Армянский монастырь Св. Матфея обнаружен в пещере Курментю на Иссык-Куле (подробности) 00:50 10.08.2005
По следам апостола Матфея?
Александр КАМЫШЕВ, кандидат исторических наук
Вот уже несколько полевых сезонов иссык–кульская археологическая экспедиция Кыргызско–Российского Славянского университета под руководством академика Владимира Плоских ведет поиск христианского "монастыря армянских братьев", обозначенного на Каталанской карте мира XIV века. На днях многолетние поиски увенчались успехом - найден подземный храмовый комплекс!
Вначале была легенда
О таинственной пещере в районе села Курментю на Иссык–Куле давно велись разговоры среди местных жителей.
Четверть века назад здешний уроженец Александр Кораблев рассказывал, что в детстве он лазил по вырытым под землей комнатам. Их, по его словам, было около тридцати, причем располагались они на двух уровнях.
Уже тогда ход на нижний этаж был почти засыпан и доступен лишь маленькому ребенку.
По легенде во время кыргызского восстания 1916 года в этих катакомбах прятался монах расположенного по соседству православного монастыря. Потому курментюйцы называют комплекс "норой монаха", полагая, что он его и вырыл.
Существует и другая версия. Мол, скит под землей построили русские отшельники, поселившиеся в этих местах во второй половине XIX века.
В научной литературе сведений о подземном храме встретить не довелось. В любом случае пещеры следовало осмотреть, но возможности не предоставлялось. Да и последняя информация о подземных галереях внушала пессимизм. Говорили, что вход в пещеру обрушен и спускаться туда крайне опасно.
Его Величество Случай
Иссык–кульская археологическая экспедиция ведет поиск "монастыря армянских братьев" на земле и под водой, в основном за счет российских спонсоров. Финансирование нынешнего года весьма скудно, участники сбрасывались даже на питание, и за аренду автомобиля тоже пришлось расплачиваться из своего кармана. Тем не менее организовали сразу две мобильные группы, одержимые желанием найти хотя бы фундамент средневекового монастыря.
В последнее время поиски переместились в район Светлого мыса, на перспективное в археологическом плане Курментинское городище. Оно впервые описано востоковедом Василием Бартольдом более ста лет назад, однако археологические раскопки здесь не проводились. В настоящее время все городище засеяно ячменем и засажено картошкой.
Группа из четырех человек в первый день экспедиции занялась расчисткой захоронения гуннского периода. Его обнаружили сельчане в глиняном карьере в районе села Жаркынбаево. А вторая группа успела заложить разведочный шурф на Курментинском городище - единственном свободном тут от посевов месте.
Всплыл и резервный вариант исследования христианского скита. Сведения о его местонахождении, полученные от местного населения, весьма противоречивы, и ученые долго плутали по побережью в поисках "норы монаха".
Монастырская краса
Еще до обнаружения входа в предполагаемый монастырь ученые поразились открывшейся взору панораме. Умели же в древности выбирать места. С высоты холмов, вклинившихся в затон, открывался великолепный вид всего восточного побережья Иссык–Куля. Вход в пещеру действительно завален, а прошедший накануне дождь хорошо размочил глину, так что спускаться в неизвестность страшновато. Но охота пуще неволи. И историки заскользили по разбухшей глине вниз. То, что перед нами архитектурное сооружение, стало ясно практически сразу. Достаточно взглянуть на профессионально выведенные своды, хорошо продуманную планировку. Пересекающиеся под прямым углом галереи и несколько ответвлений заканчивались небольшими кельями. Основная галерея от входа с небольшим наклоном уходила вниз, поворачивала налево и обрывалась завалом, хотя свод ее просматривался еще на несколько метров.
Когда же все это было построено? Ответ в одной из арок. Там, где найдено несколько глубоко забитых и полностью съеденных коррозией металлических штырей. Так разрушить металл могло только время. Очень длительное время. На следующий день находку осмотрел академик Владимир Плоских, прошелся по его галереям, и вечером его сотовый телефон стал разносить по всему свету сенсационную весть: - Мы нашли "монастырь армянских братьев"!
Для окончательного ответа на этот вопрос предстоит еще много работать. Прежде всего необходимо, соблюдая меры безопасности, расчистить завалы и исследовать весь средневековый комплекс.
Ведь и правда могут полностью подтвердиться предположения ученых о том, что это действительно тот монастырь, где, согласно Каталанской карте XIV века, хранились мощи апостола Матфея–евангелиста. Тогда памятник необходимо подготовить для демонстрации туристам и, возможно, многочисленных паломников. Требуются немалые средства, так что в предстоящую зиму археологи займутся поисками спонсоров.
Справка "ВБ"
Начальник экспедиционного разведывательного отряда кандидат исторических наук, доцент Александр Камышев опубликовал более 200 научных и популярных статей и три книги об археологических нумизматических находках и истории валюты Кыргызстана. Как и Владимир Плоских, не один раз выступал на страницах нашей газеты. *** Руководитель иссык–кульской экспедиции КРСУ профессор Владимир Плоских - один из ведущих историков и археологов республики, вице–президент Национальной академии наук КР. Автор сотен научно–педагогических и научных работ по истории Кыргызстана с древнейших времен до наших дней, в том числе учебников и фундаментальных академических изданий.
Экскурс "ВБ" Великий путешественник Петр Семенов–Тян–Шанский еще в середине XIX века обнаружил в Венеции так называемую Каталанскую карту с обозначенным на ней "монастырем армянских братьев, в котором хранятся мощи апостола Матфея". С тех пор и самим Cеменовым–Тян–Шанским, и новыми поколениями ученых делались неоднократные попытки разыскать тот монастырь. Что касается мощей святого Матфея, то многие историки считают их поиски в районе монастыря абсолютно бесперспективными. Дело в том, что при любой опасности, угрожавшей обители, монахи в первую очередь должны были эвакуировать мощи. Нелепо предполагать, что иноки могли покинуть свой скит, оставив там бесценную реликвию.
9 августа 2005 года. №150
|