается послание подлинного Ислама, говорит мусульманский деятель.
Презрения к террористам недостаточно. Люди "должны понять, - добавляет он, - что подобные рассуждения не являются всего лишь "неисламскими". Они являются антиисламскими".
Однако существует и более тонкий момент. Разговоры между членами мусульманского сообщества сегодня свидетельствуют о том, что они испытывают чувство вины, отчуждения и не видят возможности приспособиться к жизни в окружающем их обществе.
"Молодым людям говорят: все, что вы делаете, – неправильно. Вы не молитесь, вы пьете, вы не проявляете скромности, вы ведете себя не так, - отмечает ученый. - Им внушают, что единственный способ быть хорошим мусульманином – жить в исламском обществе. А поскольку они не могут выполнить этого, у них возникает кризис самоидентификации. Такие молодые люди становятся легкой добычей любого, кто придет и скажет, что есть способ "очиститься". Некоторые из подобных "учителей" даже позволяют молодым людям пьянствовать, чтобы усилить живущее в них чувство вины, что облегчает задачу манипулирования ими".
Альтернативой всему этому является обучение мусульманской молодежи критическому мышлению. "Наше искусство, наша литература, наше чувство юмора и даже то, что мы едим, заставляет нас – второе поколение европейского исламского сообщества – чувствовать себя ближе к окружающим нас немусульманам еще со школьной скамьи. И это правильно. Такой путь соответствует Исламу, универсальность которого как раз и заключается в способности его последователей интегрироваться в местную культуру. Нашим молодым людям, - говорит Рамадан, - необходимо сказать: вы можете носить европейскую одежду, если при этом соблюдаете принцип скромности. Демократия и плюрализм не противоречат принципам вашей религии. Все проявления западной культуры, которые не идут вразрез с Исламом, следует принимать и использовать".
Такой подход к воспитанию подрастающего поколения необходим для того, чтобы преодолеть явление, которое Тарик Рамадан называет "бинарным восприятием реальности – делением людей на "мы" и "они", мнением, что все западное непременно противоречит Исламу и ведет к упадку". Молодому поколению необходимо также отбросить тяжелое наследие своих родителей, которые пытались стать "незаметными" для других членов общества. "Сейчас необходимо высказываться – как против экстремистов, так и против тех, кто говорит, что быть хорошим гражданином – значит слепо выполнять любое решение правительства Великобритании. Участвовать в жизни общества, - советует Рамадан, – это значит, в том числе, быть способным к конструктивной критике".
Еще одно положение, на котором настаивает Т. Рамадан, – это углубление межконфессионального диалога. "Если вы обратитесь к корням наших религий, то обнаружите, что они основаны на общих ценностях. Важно изучать писания других учений, чтобы понять, как их последователи интерпретируют эти ценности. Мы должны задаться вопросами о наших собственных традициях и отбросить все то, что можно назвать сектантством и расизмом. Только тогда наше общество будет в состоянии построить общее будущее", - говорит он.
Все эти слова, звучащие вполне логично для западной интеллигенции, приводят Тарика Рамадана к ожесточенным столкновениям с некоторыми из его единоверцев. Наиболее ярким примером в этой связи является неприятие высказываний профессора, в которых он призывал наложить мораторий на применение предусмотренных Шариатом телесных наказаний и требовал соблюдения предусмотренных Исламом прав женщин.
Но сложность полемики, в которую вступают с Рамаданом представители самых разных сторон, в том, что все аргументы, приводимые им в обоснование своей позиции, исходят из Ислама. Телесные наказания действительно предусматриваются в Коране, однако, как утверждает профессор, о них говорится применительно к определенным социальным условиям. В этой связи профессор приводит исторические примеры, когда мусульманские общества отказывались применять их.
"Среди ученых Ислама, - также поясняет он, - нет единогласного мнения по вопросу о том, позволяют ли условия, существующие в сегодняшнем мире, применять наказания, предусмотренные Шариатом. А если имеются сомнения, то их следует трактовать, как учит исламское право, в пользу обвиняемого. Ведь справедливость, безусловно, пользуется приоритетом в нашей религии. Применять же телесные наказания при наличии сомнений – несправедливо".
"Ислам используется для того, чтобы подавить волю мужчин и женщин в некоторых мусульманских обществах", - также сетует он. И если мусульмане делают вывод, что положения их религии подлежат буквальному пониманию и претворению в жизнь независимо от социальных условий, то именно они отходят от подлинного учения Ислама, его духа.
Мусульманские религиозные деятели, не желающие смириться с такой точкой зрения, часто обвиняют профессора в продажности или же в том, что он проповедует "облегченную" версию Ислама. Швейцарский академик не очень переживает из-за этого. "Да, можно сказать, что я проповедую "вестернизацию". Но я не отступаю от универсальных принципов своей религии. Я всего лишь стараюсь не смешивать Ислам с традициями мусульманских стран".
Тем не менее, профессор подвергается нападкам и с другой стороны, в первую очередь – атакам американских неоконсерваторов, недовольных его критикой политики Тель-Авива. Из этого "легко понять, почему так много мусульман полагают, что главной целью политики западных стран является убийство людей в Палестине", - говорит Тарик Рамадан, что вызывает гнев ультраправых. Оппоненты ученого из их рядов засыпали Интернет ложными обвинениями, в результате которых сверхбдительная администрация США отозвала разрешение на работу на территории страны, выданное профессору ранее, и он так и не смог занять кафедру в американском университете.
"Некоторые деятели на Западе осуждают меня за то, что я отстаиваю ценности Ислама. С точки зрения таких людей, наилучший мусульманин – тот, кто наименее строго соблюдает требования своей религии, а богобоязненный приверженец Ислама является потенциальным террористом", - отмечает ученый.
Лекция, которую Тарик Рамадан прочитал на фестивале, носила название "Срединный путь". Это тот путь, которым пытается идти сам профессор, невзирая на трудности, который состоит в "поиске правильного соотношения духа и буквы в нашем меняющемся мире".
"Нам необходима, - добавляет он, - глубокая вера в сочетании с критическим мышлением. И, в конце концов, настало время выбираться из наших интеллектуальных и социальных гетто, освобождаясь от узкого понимания мира. Это сделать нелегко. Легко только стать экстремистом".
|