Asia-Plus - "Джамал и Ко": два года спустя. Куда девались миллионы бисерных аферистов? 09:04 12.08.2005
"Джамал и Ко": два года спустя Куда девались бисерные миллионы?
Ольга ТУТУБАЛИНА,
Ровно два года назад - 15 августа 2003 года - Генеральная прокуратура республики арестовала "крестного отца" бисерного бизнеса Таджикистана, генерального директора фирмы "Джамал и Ко" Джамшеда Сияева.
А 26 октября 2004 года Верховный суд страны приговорил Дж. Сияева, его зама Зафара Камолова и главбуха компании Виктора Цоя к 20, 8 и 12 годам тюремного заключения соответственно. Однако точка в деле так и не была поставлена. В частности, до сих пор не выяснена судьба более 77 млн. сомони, которые вложили в бисерный бизнес около 54 тыс. человек...
Конец империи Для начала вспомним историю "бисерного дела". 15 августа, сразу после ареста руководства компании "Джамал и Ко", офис фирмы в Душанбе и ее филиалы в районах республики были опечатаны правоохранительными органами. Бухгалтерские книги, документы и находившиеся на тот момент в головном офисе деньги были изъяты следователями. Реакция населения на действия правоохранительных органов была очень болезненной - на улицы столицы вышли сотни возмущенных людей. Они требовали освободить Дж. Сияева и вернуть им деньги. В течение 3-4 месяцев Генпрокуратура республики закончила расследование дела, и уже 10 декабря Верховный суд начал судебный процесс. Сияеву, Камолову и Цою были предъявлены обвинения сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса: "Мошенничество", "Лжепредпринимательство", "Незаконная банковская деятельность", "Легализация (отмывание) денежных средств, полученных противозаконным путем", "Злостное нарушение правил бухгалтерского учета", "Злоупотребление своими полномочиями служащими коммерческих и других организаций", "Уклонение от уплаты налогов" и "Подделка, изготовление и сбыт поддельных документов, печатей, бланков". Сразу после суда адвокат главы компании Ибрагим Кимсанов подал кассационную жалобу, однако 11 января 2005 года, рассмотрев ее, суд оставил приговор без изменений.
Наряду с судебным, шел другой, более волнительный процесс - выплата денег вкладчикам "бисерной пирамиды". По данным Верховного суда страны, за период всей деятельности, в бизнесе "Джамал и Ко" участвовало 59 тысяч 896 вкладчиков, которые внесли сумму в 117 млн. 516 172 сомони. Из них в период деятельности фирмы, руководство компании возвратило вкладчикам 32 млн. 287 тысяч 830 сомони. 10 млн. из них составляли проценты за выполненную работу и почти 22 миллиона - непосредственно сами вклады. Далее. В период следствия сотрудники Генпрокуратуры изъяли около 8 млн. сомони, из которых 7 млн. 555 493 были возвращены 6 188 вкладчикам в качестве внесенного залога, без обещанных процентов за работу.
Это были последние цифры о возвращенных вкладах, обнародованные Генпрокуратурой республики в сентябре-октябре 2003 года. Путем простого арифметического действия приходим к выводу: в чьих-то карманах, на чьих-то банковских счетах "зависло" еще 77 миллионов сомони или 25 миллионов (!) долларов. Это деньги 54 тысяч вкладчиков, которые так и не получили свои кровные назад.
Где эти деньги? Почему так произошло? На вопросы корреспондента "АП" ответил первый заместитель председателя Верховного суда Махмадали ВАТАНОВ:
Миллионы Сияева - Когда материалы по этому делу поступили в Верховных суд, от уже выплаченных Генпрокуратурой денег осталось около 500 тысяч. Они не были отданы вкладчикам, так как пока дело находится в суде, мы не имеем на это права. Также, в ходе следствия был наложен арест на имущество, принадлежащее самому Дж. Сияеву и членам его семьи, другим активным участникам фирмы. Тогда же встал вопрос и об аукционной распродаже имущества "Джамал и Ко", была назначена ликвидационная комиссия. Деньги, реализованные в результате аукциона, должны пойти на выплату сумм оставшимся вкладчикам компании.
- Да, но, насколько нам известно, аукцион должен был пройти сразу после вынесения приговора. Так где же деньги? - Денег еще пока нет. После того, как был вынесен окончательный приговор, мы отправили все материалы по делу для аукционной распродажи имущества в суд района Сино, на территории которого и располагалась компания. Почему туда? Дело в том, что у нас в штате нет судебных исполнителей, поэтому все наши приговоры выполняют исполнители районных судов. С самого начала, при продаже имущества, мы столкнулись с непредвиденной проблемой. По закону арестованное имущество должно продаваться через торги. Выяснилось же, что в республике практически не осталось комиссионных магазинов. С большим трудом мы отыскали такой магазин только в Гиссаре. Продажа началась, но ее процесс идет очень медленно…
Общая стоимость имущества, которая была определена в ходе следствия, по словам М. Ватанова, составляет около 3 миллионов сомони. Личный дом Дж. Сияева оценен в 680 тысяч сомони, одна из квартир - в 210 тысяч. Его машины - 15 единиц - были оценены недорого, стоимость самой "крутой" из них составила около 30 тысяч сомони. Сумма в 3 миллиона, по словам судьи, набирается в основном за счет дома и двух недостроенных девятиэтажек, принадлежащих Дж. Сияеву, стоимость которых оценена в 1 миллион сомони.
Как только все арестованное имущество уйдет с молотка, суд, по словам М. Ватанова, начнет выплату денег вкладчикам "Джамал и Ко". Когда это произойдет пока неизвестно. Однако, по словам судьи, свои деньги получат далеко не все.
Крупные вклады возвращаться не будут - Исходя из того, что мы можем рассчитывать лишь на 3 миллиона, было решено возмещать только наименьшие суммы вкладов, не более чем в 100 долларов, - говорит он. - Боюсь, на всех остальных денег просто не хватит. Поэтому те, кто сдавал большие суммы, наверняка ничего не получат. По крайней мере, до тех пор, пока не будут определены какие-то другие источники, например, пока не будет найдено еще какое-то имущество Дж. Сияева или же его родственников. В чем я, честно говоря, сильно сомневаюсь.
- Говорили, что многие высокопоставленные чиновники также вносили крупные вклады в бисерную компанию. Речь шла о сотнях тысяч долларов... - Были вклады до сотни тысяч, но не долларов, а сомони. Это были коллективные заявки от бизнесменов. Что же касается высокопоставленных чиновников, то ни в прокуратуру, ни к нам они не приходили и не жаловались.
- Возможно, потому, что еще в 2003 году бывший заместитель генерального прокурора Азизмат Имомов на всю страну заявил, "…что же касается вкладов в особо крупных размерах, то о них разговор будет отдельный. Для начала мы проверим происхождение этих денег"? - Никто ничего не проверял. Зачем, денег-то все равно нет...
- Оставшиеся долги с Джамшеда Сияева спишутся? - Нет. Он должен будет возвращать ущерб, хоть через сто лет. Выйдет из тюрьмы, будут высчитывать с его зарплаты, с имущества.
- У вас есть какие-нибудь данные относительно реальной суммы денег, полученных руководством "Джамал и Ко"? - Долг Сияева перед вкладчиками составляет более 70 миллионов сомони. Но я не верю, что у него есть столько денег. Мы знаем как он жил, тратил деньги на развлечения, дарил дорогие подарки родственникам и друзьям, путешествовал. Все это стоит больших денег. Думаю, что сейчас у него осталось около 50 миллионов. Он успел их спрятать, то ли в Москве, то ли в Дубае. Следствие это установить, к сожалению, не смогло. Сам же Дж. Сияев говорил на суде, что у него никогда таких денег не было. Говорил, что его обманули заместители, бухгалтер и кассиры. А он честный человек, который страдает от их махинаций.
Возможно, что здесь Дж. Сияев отчасти был прав. По словам М. Ватанова, он действительно никогда не знал, сколько денег у него есть в наличии. В подвале его дома, уже после ареста были обнаружены огромные банковские сейфы. Ежедневно главный кассир компании в обычных мешках таскал в этот дом собранные за день банкноты. Сияев же их никогда не считал, молча расписывался под названной суммой и сносил свое богатство в погреб. Иногда вместо него деньги принималb жена Сияева, его мать или сестра Джамиля. Кстати, последняя все еще находится в международном розыске. Когда других руководителей компании только начали арестовывать, предприимчивая женщина, захватив с собой часть денег, сбежала из страны. Где она находится сейчас, никто не знает. Также за пределы республики выехали и ближайшие родственники Джамшеда.
Д. Сияев: мошенник или благодетель? После ареста "бисерного короля" толпы обманутых вкладчиков осаждали не только Генпрокуратуру республики, многие из них неоднократно наведывались и в дом Дж. Сияева. По словам начальника управления по особо важным делам Генеральной прокуратуры республики Баходура ХАМИДОВА, родственникам - матери, жене и сыну Сияева не раз угрожали разгневанные вкладчики. И те вынуждены были уехать. Не давали прохода и отцу Джамшеда - Бекмуроду Сияеву. По данным следственных органов, он также занимался привлечением людей в дело своего сына. Он работал в медицинском университете заведующим кафедрой таджикского языка. И с его легкой руки многие именитые ученые были вовлечены в бисерный бизнес. В конце марта 2004 года Б. Сияев неожиданно скончался. Причина смерти выявлена не была, однако по мнению самих сотрудников правоохранительных органов это был сердечный приступ. "Наверное, сердце не выдержало, - говорит Б. Хамидов, никаких следов насильственной смерти на теле обнаружено не было, к тому же квартира, в которой он находился, была заперта изнутри…".
Смерть отца Дж. Сияева стала не единственным трагическим результатом "бисерной пирамиды". Сразу после ареста руководства компании, как мы уже говорили, на улицы Душанбе вышли люди. А у здания Генеральной прокуратуры три дня проходил митинг вкладчиков. В первый же день митинга одна из женщин, узнав о том, что ее деньги пропали, потеряла сознание. Позже, уже в больнице, она, не приходя в себя, скончалась. Немало было случаев, когда вкладчики вносили под залог свои квартиры, дома. Многие из них, так и не получив обратно вложенных денег, остались на улице...
Наргис Сафарова (имя по просьбе женщины изменено) вместе с тремя детьми вынуждена жить у своей двоюродной тетки, потому что свою квартиру она внесла под залог, чтобы купить бисер. - Когда арестовали Сияева, меня избил, а потом бросил муж. Но я же не знала, что все так получится, думала, если люди могут на этом зарабатывать, то и мне повезет. Кто же знал, что этот Сияев такой мошенник?
Назокат Х. заложила свою квартиру и закупила 30 блоков бисера. Ожидая чистой прибыли в размере 500 долларов через три месяца, она хотела осуществить свою мечту - приобрести трехкомнатную квартиру. На такой риск ее побудили две предыдущие сделки, которые прошли очень удачно. Виноватыми в своей беде она считает власти и милицию.
Манучехр Гадоев (имя изменено) свои деньги получил обратно, благо сумма была невелика - 900 долларов.
- Мне повезло, я вернул деньги, а вот мои соседи и знакомые, которые тоже занялись бисером их так и не получили, - говорит он. - А сейчас, наверное, им уже и не стоит надеяться. Куда пропали деньги, не знаю, вижу только, что около нашей Генеральной прокуратура стало не протолкнуться от дорогих иномарок. Может, они на наши вклады шикуют?
- Последние годы я не могла найти себе нормальную работу, - говорит бывшая вкладчица Сановбар. Я вдова и у меня четверо детей. Когда я стала заниматься бисером, мои дела поправились, я смогла лучше кормить детей, даже покупать одежду. Я не знаю, почему власти закрыли эту фирму. За все время моей работы на государство я получала лишь "копейки", а Джамшед помог очень многим людям, которые живут за чертой бедности. Мы все ему благодарны…
Удивительно, но, несмотря на то, что вина Дж. Сияева уже давно доказана, а он во всеуслышание был объявлен мошенником, некоторые бывшие вкладчики продолжают его боготворить. Правда, их осталось совсем немного, ведь свои денежки обратно получили лишь 15 процентов всех обманутых вкладчиков.
В своем интервью, данном "АП" еще два года назад, Джамшед Сияев сказал: "Я без зазрения совести смогу посмотреть в глаза всем своим вкладчикам и партнерам, в том числе и каждому в отдельности"…
Что ж, через 20 лет, когда господин Сияев выйдет на свободу, смотреть в глаза бывших вкладчиков ему, наверное, будет проще - время залечит душевные раны и обиды людей. На фоне новых афер, новых комбинаторов "бисерное дело", очевидно, подзабудется. Зато останутся деньги, которые Джамшед отложил на свою безбедную старость...
11.08.2005
|